«Злой город»: разбираем, почему этот фильм стал самым популярным в российских кинотеатрах

В российских кинотеатрах показывают «эпичный эпик» о монголах и доблестных славянах, которые смогли (пусть и недолго) сопротивляться могучей военной машине хана Батыя. Сборы «Злого города» внезапно превысили ожидаемые – российские зрители соскучились по масштабным фильмам, тем более у новинки и конкурентов в прокате не было. За первые 4 дня проката лента собрала 138 миллионов рублей, за следующую прокатную неделю – еще 100 миллионов. Кино рекламировали на федеральных каналах, зазывая новых зрителей «мощными батальными сценами, исторически выверенными декорациями и яркими героями». Можно сказать, что это новое «Сердце Пармы» (российский эпик 2022 г.), но вместо «плохих москвичей» тут монголы, и вообще фильм отлично вписывается в патриотическое воспитание. Но все же, если смотреть с точки зрения искусства, – плох он или хорош? 

Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru

Зрители, которых опросил после сеанса «Первый канал», в едином порыве хвалили «…Город». «Могучий русский дух», «мужская сила и женская красота», «наша великая история» – но в интернете мнения разделились. Кто-то называет фильм качественным историческим эпиком, кто-то – нашим ответом «Гладиатору» и «Властелину колец». Дескать, антиисторическое нечто получилось у Константина Буслова (ранее он снимал «Калашникова» и «1941. Крылья над Берлином»). 

Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru

Немного исторических фактов для понимания. В 13 веке на территорию Руси вторглись монголы во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем. В исторических источниках это называют монгольским нашествием или нашествием Батыя. Монголы прошлись по Руси, разорив такие города как Киев, Рязань, Владимир и Переяславль. Самым «проблемным» на пути монгольского войска оказался небольшой даже по тем временам город Козельск. Город тогда был столицей одного из уделов Черниговского княжества и правил там 12-летний князь Василий. Город не получилось взять быстро, как хотелось: обычно оборона длилась 3-5 дней, Козельск же упорно не хотел сдаваться чужакам и держал осаду почти 2 месяца (около 50 дней, если быть более точным). В итоге войско Батыя все же захватило город, Козельск был уничтожен, а Батый якобы велел забыть его название и отныне звать его не иначе как «злым городом». Собственно, об обороне Козельска нам и решили рассказать в начале 2025 года. 

Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru

Поскольку интригу вокруг обороны «злого…» сделать не получится (у всех «Википедия» есть), авторы решили немного разнообразить историю душевными метаниями нескольких персонажей. Увы, но это – самая слабая часть ленты. Героям не то что не веришь – им не сопереживаешь, потому что, кроме штампов, ничего в них и нет: вот тебе партизаны/бандиты, вот тебе правильные верующие, а вот дивчина, которая врагов режет похлеще Мулан и Жанны д`Арк. Имеется тут и любовный треугольник… или все же квадрат? Но и любовь тут показана смазано, отчего под конец забываешь, кто кого любил, кто кого бросил и т.п. 

Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru

Десятник дружины Лютобор (Владимир Любимцев) и витязь Могута (Александр Метелкин) любят красавицу Весняну (Леонела Мантурова). Она и является боевой девушкой, олицетворением, возможно, Родины-Матери с Мамаева кургана. Понятно, почему все мужики так ее хотят. Пока эти бравые мужчины дружно любят Весняну (это не то, что вы подумали), в уголке страдает знахарка Даша (Полина Чернышова), которой небезразличен Лютобор. Затем Весняна оказывается в плену у монголов и, помучившись немного, проявляет поразительные силу и мужество. Параллельно с этим развивается история юного князя Василия и его матери княгини Марии. Появляется монах Ратша (Алексей Гуськов), бывший дружинник, успевший послужить у монголов, а теперь переметнувшийся обратно к своим. Он – невероятный воин, в том числе потому, что искусно обращается с мечами. Появляются и другие персонажи, которых сложно запомнить. Истории множатся, запутываются и, по сути, не работают, как нужно. Говорят, что изначально фильм был длиннее на 50-60 минут (осталось 110) и его обрезали для проката. Возможно, в этих 50 минутах осталось и развитие отношений героев. Или все же нет? Чувствуется, что самим авторам герои не интересны. Они – картонки, созданные лишь для того, чтобы играть какую-то роль в показываемом историческом событии. Поэтому абсолютно все равно, кто выживет в финале – ну, или кто как примет свою смерть. Герои сливаются в общую массу, и ты к финалу забываешь, кто, зачем и почему.

Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru

Режиссер рассказывал, что для съемок построили целый небольшой город, опираясь на схемы реального Козельска. Действительно – больше всего трудов ушло на воссоздание исторических деталей. И все же постоянно бросается в глаза какое-то несоответствие, словно вместо исторического фильма смотришь запись со сходки реконструкторов. Дома слишком уж приличные – ну заметно же, что только построили и не жили в них. Одеяния героев хороши – но тоже все новое, будто все разом достали из сундуков лучшее. Актрисы красивы современной показной красотой, так и хочется спросить, за каким углом у них салон (спасибо, что хоть без трендового макияжа обошлись). Такие мелочи могут не броситься в глаза, если сюжет увлекает и героям веришь. Если же сценарий вышел слабый, то подобные отступления от реализма вылезают и ужасно раздражают. Добавим к этому то, что русские/славяне говорят на прилизанном современном языке со вкраплениями старых словечек, а монголы явно держат при себе книжечки с восточными афоризмами. Отчего-то нам показывают зиму. Русская зима, конечно, на экране смотрится прекрасно, но есть одна проблема – Козельск оборонялся поздней весной. Неужели в мае в 13 веке на Руси не таяли сугробы? Козельск же не за полярным кругом был. 

Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru

В остальном же «Злой…» можно смотреть. Если вам не так важна человеческая история и достоверная внешность, то фильм может принести вам несколько приятных сюрпризов. Бои, хоть и отсылают явно к битве из второго «Властелина колец» (особенно сцена с лестницами), сняты добротно. Их много (а точно рейтинг тут 12+?), кровавости им не хватает, но операторская работа и постановка выделяют фильм из прочих российских околоисторических поделок. Можем порадоваться, что в РФ умеют делать красивую картинку. Еще бы сценарии научились писать – совсем бы цены не было. 

Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Злой город» / kinopoisk.ru

«Злой город» – это не полноценная увлекательная история, как это было с «Сердцем Пармы». Но это кино, которое не вызывает омерзения и после него не хочется спросить, на что пошел многомиллионный бюджет. Авторы, кажется, горели своим замыслом, но что-то пошло не так, а что-то – получилось. В итоге имеем кино, которое поставят детям на школьном уроке истории. Не стыдно, без фэнтези и глупостей а-ля «Легенда о Коловрате» и «Викинг» и даже без натуралистичных сцен, которые напугают юных зрителей. Просто… нормально, без претензий на высокое искусство. Но на то и патриотическое кино.