«Святой архипелаг»: что не так с популярным фильмом о Соловецком монастыре

В российский прокат выходит документальная лента «Святой архипелаг» – «масштабное повествование о жизни Соловецкой обители», как говорят о фильме его создатели. Снимали его при поддержке Министерства культуры РФ, а на прошлом Московском международном кинофестивале «...Архипелаг» получил «Серебряного святого Георгия» как лучший фильм конкурса документального кино. Честно скажем – решение несколько сомнительное. Если чем-то фильм и впечатляет, то изобилием... как бы никого не оскорбить – «чудесатостей». 

В новой статье мы собираем комбо мракобесия, которое нам пытаются навязать как истинное православие. 

«Святой архипелаг» стал главным кинохитом 2022-2023 гг. для религиозных ресурсов. Фильм пиарят все крупные православные сайты – все же престижного «святого Георгия» раньше подобные ленты не получали. Это не малоизвестные картины, которые обычно показывают только на православных телеканалах – нет, тут у нас претензия на интеллектуальность и самобытность. Что же, имеют право. «Я называю это чудом о «Святом архипелаге», – говорил режиссер Сергей Дебижев на премьере в «Октябре». – Потому что этот лавинообразный интерес, который нарастает к нашей картине, совершенно удивителен. Очень приятно видеть, ощущать и понимать, что люди действительно истосковались по большим смыслам, серьезным разговорам и качественному кино». Со слов Дебижева, зритель обнаружит в его кино «совершенно иной мир». В интервью ТАСС он делился своими впечатлениями после съемок: «Что касается монастырей, честно говоря, у нас искаженное представление о мире в этих местах, о жизни в этих местах. Это не те люди, которые ходят лицами в пол и бесконечно молятся. Они, конечно, молятся и за нас в том числе, но это сильные духом, продвинутые, образованные люди, которым есть, чем поделиться с нами. Которым есть, чем вразумить. И они полностью в курсе происходящего в мире». Также режиссер говорил, что «кинематограф – это оружие массового поражения, вопрос в том, в чьих руках оно находится и с каким знаком используется». И вот это: «Хотя я сам отношусь к кинематографу очень подозрительно, считаю, что ничего хорошего нашей цивилизации он не принес... Это агрессивное явление стало в каком-то смысле могильщиком всех остальных видов искусства. Тем не менее, это прекрасный инструмент обращения к людям, чем мы и воспользовались». Режиссер, который так отзывается о кинематографе, – это что-то новое. А вот какую аннотацию сделали «...Архипелагу» на сайте ММКФ, собственно, к его премьере: «Что есть духовная жизнь человека? Что есть религиозная традиция и какое отражение она находит в современном мире? Как вера в Бога влияет на жизнь людей? Соловецкие острова являются ключевой точкой в духовной географии России. Эти места отмечены духовными, историческими, культурными событиями, оставившими глубокий след в нашей истории и народной памяти. Находясь на далекой окраине России, архипелаг волею судьбы стал одним из мощнейших символов русского духа. В фильме затрагиваются глубинные смыслы бытия, веры, надежды и любви».

За несколько дней до выхода в прокат (любопытно, что начало проката 8 марта – почему?) «...Архипелаг» решили показать в большом зале МИА «Россия сегодня». На показ пришло неожиданно мало (для пресс-центра) зрителей. В основном, это были члены съемочной группы, какие-то веселые журналисты, что переговаривались и посмеивались весь сеанс, и странный, уже пожилой, интеллигентного вида мужчина, который отличился пылкий речью. Он зачем-то привязался к своей коллеге, спросил ее мнение о православии (?), а затем начал ей доказывать (прямая цитата, берегите нервы): «Не экономика должна двигать (страну), а духовность. Безнравственный президент – безнравственная страна. Сама вера – это уже политика... Знаете, кто расстреливал священников? Евреи. "Жидовня" управляла...». Женщина пыталась возражать, несколько раз повторила «я не согласна», но ее коллега был непреклонен. Затем она сказала, что Россия поступает неправильно, сбрасывая бомбы на Украину. Мужчина ее перебил: «Украины не было вообще. Была Малороссия. Бедная Россия – проходной мост. И все из-за английской разведки. А самое главное – генетический код, ты никуда не денешься от своих корней. Может, Господь всех образумит». К счастью, скоро начался сеанс, и этот диалог завершился.

Грустно и вместе с тем забавно, что многократно награжденный (не только на ММКФ) и распиаренный фильм о российском христианстве является расширенной версией вышеприведенного диалога. Говоря об этом, рискуешь нарваться на статью об оскорблении верующих, но, видит бог, корреспондента SOTA этот фильм тоже оскорбил. Так сказать, кого первого оскорбили, тот в итоге не виноват. Грустно, что фильм снят (технически) очень хорошо. Замечательная съемка, довольно изобретательная, почти половина фильма состоит из красивых видов близ Соловецкой обители, и кажется, что смотришь туристический ролик: приезжайте, гости дорогие, у нас великолепно! На фоне звучит музыка от Вячеслава Бутусова, о религиозных убеждениях которого знают не только фанаты Nautilus Pompilius. Сначала это кажется скучным, потом – приятно расслабляет. Честное слово, составь они фильм только из красивых видов и музыки Бутусова – и получилось бы хорошо. Но нам хотят рассказать о жизни в обители. Вопрос лишь в том, что авторы не учитывают: абсолютное большинство зрителей не разбирается в монастырских обычаях. У нас молитву «Отче наш» не все знают, а что значит тот или иной ритуал? Отчего-то «Святой архипелаг» ничего не объясняет. Что делают герои фильма? Что означает этот ритуал? Во имя кого он? Зритель выключен из контекста, он не понимает, ему скучно – любому станет скучно, если нет пояснения, что происходит. Или фильм снимался только для верующих? Но почему бы не приобщить к этому случайного зрителя? Но и это бы не было страшно, если бы этак с 40-й минуты герои не начали произносить... необычные для обывателя вещи. 

Вот список тем, которые, так или иначе, затронули в фильме: 

  1. Постмодернизм – это страшно. Он уничтожает веру. О губительности постмодернизма говорят, показывая зрителю московские небоскребы. Москва Сити – это тоже страшно. Это желание потягаться с Богом: чем выше, тем больше амбиций в борьбе с Богом. 
  2. Человечество идет к отказу от Бога.  «Мир духовно не улучшается, ситуация вокруг нас становится все тяжелее и тяжелее». Не остается «духовной зрелости». 
  3. Деньги и власть – это плохо. «Зло пытается обратить человека к благополучию, а Бог, проверка веры – это испытания и гонения».
  4. Трансгуманизм – это абсолютное зло. Западная цивилизация разрушается. 
  5. «Дарвин произвел нас от обезьяны. Фрейд покусился на человеческую душу: что все объясняется сексуальными мотивами. Эксперименты над душой – это продолжается. Творцы этого миропорядка – союзники врага рода человеческого, они хотят завершить дело до конца».
  6. «Атеизм – это не произведение ума... Человек может прельститься земными коврижками. Полюбив их, не хочется от них отказываться. Это происходит в мире на протяжении всей истории».
  7. «Хуже атеистов современные агностики. Если человек не борец с Богом, а не хочет погружаться в эту тему. Человек не может быть счастливым, если он не живет по Богу. Все остальное не удовлетворит человека до конца».
  8. «Бог – это свобода» (см. пункты выше). 
  9. «Апокалипсис может произойти совсем скоро». 
  10. «Соловки – это место падения одних и возвышения на небо других... То, что люди пережили здесь, – это почва новой святости. Россия возрождается на крови мучеников».
  11. «Мы верим, что Россия станет новым ковчегом для тех, кто не потерял нравственность. Верим, что Россия останется без влияния Антихриста».

Проблема даже не в том, что эти тезисы звучат в фильме. В самом фильме нет никакой дискуссии, нет размышлений о том, можно ли примирить светскую мораль и церковную. Жизнь верующих показана как что-то исключительно светлое, картина жизни в обители получилась лакированной, зритель видит лишь самое симпатичное и красивое – то, что ему готовы показать, не более. Тебе словно говорят: живи по вышеперечисленным критериям – и твоя жизнь станет такой же светлой, как в «...Архипелаге». При всем уважении к верующим, но, учитывая уже сказанное, непонятно: почему фильм получил столько призов? Неужели ни у кого из жюри того же ММКФ не возникло вопросов к содержанию? Или члены жюри смотрели фильм с более толерантными субтитрами? 

Пока же за просмотром «Святого архипелага» понимаешь, что современная религия в тупике: ее служители отвергают достижения и мораль 21 века и не пытаются адаптировать религию к реальности. Согласитесь, чем приспосабливаться самим, намного легче тянуть людей в прошлое – в то прошлое, в котором не было проклятого постмодернизма и Москвы Сити и никто не задавал церкви неудобных вопросов.