Прекрасная Россия прошлого
Первая часть. Верующие роботы
Третья часть. Враги из интернета
26 января в историческом парке «Россия – моя история» проходил круглый стол «Русская мечта и православная культура», участники которого собирались помечтать о прекрасной России будущего в ее консервативной версии.
Правда, сначала по парку пришлось пометаться, потому что сотрудники ничего про русскую мечту не знали. Попав в большой конференц-зал, корреспондент Соты был ошарашен количеством батюшек с суровыми лицами, не соответствующими теме мероприятия. Но оказалось, что это совещание епархиальных древлехранителей, а круглый стол идет в зале поменьше и в узком кругу мечтателей.
Организаторами стола были Изборский клуб (организация объединяет представителей консервативно-имперских взглядов и известна продвижением антизападнической повестки, членом клуба является, например, философ Дугин) и новое движение «Русская мечта», а председательствовали митрополит Тихон (Шевкунов) и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов.
Митрополит Тихон, впрочем, оказался осторожным и после краткого вступительного слова поспешил покинуть мероприятие, грозящее стать неуправляемым. Проханов задержался и произнес пространную речь, которую сначала было не очень хорошо слышно («Рокот штурмовиков, которые с нашего аэродрома отправились на донецкий фронт…», «в сегодняшней России множество удивительных начинаний…»). Усилив свою громкость, писатель сообщил, что, как гласят русские сказки, «наш древний дохристианский пращур Иван-дурак» мечтал о справедливом народном царстве и живущем в нем идеальном человеке (видимо, Проханов не доверяет советскому филологу Проппу, который показывал сходство сказок разных стран). Православные наши предки мечтали о Царствии Небесном, Достоевский мечтал о победе над демонами и, «когда в припадке падучей падал и бился в конвульсиях, возможно, грудью сдерживал вал бесов», космисты мечтали воскресить человека, большевики – создать для него царство небесное на земле… В общем, народ не может жить без мечты, и в сегодняшнем мире борются между собой американская мечта («о повелении, доминировании, господстве, и ее воплощение мы видим каждый день и на Украине, и в Европе»), китайская мечта (стать привлекательной страной для всех) и русская мечта, в центре которой храм, и «фаворский свет стекает по его стенам на нашу жизнь – школы, гарнизоны, университеты».
Далее мы узнали, что цель движения «Русская мечта» – помочь мечтателям России соединить их мечты в общем глобальном проекте. Изборский клуб уже успел разработать много интересных идей: симфония пятой империи, которая объясняет существование России только в имперских контекстах; учение о России как Ковчеге спасения, куда во все века люди спасаются от всемирного потопа; идеология Победы (теперь вы знаете, кто все это придумал на нашу голову), – и эти разработки в новом движении будут искать выражения в формах, наиболее приемлемых для русского общества (что-то подсказало, что мечта о мирной жизни не прокатит).
Выступления других участников были яркими, красочными и схожими в одном: начинались они еще более-менее рационально, но потом все сильнее смахивали на поток сознания.
Георгий Мурадов, заместитель председателя Совета министров Республики Крым и представитель президента в Крыму, сперва удивил здравым рассуждением, что «мы мало делаем для того, чтобы был привлекательный образ России в центре внимания всех, кто нас окружает». Однако тут же перескочил на то, что битва идет не на жизнь, а на смерть, противник хочет разрушить русский народ как стержень нашей цивилизации, пытаясь стравить «великорусскую, малорусскую и белорусскую» ветви, а также «раздробить, стереть в порошок нашу православную веру». Мы уникальная цивилизация, база для сохранения человечества с 40% всех ресурсов земли, с потеплением климата наши плодородные земли только увеличатся, поэтому безресурсная западная цивилизация пытается нас покорить. Европа находится в колониальном подчинении у США, сатанинская идеология внедрения чуждых нормальному человеку ценностей привела к тому, что появились не только люди нетрадиционной ориентации, но и страны нетрадиционной цивилизационной ориентацией, в которую превращают и нашу сестру Малороссию, которую «одурманили разными кружевными трусиками» и, пообещав лучшую жизнь, насадили властную структуру, проданную вашингтонскому влиянию. Единственная наша задача сегодня – вырвать нашу сестру и вернуть ее в нашу любящую семью, заодно ответив на вызовы Запада так сокрушительно, чтобы больше уже никаких вызовов не было. «Нашу цивилизацию сегодня невозможно уничтожить, потому что ее военно-технологическое развитие таково. Но нам не нужно доводить до применения всех имеющихся у нас силовых средств, у нас есть масса вариантов защититься в сегодняшнем мире».
Мысли руководителя правления «Русской мечты» Олега Розанова были более практичными: величайшая диверсия против нашего народа – строительство многоквартирных домов, потому что в квартире гендерная роль мужчины потеряна и большинство русских мужчин в этих условиях деградируют. По этой причине столько разводов, тем более «закон поощряет женщину к разводам, потому что при любом судебном иске женщина стопроцентно получает ребенка на свое воспитание». Соответственно, русская мечта – это многодетная семья, живущая на своей земле с православным храмом в шаговой доступности, и нам надо застроить Россию уютными одноэтажными домами. «Дети, семья и общее дело – триединый код русской мечты», русский герой, воплощающий ее, – Иван-дурак: «он строит БАМ, летит в космос, выходит к берегам трех океанов и, не теряя простоты и наивности, продолжает действовать» (не совсем понятно, правда, где его дети, подумал корреспондент). «Делай, что должно, и будь, что будет» – девиз русской мечты, сим победиши», лихо притянув к русской мечте римских стоиков, резюмировал выступающий.
Алексей Вайц, член комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям (и по совместительству представитель мотоклуба «Ночные волки»), тоже проклял многоквартирные дома, которые обрушили демографию («Нужно срочно сообщать первому лицу, что это просто диверсия»). Еще он призвал всех собраться в «русский Ковчег» и осознать, что настала пора коллективов, товариществ, братств, орденов, которые делегируют человека на ответственное жертвенное служение. На Украине тем временем выступает «человек корпоративный против человека служения – государственного», и «сегодня Россия противостоит всем корпорациям мира» (ну может быть, только Иран – не корпорация, уточнил докладчик), это очень опасно и «мы не имеем права сдавать назад».
Бизнесмен, меценат и автор «Русской народной линии» Сергей Забурниягин поведал собравшимся, что старцы монастыря старца Ефрема в Аризоне благословляют тех, кто сейчас хочет уезжать в Россию, и нет другой территории, способной решить задачи спасения человечества, но для этого должен быть изменен общественно-политический строй: никаких партий, потому что мечты и партии несовместимы. «Русь Святая – это все храм, и алтари у нас в Херсонесе, Москве, на Соловках, в Киеве и Владивостоке – этот великий русский северный путь, путь креста», а эмигранты, убегающие из России, сходят с креста, хотя с креста можно быть только снятым.
Пока корреспондент «Соты» разгадывал предложенную головоломку, мысленно соединяя перечисленные точки на карте так, чтобы получился крест (попробуйте сами на досуге, вы удивитесь причудливости полученных геометрических фигур), слово взял член президиума Общественного совета при Минкультуры РФ Владимир Большаков, поделившийся радостью от того, что он живет в такое прекрасное время. «Россия начала возвращать свое, сразу четыре гигантские территории, богатейшие, населенные замечательными людьми, творческими, одаренными» и, что еще прекраснее, 30 октября произошла смена эпох – Владимир Путин на Красной площади завершил свою речь словами «С Богом», чего никогда раньше не говорил ни один глава страны. Далее выяснилось, что Россия, конечно, многоконфессиональна, но все же она мононациональна, просто русский народ отличается жертвенностью и все время хочет помогать другим народам. Однако русский народ надо пробудить, чтобы он построил идеальный образ – нет, не будущего, а прошлого, ведь сейчас во всех книгах оно разное.
Донецкий философ и публицист Федор Папаяни был конкретен: в России бардак не только с историей, но и с идеологией, а вот в ДНР в этом плане гораздо больше порядка, и русская мечта зафиксирована в доктрине «Русский Донбасс», где написано, что «конечной целью является полноправное вхождение ДНР и ЛНР в состав РФ». «Это сбылось», – порадовался спикер. Но не успели мы выдохнуть, что конечная цель так сразу и достигнута, как оказалось, что это еще не конец. Другие компоненты мечты, по пунктам:
· Донбасс – передовой бастион русского мира в сопротивлении поглощению;
· Донецкий край – опора православной цивилизации;
· «попробуй ты у нас на Церковь в общественном месте варежку открыть, по полной программе получишь», потому что работает нормальная цензура, которой недостает в России;
· «укронацизм и, если взять шире, любые формы внутренней русофобии искоренены напрочь, чего близко нет в Российской Федерации»;
· идет полная деолигархизация республики;
· предстоит «установление контроля ДНР над всей территорией, ликвидация украинского русофобского государства в его современном виде»;
· ДНР предстоит стать экспериментальной площадкой русского будущего.
Правда, у нас «с мозгами проблема», – самокритично отметил спикер. – «Ведь на Украине они нас обыграли вчистую: из русского народа малороссов всего за восемь лет сделали вот этих манкуртов, янычар, которые остервенело будут драться непонятно за что…». В Кремле в это время не делали ничего, отсюда и неурядицы в идеологии, в экономике, в ведении войны, в культуре –президент не может заниматься всем одновременно, поэтому нужен «идеологический генштаб», который смог бы противостоять мозговым центрам Запада. К работе в генштабе можно было бы привлечь монахов, ведь так делали в Византийской империи, когда возникали кризисные положения, а «монахи наши – самый чистый срез из всех нас». Напоследок выступающий добрым словом вспомнил Ивана Грозного, у которого все получилось с опричниной: победить олигархат, объединить страну, а вот если бы не получилось, он бы был просто мечтатель.
Просто отдушиной показалась речь воеводы Тульской богатырской заставы Андрея Губаря, который всего лишь предложил воспитывать детей в богатырском духе: сильными, трудолюбивыми и послушными. «Наверное, не захотят современные дети быть Иванушками-дурачками, а богатырями многие хотят стать», – отметил воевода, усомнившись в Иване-дураке как символе страны. Еще воевода попросил поставить на Куликовом поле памятник монаху Пересвету и снять фильм о Куликовской битве (И, честное слово, на фоне мечтаний предыдущего оратора хотелось его немедленно во всем поддержать).
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов говорил о русской идее, построенной на идеологемах «Москва – Третий Рим» и «Православие, самодержавие, народность». Россия должна стать империей, западная цивилизация – сатанинская, истинная вера – православие («конечно, другие веры есть, мы их терпим», пояснил суть многоконфессиональности империи спикер), самодержавие – идея иерархического устройства общества, ведь «царь – помазанник Божий, у него ответственность перед Богом за страну, как мы можем быть равны?», а идею народности на современном языке выразил герой фильма «Брат» Данила Багров: «Не брат ты мне, ну, дальше непечатное…», потому что не все люди братья, помогать надо сначала своим, «люди разделены на народы, не может быть смешение…». (Все, что удалось понять корреспонденту «Соты» из этой речи: вот на этом всем должно быть основано понимание образа будущей России).
Член Высшего совета организации «Сильная Россия» Татьяна Малицкая со слезами в голосе поведала, как раз в две недели ездит в войска передавать по благословению владыки Варсонофия Петербургского знамена с образом Дмитрия Донского, поднимающие боевой дух, чтобы воины лучше противостояли желанию изничтожить Русский мир, которое забрало у нас сначала государя, потом христиански ориентированную идеологию… «Они там приходят из других вер в православие, они там крестятся», вот и бывший мусульманин сказал спикеру «Ваш Бог нас спасает». Но благословлённых знамен все-таки мало, поэтому от нас требуется еще соборная молитва за героев, защищающих чистоту веры.
Собравшиеся могли поведать еще много увлекательного, но в этот момент кончилось терпение модераторов, и последующим спикерам они дали ровно по три минуты. Этого хватило, чтобы похвастаться роликом про Евпатия Коловрата, фестивалем «Русский мир» в Армавире и высказать мечты об установке памятника композитору Балакиреву. На этой скромной мечте круглый стол закончился, и участники отправились делать коллективное фото, а корреспондент «Соты» ретировался на улицу, чтобы случайно не оказаться с ними в одном кадре, и с тоской вспомнил позавчерашних сектоведов. Зато их гость, требовавший ответа про многовековую борьбу хасидов против России, явно ошибся секцией – ему нужно было сюда.