С 24 по 27 января в Москве проходили XXXI Рождественские образовательные чтения – крупнейший форум Русской Православной Церкви. Чтения ежегодно проводятся с несколькими целями: патриарх выступает перед парламентом (это называется расширением сотрудничества Церкви и государства), синодальные отделы по разным направлениям работы организуют секции с участием церковных и светских специалистов, делегации от епархий приезжают делиться опытом, воскресные школы устраивают отчетные концерты… Словом, жизнь в эти дни кипит не только в Храме Христа Спасителя, но и на других площадках – от подмосковной агрофермы, где в этом году проходил курс для инструкторов Братства православных следопытов, до Кремля, в музеях которого состоялась конференция по изучению церковных древностей.
В этом году тема чтений была обозначена в духе общей новостной повестки: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Участники форума откликнулись на нее использованием слов «глобальный» и «вызовы» в названиях мероприятий («Русская музыка в глобальном мире», «Глобальные вызовы современности и духовный выбор молодого человека», «Духовный выбор врача и пациента на фоне глобальных вызовов современности») или докладов, например, «Духовный ответ на современные глобальные вызовы в МБОУ СОШ №1 с.Измалково»).
Настроение у многих участников было воинственным: даже в рамках вроде бы мирной конференции по музыкальной культуре появился доклад «Поле боя – сердца людей: музыка как оружие», а секция о спорте и духовной жизни порадовала докладами «Российский спорт в условиях новой холодной войны», «Взаимодействие Алтайской митрополии с Федерацией армейской тактической стрельбы России с целью воспитания подготовленного и ценностно-ориентированного гражданина» (какие же ценности без умения стрелять?) и «Значение и роль боевых искусств в духовной жизни православного христианина». На этом фоне очень радовали секции вроде «Пастырская помощь заикающимся», где никак не планировалось отвечать на глобальные вызовы современности.
Впрочем, большинство секций все же были посвящены привычным для церковного сообщества вопросам: миссионерство, социальная работа, помощь многодетным семьям, больничное и тюремное служение… Но мы выбрали в расписании несколько мероприятий, которые обещали увлекательную программу, – и теперь мы делимся впечатлениями с вами.
Первая часть. Верующие роботы
Вторая часть. Прекрасная Россия прошлого
Третья часть. Враги из интернета
Утром 24 января в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя было спокойно – то ли основная часть гостей форума еще не проснулась, то ли разъехалась по другим площадкам. Те, кто приехал, гуляли по холлу, рассматривая прилавки с православной литературой, выставки-продажи картин и витражей, рукоделие учащихся воскресных школ (в том числе бисерные танки и истребители – глобальные вызовы требуют соответствующего творчества). Духовенство выбирало себе облачения со скидкой (еще можно было прикупить архиерейский посох и митру) и фотографировалось на фоне портретов патриарха Кирилла.
А корреспондента «Соты» тем временем ждала секция «Тоталитарное сектантство как глобальный вызов современности».
Эта секция проходит на Чтениях ежегодно, и традиционно ее обзором новостей за год открывает президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин. Из обзора мы узнали, что это скорее события современности стали вызовом тоталитарному сектантству, потому что деятельность крупных сект осложнилась из-за международных санкций и проблем с выводом денег из России в свои глобальные сектантские центры. Жадные до денег саентологи (центр Рона Хаббарда) даже свернули свою деятельность, а мормоны перешли на полуподпольное положение и затаились.
Однако не все так радужно: оставшись без конкуренции со стороны крупных сектантских корпораций, мелкие отечественные сектанты занялись импортозамещением, вербуя себе адептов. Коварные кришнаиты раздают идоложертвенную пищу по обе стороны фронта (акции «Пища жизни. Донецк» и «Пища жизни. Харьков»). Но особенно активны оккультисты (тут была недобрым словом помянута книга экс-главы Белгородской области про общение с Мировым мозгом), неоязычники и псевдостарцы (да, в православной среде тоже немало сектантов). Попутно Александр Дворкин посетовал, что многие журналисты обращаются к нему с просьбами обличать украинское неоязычество, а после предложения рассказать о наших, отечественных язычниках почему-то пропадают. Между тем язычество в России процветает и пронизывает все общество, включая сферу массовой культуры (в пример был приведен фильм «Сердце Пармы») и образование (например, в Курганской области дети в школах изготовляли обереги, чтобы посылать бойцам на войну).
Другие участники секции рассказывали о попытках деструктивных сект прикидываться фондами помощи наркозависимым и бездомным: по словам протоиерея Александра Новопашина, дом для бездомных в Кемерове, где в декабре при пожаре погибли 20 человек, содержали неопятидесятники, использовавшие людей как бесплатную рабочую силу. Батюшка также пожаловался на неоязычников, притворяющихся спортивными организациями – бесконтактный бой, астральное карате, троянова тропа, древнерусские ратоборства… Но самой креативной замаскированной сектой оказался центр помощи пострадавшим от сект, открывшийся, правда, не у нас, а в Казахстане.
Замдиректора Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Алексей Конопатченков наконец перешел к глобальным вызовам, но начал издалека: его доклад «Влияние хилиастических идей на внешнюю политику США» в основном был посвящен религиозной истории штатов, где было много протестантских и сектантских общин с хилиастическими идеями. Хилиазмом (учением о тысячелетнем Царстве) в христианстве называют основанные на толковании некоторых библейских цитат представления о том, что перед концом света Христос устроит на земле тысячелетнее царство праведников (где-то там же обычно размещают битву с Антихристом). Традиционные конфессии отвергают это учение, но оно все равно имеет сторонников. По версии докладчика, сектанты США внедрили в умы тамошних политиков идею о том, что расширяющееся тысячелетнее царство Христа соотносится с глобальной миссией Америки, распространяющей демократические ценности в мире. Это повлияло на сакрализацию политического мышления американских лидеров, соединилось с идеей об американской исключительности и о допустимости военной мощи для борьбы с грехом и злом. Теперь, хотя христианство из Западного мира уходит, процесс ожидания Мессии – все равно обоснование существования американских политиков, и «если они своего мессию дождутся, для нас он будет не мессия, а Антихрист». (Удивительно, но почему-то возникало впечатление, что все это не совсем про Америку).
Самым интригующим событием секции, впрочем, оказался доклад, не связанный с темой сект (почему он был включен именно в эту программу, осталось загадкой). Профессор Института лазерных и плазменных технологий МИФИ Владимир Решетов рассуждал «Будут ли роботы верить в Бога?». Если кратко, роботы и компьютеры становятся все умнее, они обыгрывают людей в шахматы, пишут за них тексты, а уж как рисуют… И главное: что именно рисуют – искусственный интеллект генерирует множество картин мистического содержания, то есть уже отлично сроднился с человеческими культами. Поэтому «роботы будут верить в Бога, но не все». Американские, например, не будут верить в Бога, – но не потому, что у них там бездуховные роботы, а потому что это не будет выгодно бездуховным заказчикам. А нам в России важно подумать о том, какие роботы нужны в будущем нам (видимо, верующие роботы, напрашивался ответ).
Спикеру попытались указать, что речь не о вере, а об имитации веры роботами. «Но ведь люди тоже веру имитируют под видом сектантской деятельности, и вы не можете отличить одно от другого!» – не растерялся выступающий, удачно вспомнив предыдущие доклады. Стало ясно, что нам все-таки предстоит готовить роботов-сектантов.
Инок из Оптиной пустыни спросил (как показалось, с некоторой надеждой в голосе), сможет ли искусственный интеллект, как прозорливые старцы, давать людям советы, которые действительно принесут пользу? Докладчик подтвердил, что цифровое духовное окормление близко: скоро «искусственный интеллект будет давать советы на уровне среднего старца». Осталось только дождаться, когда компьютеры создадут виртуальную модель человека и поймут, как он перерабатывает информацию, – это будет первый шаг к переселению сознания в компьютер. Воображение нарисовало голосового помощника вроде Алисы, к которому можно будет обращаться с вопросами: «Скажи, отче Феофил, выходить ли мне замуж за Ивана или идти в монастырь?». И чат-бот, проанализировав запросы в поисковиках, историю виртуальных покупок и переписку за год, предложит ответ, который лучше всего соответствует внутренним запросам и душевному устроению.
Увлекательную беседу о цифровом будущем православия прервал сердитый мужчина, который, добыв микрофон, начал обличать профессора Дворкина за сокрытие истинной причины войны тоталитарных сект, начавшейся против России еще в X веке. Ведут ее хасиды, мировой Хабад… Узнать об иудео-масонском заговоре подробнее, к сожалению, не удалось: у вопрошающего отняли микрофон и послали его на предстоящий суд к схиигумену Сергию (Романову), которому близки идеи, что хасидское движение Хабад – посланники сатаны. Куда-то туда скандалист и удалился, успев прокричать напоследок, что опальный схиигумен – истинный патриот, а собравшиеся здесь «понятно, на кого работают».
После интермедии секция продолжилась, но на ней уже не прозвучало ничего сенсационного и (на удивление) не было призывов что-то строго запретить и ужесточить. Профессор Дворкин даже разоблачил несколько фейков (впрочем, и так известных) про тайные ордена, план Даллеса и распространение ковида Биллом Гейтсом, а также призвал к просветительской работе, чтобы преодолеть магическое мышление, которое встречается у священников и церковных работников.
Мирное настроение борцов с сектами корреспондент «Соты» не раз вспоминал с теплотой, посещая другие секции.