Хтонический сатанизм: как прошла встреча с Борисом Корчевниковым на фестивале Russia Today

24-26 февраля в Центральном доме предпринимателя на Покровке проходит Международный фестиваль документального кино aRTel.doc, организованный каналом Russia Today. Идею мероприятия по случаю годовщины нападения России на Украину обозначили как «Это время героев. Это наше время». В программе значатся документальные фильмы о войне на Украине, встречи с «бесстрашными военкорами, чьи слова звучат громче разрывов снарядов», а также не менее героичными поэтами и музыкантами, «превращающими свою боль в стихи и мелодии», мастер-классы о том, как снимать героев в документальном кино.

Зарегистрировавшихся на мероприятие гостей радуют купоном на скидку в интернет-магазине RT: по промокоду «Герои» (даже героическое нынче продается!) можно обзавестись фирменным ватником, носками с Z или сборником «Поэzии». Но, поскольку про эту войну нам постоянно напоминают, что ведется она с самим сатаной, нельзя было обойтись и без религиозной составляющей, которую обозначила лекция генерального директора телеканала СПАС Бориса Корчевникова «Война и вера. Как Библия помогает осмыслить происходящее?».

О том, как Библия помогает все это осмыслять, Корчевников вместе со своим соведущим, протоиереем Игорем Фоминым уже рассказывали в многосерийном документальном фильме «Война и Библия», который прославился кадрами батюшки в камуфляже, рассказывающего страшное про призывы Бога пойти и вырезать врагов (а мы, в свою очередь, рассказывали об этом фильме). На лекцию Корчевников тоже привел с собой протоиерея, с которым они, видимо, стали в процессе съемок неразлучны. Слушать Бориса Корчевникова, который иногда сбивался почти в истерику, было грустно – актер и медиаменеджер, как известно, давно страдает от опухоли мозга, и, возможно, его странные слова и реакции объясняются состоянием здоровья. А вот отец Игорь, насколько известно, физически здоров, поэтому временами его слова пугали даже сильнее. Впрочем, лекция оказалась вовсе не лекцией, а ответами на вопросы: часть из них придумывал ведущий, остальные задавали зрители в записках или в телеграм-канале мероприятия. Основных тем было три: «Наши храбрые воины vs Их жестокие захватчики», «Наша великая вера vs Их примитивные суеверия» и «Что делать с предателями»?

Ведущий (на случай, если кто-то на фестивале об этом еще не узнал или забыл) начал с вопроса, почему и с кем мы воюем, и сам же подсказал ответ: «Это борьба нашей веры и сатанизма?». Корчевников подтвердил, что это борьба света с тьмой, хотя «здесь это еще не очень разглядели». Но на передовой наши солдаты «поднимают стяги с ликом Христа», потому что на той стороне «открытый, хтонический, черный сатанизм». Далее были упомянуты татуировки вражеских солдат и обнаруженные «там» капища. Про капища хотелось узнать поподробнее, но слово перешло к батюшке, который рассказал о своих беседах с воинами полка «Русь», вернувшимися из боя и объяснившими, что воюют они «не за что-то, а против зла, чтобы оно как можно дольше не приходило на нашу землю».

Слушатели поинтересовались, почему на войне нет неверующих, и Борис Корчевников эмоционально объяснил, что все солдаты – святые: «Когда человек принимает для себя решение, что готов умереть за кого-то, за что-то, он уже святой становится автоматически», даже если он «лба не перекрестил ни разу», поэтому «там, в окопах, все святые, небесная армия». Этот пассаж звучал довольно сомнительно с богословской точки зрения. Но, впрочем, в РПЦ сейчас, действительно, популярна не очень близкая христианству идея, что участие в военных действиях само по себе очищает грехи и приближает солдат к святости, так что гендиректор СПАСа не сказал ничего такого, чего не говорил бы ранее патриарх. Впрочем, о.Игорь предпочел не развивать мысль об автоматической святости солдат, а лишь аккуратно добавил, что на войне, в отличие от нашей суетливой гражданской жизни, есть время подумать о насущном.

Слушателей, однако, смущал тот факт, что «часть солдат врага тоже идет в бой с православными иконами». Это, действительно, требовало объяснений. Корчевников еще раз напомнил про сатанизм киевских властей, рубящих на корню единственную подлинную церковь (все остальные религиозные организации на Украине «не лучше, чем кружок собаководов»), но признал, что проблема есть: «если бы наши враги были только в сектах сатанистов и униатов», но на некоторых видео эти враги сокрушаются как раз о гонениях на православную церковь, и «они при этом наши враги?». Разбирать религиозную дилемму пришлось отцу Игорю: он объяснил, что «быть православным» что-то значит только тогда, когда ты начинаешь совершать поступки по своим внутренним убеждениям». Не каждый, кто называет себя христианином, правда такой, поэтому не стоит рассуждать, что «и там православные, и здесь православные – не совсем это так».

Попутно батюшка рассказал, что иногда смотрит трансляции заседаний ООН и «такое ощущение, что мир сошел с ума». Почему же Господь не вразумляет всех христиан – задался вопросом священник и нашел ответ: Господь вразумляет, «когда мы идем за Христом, а не пользуемся Христом для достижения каких-то своих целей, – когда мы берём Его как флаг и начинаем перед собой размахивать», Христа с нами не будет.

В этот момент корреспонденту «Соты», которого тоже мучило ощущение, что некоторая часть мира сошла с ума, показалось, что ответ и впрямь универсальный: его действительно можно использовать, чтобы ответить на вопрос, как получается, что столько людей, включая священников, говорят о Христе, но оправдывают нападение на соседей?

Слушателей, тем временем, беспокоил и вопрос об иноверцах: ведь на фронте с нашей стороны воюют мусульмане, может быть, им надо прислать для поддержки духовных сил что-то такое мусульманское? Или на фронт можно отправлять только иконы и «все православное»? Опасения вопрошающих можно было понять: раз идет такая борьба с сатанизмом, любая ошибка в ритуале может дорого обойтись! Но батюшка порадовал всех неожиданно смелым экуменистическим заявлением: мусульмане тоже воюют под стягами со Спасом и вообще «на войне никто не различает, ты православный, мусульманин, буддист, иудей».

На этом тема нашей великой веры в борьбе с их примитивными суевериями на время исчерпала себя.

Другие, не менее животрепещущие, вопросы были о том, почему молодое поколение выросло не патриотами и не поддерживает военную операцию.

Борис Корчевников объяснил, что у молодежи долгое время не было настоящих героев: «Раньше не было войны, Запад нам улыбался, а героев не было, нам за героев выдавали подмену, труху» (здесь бывший продюсер СТС и автор проектов на НТВ и «России-1» помянул недобрым словом полуголых моделей в перьях, битвы экстрасенсов и Галкина с Пугачевой). Но теперь наконец-то началась война и все встало на свои места: «ребята кровью пишут образ героя», и нам теперь с этим жить, вот только «надо, чтоб время героев было постоянно», – напугал Корчевников.

И неожиданно пообещал провести этот фестиваль документального кино в Киеве.

Слушатели, похоже, несколько сомневались в этой перспективе, потому что часть вопросов была о том, «как простить украинцев» и как с ними общаться после войны?

Борис Корчевников заверил, что в прощении залог нашей победы, если мы сможем простить, мы будем намного сильнее врага, но, впрочем, украинцы нам не враги, потому что «в Киеве абсолютное большинство нас ждут и молятся о нашем приходе». Далее он прочел стихи киевского поэта, фамилию которого не рискнул назвать. Впрочем, автор не засекречен: стихотворения Ян Таксюр «Надпись на солдатской могиле» в русском переводе Виктора Куллэ можно прочесть на сайте «Русский мир в Украине». Речь там идет о двух убитых на Донбассе украинских солдатах, представляющих разные стороны конфликта: «Если братская кровь будет литься из ран / Не узрю больше Божьего Сына / Помолитесь, чтоб сгинул проклятый дурман,/ Что тебя отравил, Украина». Во время чтения телеведущий не справился с эмоциями и начал плакать, так что сцена получилась драматичная.

Однако о.Игорь внес политическую ясность (чтобы никто не подумал, что речь о гражданской войне, где к обеим сторонам можно предъявлять претензии): война идет «на российской территории Малороссии», а со стороны Украины воюет Запад, который в последнее столетие с кем только ни воевал, и странно, что этого никто в мире не замечает. И действительно, «есть опасение, что после окончания военных действий мир сразу не настанет», но «когда та сторона увидит правду», примирение все же начнётся, хотя, если западные источники будут подпитывать напряжение, нам еще долго примиряться...

Стало ясно, что, хотя победа, несомненно, будет за нами, с фестивалем документального кино в Киеве, видимо, придется подождать до полного вразумления спасенных от западного сатанизма украинцев. И внимание собравшихся переключилось на других врагов – внутренних.

И ведущего, и гостей интересовало, как относиться к уже упомянутым уехавшим из страны артистам – неужели и их рано или поздно придется простить?

Отец Игорь ответил, что уехавших-то мы уже простили: хорошо, что они проявили свою сущность, но «страшнее, что такие люди еще остаются здесь и даже на руководящих местах и тем отделяют нашу победу».

Борис Корчевников, кажется, не был готов так легко простить и уехавших: все они предатели, полутонов не надо искать, ведь «любой, кто сегодня уезжает из страны и поливает ее… добавляет пуль в спину русскому солдату». Впрочем, эмигранты уже себя наказали, ведь предательство – Иудин грех и, уехав «в эти непонятные страны, где все равно их ненавидят, не примут», они сами загоняют себя в петлю. Но, надо полагать, они все-таки не повесятся, а лучше узнают Запад, поймут, «что такое настоящая свобода», и вернутся. И если тогда они публично попросят прощения у русского солдата, «мы простим, мы такие».

«Но, когда они вернутся, им вместо микрофона лопату, и пусть восстанавливают разрушенное...» – уточнил отец Игорь. Зал зааплодировал (Впрочем, зал вообще охотно взрывался аплодисментами в разные патетичные моменты встречи).

В финале встречи ведущий вновь вернул разговор к сакральному, задав вопрос, почему Бог одним дает победу, а другим поражение?

Протоиерей Игорь заговорил про то, что «промысел Божий – заботиться о каждом человеке, не только о православных христианах, но и о членах племени тумба-юмба, и даже о Западе», так что надо всегда оставаться с Богом.

Это объяснение вызвало некоторое беспокойство: если Господь заботится даже о Западе, может ли Он все-таки даровать победу этому ужасному Западу, а не нам? Видимо, Борис Корчевников тоже об этом подумал и взволнованно спросил, почему иногда победа дается безбожным народам? Батюшка напомнил, что об этом они сами рассказывали на протяжении целых 16 серий фильма «Война и Библия», так что все желающие найдут там подробный ответ.

Но Корчевников все-таки не успокоился и добавил собственные выводы из истории XX века. Благодаря его историческому экскурсу мы узнали, во-первых, что Россия сдала Порт-Артур и проиграла Русско-Японскую войну, потому что не было выполнено повеление доставить на фронт Порт-Артурскую икону Божией Матери. Во-вторых, мы узнали, что русская революция случилась, потому что Песчанскую икону Божией Матери (она до сих пор хранится в городе Изюме, «откуда мы недавно вынуждены были уйти») в 1916 году не доставили своевременно в Ставку императора. Вот так, от пренебрежения святынями, произошли крупные военные и политические катастрофы, поэтому надо молиться этим иконам, чтобы не случилось очередной катастрофы.

Впрочем, ее, кажется, не должно случиться, ведь, по словам Корчевникова, в 1999 году, перед приходом Путина к власти, всю страну облетел крестным ходом спецрейс с иконой Песчанской Богоматери по благословению старца Николая Гурьянова, и тем самым мы умолили Бога возродить Россию.

Корреспондент «Соты» заинтересовался этим апокрифом и углубился в интернет-источники. Выяснилось, что история воздушного крестного хода, описанная на некоторых православных ресурсах, излагается обычно вместе с популярной легендой о полете с иконой Богородицы вокруг Москвы в 1941 году и потому вызывает схожие сомнения в достоверности. Но зато обнаруженные в интернете детали воздушного крестного хода впечатлили: якобы Песчанская икона не пролетела над Чечней, где вскоре началась война, и почему-то миновала Мурманск (объяснение катастрофы с «Курском»!). В этот момент корреспондент, впечатленный предыдущими историческими эпосами, встревожился, не вышло ли во время перелета с иконой еще какого-нибудь небрежения – может быть, например, забыли пролететь над Кремлем?

Пока корреспондент выяснял эти сакральные подробности современной российской истории, другие участники встречи бросились брать у Бориса Корчевникова автографы, а у протоиерея Игоря Фомина – благословения. Некоторые, кажется, путали два этих действия, но никто не обижался.

Напоследок корреспондент заглянуть в чат, где остались неозвученные вопросы публики Корчевникову и Фомину. Оказалось, мы упустили возможность узнать еще много любопытного. Например, выяснить, как обрести такую веру, чтобы с радостью отдать детей на мученичество? Разобраться, каково предназначение женщины на войне и отличается ли оно от женского предназначения в мирные времена? А главное, получить прогноз о том, посетит ли патриарх Кирилл в этом году Новороссию и проведет ли там Пасхальную службу?

Впрочем, по последнему вопросу, кажется, не нужно быть ни прозорливым старцем, ни протоиереем Игорем Фоминым, чтобы ответить отрицательно.