«Эммануэль»: новая версия эротической сказки попала в российский прокат

С 28 ноября в российских кинотеатрах показывают «Эммануэль» – новую экранизацию культового эротического романа Эммануэль Арсан. Но не спешите жаловаться в нравственные российские инстанции – фильм получился на удивление целомудренным. Режиссерка Одри Диван переосмыслила знаменитый образ и сняла кино о женской неудовлетворенности и поисках любви.  

Авторка обзора не смотрела классическую экранизацию с Сильвией Кристель, но читала книгу и будет опираться в том числе на нее. 

Мало кто знает, но фильмов об Эммануэль десятки. Если верить источникам в интернете, их не менее 60. Есть даже «Эммануэль в космосе». Одри Диван решила не просто снять продолжение этой эротической эпопеи, она хотела бросить вызов зрительским ожиданиям – ее «Эммануэль» является чем угодно, но не эротическим фильмом. Зритель чувствует себя обманутым, уходит из кинотеатра со злостью и ставит ленте низкий балл. Диван – скорее режиссер-исследователь. В 2021 г. она получила «Золотого льва» за фильм «Событие». «Эммануэль» – ее третья работа, и авторка, кажется, решила прыгнуть выше головы. 

Любопытно было, что у Диван получится в нынешних условиях. Оригинальная книга была провокативной и, если смотреть глазами современного человека, несколько сексистской. Это замечали и в 60-х. Считается, что роман написала не Эммануэль Арсан, а ее муж, который не мог поставить свое имя на обложку из-за своего положения – он был дипломатом (его в итоге все равно уволили, потому что скандал вокруг его жены разразился нешуточный). В те времена читатели (и зрители) не были избалованы эротикой, откровенные книги и фильмы было сложно достать. «Эммануэль» с Сильвией Кристель для большинства стал первым фильмом с сексуальными сценами. Что уж говорить о постсоветской России, в которой фильм стал культовым – из-за шокирующей в те годы интимности. Но сейчас у нас 2024 год. Эротические сцены в кино перестали быть чем-то особенным, откровенность окружает нас, а те, что смотрят порно на сайтах 18+, более не воспринимаются, как озабоченные извращенцы. И чем современного зрителя может удивить новая экранизация «Эммануэль»? 

Авторы, конечно, это понимали и решили избрать иной подход. Во-первых, они полностью переписали сюжет оригинальной книги. От него буквально ничего не осталось, кроме, разве что, открывающей сцены в самолете, Гонконга и богатых отелей. Ну, и имени главной героини. Во-вторых, изменения коснулись и личности Эммануэль, и ее отношения к сексу. Это уже не та сексуально ненасытная барышня, которая готова была броситься на шею любому с желанием получить новый оргазм. В фильме 2024 г. Эммануэль занимается сексом без удовольствия и мучается от этого, без хорошего секса жизнь кажется ей тусклой. Она старается найти оргазм, но у нее никак не получается. Можно смело сказать: в наших реалиях это более актуально и приземленно. Кто сейчас поверит героине, которая от нечего делать, валяясь на пляже, получает по 20 оргазмов от случайных партнеров и хочет больше и больше? А вот уставшей, одинокой и неудовлетворенной женщине поверят. 

В книге Эммануэль была молодой женой работника дипмиссии в Гонконге. Прилетев к мужу из Парижа, она пускалась в развлечения и вступала в нереалистичные сексуальные связи. На 30% книга – это сексуальные сцены с разными людьми (в том числе с толпами этак в 30-50 человек за раз). На 40% – это «философия секса», которую Эммануэль изучала вместе со своим знакомым Марио (она гласит, что нужно ни в чем себе не отказывать в сексе, спать со всеми, кто позовет, и только в этом случае ты сможешь познать настоящую любовь). Остальные 30% книги – это диалоги между спариванием в ресторанах, номерах, на вечеринках и т.п. Эммануэль в книге ничем не занимается, у нее нет работы, нет обязанностей, ей даже не нужно встречать мужа с работы. Обновленная Эммануэль – полная ее противоположность. 

В 2024 г. Эммануэль (Ноэми Мерлан) приезжает в Гонконг по работе. Должность ее не называют, но ясно, что она должна проинспектировать местный элитный отель. Женщина останавливается в номере, гуляет по отелю, расспрашивает главную в нем (ее играет Наоми Уоттс) и присматривается к работникам и посетителям. Измотанность Эммануэль чувствуется через экран. Кажется, что основное в ее жизни – это работа. У нее нет ни мужа, ни постоянного партнера. Время от времени (раза 3 за весь фильм) она вступает в связь с малознакомыми людьми, но сексом занимается так, словно отбывает трудовую повинность. Об оргазмах и речи нет. Понятно, что хотели показать авторы – усталая женщина хочет почувствовать себя желанной, но сама не может испытывать желание. Единственный человек, который интересует ее, – это таинственный постоялец отеля Кей Шинохара, который будто заигрывает с ней, но все время держит дистанцию. Постепенно Эммануэль становится одержимой его образом. Она проникает в его номер, чтобы полежать в его ванной, выслеживает, в каких местах он бывает. Заканчивается фильм – к счастью! – не стандартным хэппи-эндом с Кеем, но Эммануэль на последних минутах научится получать удовольствие от секса. Собственно, во имя этого (финального оргазма) фильм и снимался. 

У современной «Эммануэль» множество проблем, обойти их нельзя, так что обо всем по порядку. Темп повествования – это нечто мучительное. События развиваются так неспешно, что к авторам появляются вопросы – вы что, заумный артхаус пытались снять? И то мало какие фестивальные/артхаусные ленты могут похвастаться такой медлительностью. Эта проблема вытекает из второй – сценарий. Кажется, выкинув оригинальную книгу, авторы не поняли, как им писать историю. Что впихнуть в фильм, чтобы получился заветный полный метр? Сценарий можно было бы уместить в 40 минут хронометража. Остальное – это затянутые и бессмысленные сцены. Эммануэль по 5-10 минут ходит по Гонконгу в поисках своего любимого постояльца. В отеле происходит потоп. Какую-то работницу отеля увольняют за недопустимый разврат на работе (очень странная сюжетная линия). Эммануэль подолгу говорит со случайными персонажами, и эти диалоги непростительно длинны и никуда не ведут. Кажется, что актеры намеренно говорят медленно и делают огромные паузы между предложениями. Зритель, которого завлекли постерами, запросто заснет на середине ленты. 

Исключив из сюжета секс, авторы новой «Эммануэль» рисковали. Да, сексом сейчас не удивишь, но на него смотреть интереснее, чем на долгие фланирования Эммануэль по отелю. Самая лучшая эротическая сцена – это мастурбация ее знакомой при ней, второстепенная актриса отлично отыгрывает удовольствие, а Эммануэль с неловкостью посматривает по сторонам. Знаменитая сексуальная сцена в самолете есть, но вышла она (из-за изменений в образе героини) бесстрастной, на грани с антисексуальностью. И остальной секс такой же – быстрый (не более 30 секунд), молчаливый, безэмоциональный. Оставалась надежда на последний секс, от которого Эммануэль получит долгожданный оргазм. Он снят хорошо, но по-прежнему очень целомудренно и без подробностей, как в рядовом кино. Ноэми Мерлан наконец-то изображает страсть, да и ее партнер неплохо отыгрывает, но чего-то в этом не хватает – неестественно как-то, так и слышно, как за декорациями стоит режиссер и шепчет: «Ну покажите чувственный секс, давайте, вы же умеете!» 

Но не стоит очень уж ругать Ноэми Мерлан. Несмотря на то, что сюжет вышел рыхлый, а секс – скучный, она хорошо показывает обычную, понятную нам всем героиню. «Эммануэль» сейчас – это кино женское. Если классическая Эммануэль была образом из мужских фантазий, то сейчас она – отражение женских проблем. Эммануэль – это усталость от работы, бесконечное одиночество, которое глушится разговорами в баре с незнакомцами, вялый секс, который более похож на устаревший ритуал, навязанный прошлыми поколениями. Эта Эммануэль более всего желает не секса – она хочет увлечься кем-то, быть с кем-то конкретным. «Женщина хочет любви, а только потом секса» – говорят нам с экрана. Оттого фильм выстраивается вокруг влечения Эммануэль к Кею, мир которого ей непонятен. Ей не нужны другие люди. Только найдя его, она сможет раскрыть свою чувственность (не так, как предполагалось, но ход интересный, что уж там). 

«Эммануэль» стоит смотреть женщинам, которые поймут чувства главной героини. Из сексуализированного объекта, проекции мужских фантазий она стала субъектом, поэтому в фильме так мало эротизма, но много – желания любить. Можно ли простить за это затянутость и невнятное повествование? Зависит от того, кто смотрит. Радует уже то, что «Эммануэль» говорит современным языком о женской сексуальности, а не ссылается на нормы 60-летней давности.