Золотые вы наши: что мы узнали из американских отчетов российской оппозиции

К концу 2025 года многие российские организации, представляющие оппозицию за рубежом, опубликовали свои годовые отчеты по американской форме 990. Да, практически все они зарегистрированы в США. Правда, отчеты поданы только за 2024 год.

Изображение: SOTA
Изображение: SOTA

ФБК и сателлиты

Anti-Corruption Foundation Inc (ФБК)

Новоявленные «террористы» увеличили доходы более чем на 1 миллион долларов, с 1,7 до 2,9 миллиона. В 2023 году фонд отчитывался о полумиллионных убытках, 2024 год завершен с небольшой прибылью в 34 тысячи. Доходы целиком состоят из грантов и пожертвований. От продажи мерча, авторских отчислений, монетизации американский ФБК доходов не получал.

Главным отличием свежего отчета от прошлогоднего стало снижение финансирования литовской организации Posterum, являющейся основным донором для европейского ФБК. Финансирование снизилось с 1,4 миллиона в 2023 году до 775 тысяч в 2024. Как это связано с сокращением штата европейского ФБК – не уточняется.

Общие расходы – 2,84 миллиона, из которых программная деятельность (расследования, медиа, международная работа) – 2,72 млн, подрядчики – 272 тысячи.

Добавим, что из совета директоров этого юридического лица никуда не делся Иван Жданов: он по-прежнему числится директором. Когда произошел железнякгейт, экс-банкира из учредительных документов и отчетов убрали куда оперативнее.

Отметим, что отчетность ФБК за 2024 год выглядит довольно качественной и не вызывает вопросов, возникавших ранее. Скандальных пунктов финансовая документация не добавила.

Фото: fbk.info
Фото: fbk.info

Human Rights Foundation

Это организация, которую в рассматриваемом 2024 году с помпой возглавила Юлия Навальная, сменив Гарри Каспарова на посту ее председателя.

Однако, в годовой отчетности ее нет ни в числе топ-менеджмента, ни в совете директоров, хотя Гарри Каспаров указан в качестве председателя до июня 2024 года.

Организация отчиталась за 38,7 миллиона долларов дохода и задекларировала инвестиции 70,8 миллиона в биткоинах. Сотрудником Bitcoin Adoption Lead, входящего в структуру Human Rights Foundation, является казначей ФБК Анна Чехович. ФБК, бюджет которого, по словам Чехович, состоит из биткоинов, о криптовалюте в своем бюджете не отчитывался.

Двадцать тысяч долларов было выделено фондом в адрес RUSSIAN AMERICA FOR DEMOCRACY IN RUSSIA INC (RADR). Напомним, 6 октября 2022 года за подписью вице-президента Anti-Corruption Foundation Александра Железняка было составлено письмо, подтверждающее выделение гранта в размере 20 тысяч долларов в адрес RADR (Russian America For Democracy In Russia) – «Русскоязычной Америки за демократию в России». После получения письма государственными органами США RADR оперативно была зарегистрирована в качестве некоммерческой организации, освобожденной от налога на прибыль (501(c)(3) organization). Руководство RADR к тому же было прочно связано с Free Russia.

Группа компаний «Фрираша»

Free Russia Foundation 

Free Russia Foundation заработала в 2024 году 6 миллионов долларов, увеличив доход на миллион по сравнению с 2023 годом, но до прекращения финансирования от USAID. В частности, по данным аудита за 2024 год, грант на «Евразия Феникс» в размере 2,7 миллиона долларов был отозван в 2025 году, уже по окончании 2024 финансового года. То есть, не 6 миллионов, а 3,3.

В отличие от ФБК, у которого нет государственного финансирования, «Фрираша» на 85% состоит из бюджетных денег США. Основной источник: контракты и гранты правительства США ($5,370,591) – DRL (Государственный департамент) и упомянутый USAID.

Расходы организации составили 5,5 миллиона, из которых 5 миллионов – расходы на программы фонда.

В фонде работают два сотрудника: Наталья Арно и Надежда Валуева.

Salaries, other compensation, employee benefits (заработная плата, другие компенсации, пособия работникам) (Part IX, lines 5–10) – 380 тысяч долларов.

Также более 330 тысяч направлены «консультантам» – Евгении Кара-Мурзе (около 200 тысяч) и Наталье Лунде (138 тысяч).

Указанные на сайте «Фрираши» «вице-президенты» Владимир Кара-Мурза и Владимир Милов в штате или совете директоров фонда не числятся. Остается предположить, что они либо альтруисты, либо относятся к подрядчикам на аутсорсе. По данной статье расходов потрачено около 700 тысяч долларов.

35 тысяч выделено Фонду 30 октября в виде гранта. Наталья Арно, Евгения Кара-Мурза являются важными функционерами обеих организаций. То есть Арно фактически выделила грант самой себе.

Зарплата Арно – 172 тысячи долларов, где 150к – оклад, 10к – бонус, 12,6к – необлагаемые налогом льготы.



Наталья Арно
Фото: Руслан Терехов / SOTA   
Наталья Арно
Фото: Руслан Терехов / SOTA   

The 30 October Foundation

Фонд поддержки политических заключенных заработал 123 тысячи долларов, включая 35 тысяч от «Фрираши».

На поддержку 88 семей политических заключенных потрачено 19,3 тысячи долларов (по 223 долларов на семью в год). 30,8 тысяч — профессиональные сборы и выплаты независимым подрядчикам.

Сведений о заработной плате функционеров фонда в отчетности нет, им и так есть, где заработать

RADR 

Здесь в отличие от описанных мастодонтов оппозиции официально есть волонтеры.

Russian America for Democracy in Russia Inc в 2024 году показала доход в размере 300 тысяч долларов, увеличив сборы на 100 тысяч по сравнению с 2023 годом (тогда было около 200 тысяч). В отличие от крупных фондов с государственными грантами здесь в графе «Правительственные гранты» стоит ноль — все средства ($299,461) получены через частные пожертвования и гранты.

Расходы организации практически сравнялись с доходами и составили 295 тысяч долларов. 

В штате организации официально нет наемных сотрудников (цифра в отчете — 0), однако деньги выплачиваются руководству через компенсации.

Ключевые фигуры фонда — Дмитрий Валуев и Надежда Валуева (функционер «Фрираши»).

Дмитрий Валуев (президент и секретарь) получил компенсацию в размере 30 750 долларов. В отчете указано, что он работает 40 часов в неделю.

В налоговой форме официально подтверждено наличие семейных отношений между офицерами/директорами (строка 2, Part VI) — то есть финансы и управление сосредоточены внутри одной семьи.

Организация активно опирается на труд добровольцев. В отчете указано, что в фонде числится 65 волонтеров, которые отрабатывают в общей сложности 5,750 часов в год, помогая реализовывать программную деятельность.

Из 295 тысяч расходов большая часть ушла на две программы:

«Freedom Birds for Ukraine» (FBU): Списано 148,5 тысяч долларов. Из них 100 тысяч ушли по статье «Закупки FBU» (дроны, тепловизоры и т.д.), а еще 48 тысяч были отправлены в виде прямых грантов иностранным организациям или лицам.

«Бизнес-навигатор»: на обучение иммигрантов бизнесу потратили 95 тысяч долларов.

Любопытная деталь расходов: статья «Fees for services (non-employees)» (Гонорары за услуги не сотрудникам). На категорию «Other» (Прочие профессиональные услуги) было списано 89 000 долларов — это почти треть всего бюджета организации. Имена этих консультантов в отчете не раскрываются, так как никто из них не получил более 100 тысяч индивидуально.

Foundation For Democratic Development

Вернемся к госпоже Арно и ее второй организации. Доходы «Фонда демократического развития» снизились за год с 1,2 миллионов долларов до 681 тысячи. 677 тысяч – пожертвования и гранты, 3,7 тысячи – инвестиционный доход. 

Всего в организации числится два сотрудника (Наталья Арно и Надежда Валуева) и 10 волонтеров. Кроме зарплаты во «Фрираше», женщины получают по 12 тысяч зарплаты в этом фонде.

Большая часть средств была направлена на выдачу грантов - 564 261 долларов. Из них: 156 653 - гранты внутренним (американским) организациям, 407 608 - гранты иностранным организациям и частным лицам.

Отдельно упомянем, что от Фонда развития демократии в 2024 году 95200 долларов получил упомянутый RADR, а 61443 доллара – фонд «Свободная Бурятия».