Война, Библия и котики: о чем рассказывают православные СМИ во время войны на Украине?

7 декабря внимание общественности привлек фрагмент программы «Война и Библия» православного канала «Спас», где облаченные в каски и камуфляж генеральный директор канала Борис Корчевников и настоятель храма при МГИМО протоиерей Игорь Фомин объясняли, почему христианам непозволительно сомневаться в необходимости убивать врагов. Больше всего вопросов вызвала фраза Корчевникова «Интересный способ испытания веры: пойди и вырежи, уничтожь народ», прозвучавшая как попытка богословского обоснования геноцида.

Прогремевший в сетях ролик предназначался для привлечения внимания публики, и фразы в нем были вырваны из контекста, но показательно, что это не был монтаж коварных врагов, желающих оклеветать программу: этот анонс создавался на телеканале, то есть именно такие слова были сочтены наиболее привлекательными для зрителей. Но в том, что на самом деле имелось в виду в программе (и какая ересь проскальзывает в рассуждениях ее ведущих), мы разберемся в конце обзора.

Сначала попробуем выяснить, насколько неожиданным был милитаристский ролик «Спаса» на общем фоне того, что показывают и публикуют во время войны России с Украиной популярные православные СМИ.

Канал «Спас»: Церковь воинствующая

Федеральный канал «Спас» начал вещание в 2005 году, а с 2016 года полностью перешел во владение РПЦ. В 2017 году генеральным директором канала стал Борис Корчевников, до этого занимавшийся популярными шоу на «России-1». Уже тогда канал заметно трансформировался в духе России-1: с одной стороны, яркие и шумные ток-шоу с православным уклоном, с другой стороны, новости и аналитические программы, напоминающие зрителям о текущей общественно-политической повестке (и ее правильной провластной трактовке). Предполагалось, что все это поможет повысить популярность канала, достучаться до привыкшей к таким форматам массовой аудитории.

Но в 2022 году лицо канала стало уже не просто «современным», а прибрело камуфляжную раскраску: несколько часов в день посвящено документальному проекту «Война и Библия», в рамках которого Корчевников и о.Игорь Фомин отправились на Донбасс, чтобы разобраться в причинах войны, узнать, как победить весь мир, а также (особенно интригующие вопросы из описания программы) «Как на войне воюет Бог? И почему, за что – одним Он дает победу, а другим - поражение?». В сетке также любимая конспирологами программа «Бесогон» Никиты Михалкова, информационно-аналитическая программа «Главное», где обозревают отнюдь не новые достижения богословского образования, авторская программа общественного деятеля Александра Щипкова, сторонника «войны с украинско-американским неонацизмом» (цитата из его статьи в «Парламентской газете»). Несколько раз в день зрителей радует программа с настораживающим названием «Русский мир», где, правда, ничего воинственного не обещают, только всматриваются в «национальный и культурный код» России и в стоящие перед ней сегодня вызовы.

Интересно, что у канала сейчас нет сайта (вернее, есть spastv.ru, но эта ссылка перестала работать). Но понять, что считается главным в сетке вещания, можно, если зайти на страницы канала в соцсетях, например, в телеграм. Здесь картинка еще брутальнее. Скажем, в пятницу, 9 декабря, на канале:

–  радовали рассказом о том, как «Малое войско побеждает более сильного противника», потому что не численность, а помощь Бога решает исход войны (проект «Война и Библия»);

– выясняли «Как Православие стало врагом Запада?» с членом Совета по внешней и оборонной политике Андреем Безруковым (программа «Главное»);

– объясняли «Как вера помогает воину», рассказывали, как Владимир Путин принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета, демонстрировали новые серии совместного с Росгвардией проекта «На страже Веры и Отечества» (программа «Вечер на Спасе»);

– беседовали «о настоящем и будущем Донбасса» с главой народного совета ДНР Владимиром Бидёвкой (продолжение «Вечера на Спасе»);

– устами патриарха Кирилла разъясняли «Почему Россия всегда побеждает врагов?».

Это был обычный день православного телезрителя, где между милитаристскими новостями каким-то образом поместились рассказы о чудесах и святых, пара молитв и разбор евангельского текста.

В Православии есть представление о «Церкви воинствующей и Церкви торжествующей»: под первой понимается Церковь в земной истории, члены которой постоянно терпят гонения и борются с грехом (торжествующая Церковь, в которой грех побежден, - это небесная церковь святых). Кажется, что сотрудники канала «Спас» понимают первую формулировку буквально и демонстрируют нам Церковь не столько воюющую с грехом в себе, сколько – с «коллективным Западом», причем побеждать предполагается отнюдь не молитвой и постом.

Канал «Союз»: цветы для солдат

«Союз» - ровесник «Спаса», но инициатива его создания исходила от Екатеринбургской епархии, которой канал и принадлежит до сих пор. «Союз» - краудфандинговый проект, бюджет пополняется только за счет пожертвований, возможно, поэтому и «лицо» канала не столь страшное. В сетке программ почти ничего не выдает, что мы присутствуем при эпохальной битве с половиной мира: слово пастыря, репортажи из жизни епархий, беседы с батюшкой, православный словарь, церковный календарь, трансляции богослужений, программы про воспитание детей, интервью (на мирные темы), рассказы о паломничествах и секреты монастырской кухни.

«Почти» - потому что есть программа «Анонсы православных событий», где зрителей время от времени ждет то сбор гуманитарного груза для российских военных, то старт предновогодней акции в поддержку этих самых военных, то встреча с военкором Семеном Пеговым, то благотворительная акция «Согреем нашего солдата» (В общем, понятно, что в Латвию сотрудников канала не пустят.) Но и эти «православные события» в меньшинстве на фоне сборов помощи детям и домам престарелых, православных ярмарок и музыкальных фестивалей.

Главная страница сайта канала (в отличие от «Спаса» сайт «Союза» работает) тоже не выдает желания погрузить зрителей в пучину военных бедствий: здесь анонсируются беседы «О себялюбии» и «О трезвении», религиозные и культурные новости регионов. В телеграм-канале из патриотично-военного контента нашлась только песня «Русская дорога» в исполнении Игоря Растеряева, адресованная «героям Отечества», все остальное – стандартный церковный контент, обилие цитат из проповедей известных священников на духовно-нравственные темы, картинок с цветами, детьми и храмами и призывов любить ближнего и сохранять мир (опасная тема!) в душе и с окружающими.

Возможно, создатели канала предполагают, что уставшему от мобилизации телезрителю хочется, чтобы его утешали, а не пугали?

Православное радио: светлые и темные

В отличие от телеканалов, популярное православное радио «Вера» - инициатива не Патриархии или епархии, а «проект группы православных мирян», получивший благословение РПЦ. Со слоганом «Светлое радио» довольно трудно рассказывать о военных успехах, и «Вера» не пытается: эфир занят записями классической музыки и (как ни странно) классики русского рока, литературными произведениями, евангельскими и апостольскими чтениями, рассказами о благотворительных проектах (нет, в помощь российской армии здесь денег не собирают), иконах, святых и исторических персонажах.

Есть в эфире программы, которые можно было бы нагрузить идеологически, однако этого не сделали: эфиры передачи «Исторический час» с историком Дмитрием Володихиным посвящены то Александру III, то утверждению православия на Пермской земле, то роду Шуйских, то советской индустриализации, но вовсе не событиям последних восьми лет на Донбассе. Разве что среди программ «Актуальная тема» нашлась одна и в самом деле злободневная: «Об отношении Божьей Матери к междоусобной брани» - но в программе этой без деталей объясняется, что междоусобная вражда – это очень плохо. И не поспоришь.

Радио «Радонеж» основанное одноименным братством (к нему также относятся газета, православная гимназия и паломническая служба), тоже существует на пожертвования и вроде бы не стремится пугать слушателей воинственными настроениями: в эфире все та же безотказная литературная классика, беседы об Иисусовой молитве, рассказы о святых и исторических деятелях, детские передачи. Но «Радонеж» не упускает из вида актуальную повестку: если открыть текстовые версии передач, то в декабре слушателям доступно интервью с политологом Ростиславом Ищенко «Украина: дерусифицировать и украинизировать, не получится – прогнать назад в Россию или убить» (о содержании беседы догадаться по названию не сложно); и авторская программа журналиста Виктора Саулкина «Мы освобождаем свою Русскую землю» (отвечая на вопрос слушательницы «не Украина напала на нас, а мы, агрессоры, напали на Украину?», ведущий сетует, что «это звучит методичка информационно-психологических войск, которые работают против нашей страны»). Даже интервью с режиссером Сергеем Дебижевым носит бодрое название в духе времени «Кино – это оружие массового поражения» (содержание интервью вполне передается цитатой «мы может быть мы более-менее сейчас расправляем плечи, понимаем, что да, необходимо вновь собирать русский мир, империю, набирать энергию…» – как говорится, можно не продолжать).

Такие программы появляются в сетке вещания регулярно, некоторое разнообразие вносят передачи традиционной православно-консервативной тематики «Модернизм в церковном искусстве», «Отношение Русской Православной Церкви к разводу» и «Страдания в России были всегда».

Статьи в разделе «Газета «Радонеж» тоже устрашающие, достаточно перечислить заголовки и аннотации:

– Журналист Сергей Худиев в колонке «Церковь страдающая и непобедимая» рассуждает о рейдерском захвате Киево-Печерской Лавры, а в колонке «Не надо наживаться на больных страстях» приветствует запрет ЛГБТ-пропаганды.

– Журналист и миссионер Сергей Комаров в статье «Антирусская утопия и "идентификация с Тенью"» сокрушается об ужасах украинского тоталитаризма и гонениях на православие со стороны Зеленского.

– Уже упоминавшийся Виктор Саулкин пугает рассказом про «Неизбежность войны Отечественной, Священной войны нашего народа с Четвертым рейхом» (американские конгрессмены не то планируют напасть, не то уже напали на Россию).

И далее еще много в том же духе. Если вы хотели узнать, как силы мирового зла много лет замышляют козни против Святой Руси и как бесстыдно искажает реальность украинская пропаганда, то вам сюда – канал «Радонеж» поможет разобраться. Но все-таки он сильно уступает «Спасу» в количестве программ и разнообразии экспертов, да и без картинки все не так интересно.

«Фома»: не верьте, что что-то происходит

В мире православных журналов и сайтов довольно сложно найти аналоги каналу «Спас» - существует некоторый разрыв между частными независимыми проектами вроде «Православие и мир» и, напротив, официозными СМИ (Патриархия.ру, «Журнал Московской Патриархии»). Промежуточную нишу в каком-то смысле занимает журнал «Фома»: с одной стороны, это подчеркнуто неофициальный проект, ориентированный, к тому же, на широкий круг интересующихся православием, с другой стороны, если главный редактор журнала – Владимир Легойда, трудно ожидать от издания чего-то противоречащего официальной повестке. Но содержание журнала исключительно благостное. Например, анонс декабрьского номера призывает читателей «Вздобриться!» (слоган на обложке) и обещает следующие публикации:

– Подробный разбор вечно актуального вопроса «Почему Господь пришел в мир как младенец, а не как сложившийся, взрослый человек?».

–  Разговор Владимира Легойды с пианисткой Полиной Осетинской.

– Письмо в редакцию: почему нужны утреннее и вечернее правила?

– Чтение для детей о том, что случилось с Адамом и Евой в Раю.

– Рассказ «Нашу машину остановили, и на нас направили оружие» (мы напряженно задерживаем дыхание, ожидая вестей с вновь присоединенных или уже отсоединенных от России территорий, но подзаголовок «Как священник попал в страшную историю в Бразилии» позволяет выдохнуть).

На портале журнала тоже нет отсылок к расправляющему плечи Русскому миру: читателям напоминают, что приближается Рождество, задаются вопросом, можно ли лгать во имя добра, рассказывают про святого Иннокентия Иркутского, помогают разобраться с темой «Не могу найти достойного мужчину», предлагают историю Веры Засулич и 15 рецептов постной кухни.

Подборка новостей тоже успокаивает психику: сенсационное открытие реставраторов, что Никольский собор в Старой Ладоге раньше был трехкупольным; утвержденный патриархом план православных ярмарок на 2023 год; запущенный синодальным миссионерским отделом чат-бот в мессенджере Viber; открытие столовой для малоимущих при храме Борисоглебска… Разве что новость «Все для зимы и не только: Церковь продолжает помогать беженцам и пострадавшим мирным жителям» наводит на подозрение, что где-то все-таки мирные жители от чего-то страдают. В целом же слоган «православный журнал для сомневающихся» вполне подходит и в этом вопросе: чтение «Фомы» почти снимает сомнения, что в стране что-то не очень благополучно и мы, по слухам, с кем-то воюем.

«Православие.ру»: Косово и котики

Популярный православный интернет-ресурс для уже не сомневающихся – «Православие.ру», портал, который делается силами Сретенского монастыря под руководством митрополита Тихона (Шевкунова). У митрополита репутация горячего сторонника властных инициатив, у Православия.ру – репутация умеренно-консервативного канала. Мы вправе ожидать, что именно здесь православную аудиторию, предпочитающую текстовый формат аудио- или видеопрограммам, вразумят относительно геополитической ситуации.

Однако главная страница портала обманывает ожидание: анонс рассказа про чудесное исцеление от рака, рассказы про древних и не очень древних святых. И даже репортаж о Матронинском монастыре Украинской православной церкви ни единой строчкой не намекает на какие-то сложности в этой самой УПЦ. В новостях – перевод книги «Мудрость Соломона» на абазинский язык, концерт в поддержку детей Косова в Белграде, рассказ Владимира Легойды про важность изучения наследия новомучеников и выставка к юбилею русского подворья в Софии. Среди размещенных на портале статей также не удалось быстро найти что-то на злобу дня: житейские истории, интервью с матушкой священника из Вьетнама, будни епархиального гуманитарного центра, искусство художественного чтения, мысли о совершенной любви, рассказ о котах Псково-Печерской лавры.

Только если основательно покопаться в новостной рубрике, можно обнаружить отголоски военных действий – штаб помощи беженцам в Екатеринбурге, выезды добровольцев Рыбинский епархии в Донецк для помощи раненым, а в больнице святителя Алексия установили протезы пациентам «из зоны конфликта». Да еще в рубрике «Православие в мире» можно найти перепечатку интервью Легойды «Комсомольской правде» «Церковь – последний мост, который нас соединяет» про то, как все-таки терроризируют православие на Украине. Если б не этот текст, можно было бы заподозрить, что самая проблемная зона для православия, ставшая источником всех нынешних беженцев и пациентов, нуждающихся в протезах, – Сербия, потому что много новостей и публикаций посвящены Косову и Метохии. Может быть, авторы портала еще не успели переключиться на новую тему?

Это немного странно, потому что от владыки Тихона (Шевкунова), инициатора историко-пропагандистских проектов (наиболее известна сеть интерактивных парков «Россия – моя история», где сейчас проводятся выставки об украинском национализме и разные инициативы в помощь военнослужащим), в такой напряженный исторический момент ожидаешь вдохновенной проповеди ценностей русского мира, а никак не видеоролика с монастырским котом под рождественской елкой. Кажется прямо-таки нерадением о читателях оставить их один на один с ополчившейся на Святую Русь западной цивилизацией и не разъяснить, а что, собственно, происходит! Однако по загадочным причинам «Православие.ру» оставляет читателей без объяснений, за которыми придется обращаться, видимо, на канал «Спас». Вот там все объяснят.

 

В целом видно, что большинство православных СМИ, даже относительно провластных, предпочитают не ввязываться в освещение военных действий на Украине и не давать им каких-то исторических или духовных оценок, а концентрируются на гуманитарных последствиях войны – беженцы, раненые, в крайнем случае носки и пайки для бойцов. (Особняком стоит разве что «Радонеж», худо-бедно разоблачающий врагов России). Неудивительно, что каналу «Спас» приходится уделять так много внимания войне и политике – ведь он отдувается за всех коллег, возвышаясь бронированной крепостью над мирным духовным цветником!

Кстати, возвращаясь к «Спасу»: как и обещали вначале, расскажем, что же имел в виду Борис Корчевников, рассуждая об уничтожении народа как испытании веры?

Авторы цикла «Война и Библия» опираются в своих разговорах на одноименную книгу святителя Николая Сербского, написанную между Первой и Второй мировыми войнами: в ней святитель действительно пытается осмыслить ветхозаветные войны и применить это осмысление к современным конфликтам, настаивая, что причина войны – человеческие грехи. Как мы понимаем, это объяснение можно использовать по-разному, например, объявить свою страну орудием божьим в наказании грешников. Именно по этому приятному пути идут Борис Корчевников и священник Игорь Фомин, довольно грубо комбинируя нарезку кадров с идеей «украинский нацизм, разлагающийся Запад, печальные результаты» (бритоголовые юноши с факелами и тризубами, священник в радужном облачении благословляет ЛГБТ-брак в храме неопознанной деноминации, далее разрушенные и горящие города) и неторопливые разговоры о гибели ветхозаветных племен и городов по Божьей воле. Ведь Господь «дает прямое повеление иудейскому народу очистить землю от этих народов».

Корчевников вспоминает ветхозаветную историю мадианитян: это племя нехорошо относилось к израильтянам и к тому же втягивало в распутство, поэтому Господь повелел Моисею недоброе племя уничтожить. Шоумен цитирует святителя Николая Сербского, чье объяснение древней истории сурово: мадианитяне за свое распутство уже были осуждены на гибель, и Господь, приказывая воевать с ними, хотел испытать веру Моисея. Далее ведущий как раз и рассуждает: «Интересный способ испытания веры: пойди и вырежи, уничтожь весь народ… Пойди и дай сдачи, когда где-то бьют, пойди и вступи в драку…», после чего переходит к воспоминаниям о Майдане 2014 года: президенту Украины надо было проявить волю и подавить восстание, а он этого не сделал, как и евреи не стали вырезать всех мадианитян, не исполнив божье повеление.

Далее разговор переходит на то, что начальники народов имеют право карать и пресекать земные судьбы (кадры с Владимиром Путиным, а потом с Януковичем). Нельзя сказать, что речь идет непосредственно об оправдании геноцида: мысли участников диалога несколько более витиеваты: народы своими грехами обрекают себя на гибель, начальники должны безжалостно пресекать развитие грехов, иногда по воле Бога приходится пресекать развитие чужих грехов. Участники программы ничего не договаривают, но видеоряд, сопровождающий их слова, доносит до зрителей нужный набор ассоциаций: президент Украины вовремя не пресек безобразие, оно разрослось до невозможности, и теперь президенту России пришлось проявить решительность, чтобы выполнить волю Божью и победить зло.

Правда, с Моисеем Бог общался напрямую. Как именно происходит передача божественных указаний Владимиру Путину, программа «Война и Библия» умалчивает.

Но вот, что важно: в программе игнорируется различие между Ветхим и Новым Заветом. Первый, действительно, полон описаний довольно страшных вещей, таких как войны и казни (а также многоженство, изгнание собственных детей и другие нехорошие вещи). Объясняется это с богословской точки зрения тем, что в ветхозаветные времена у человечества совсем не было ресурса удерживаться от греха и зла, так что даже к самым благим целям люди шли буквально по трупам друг друга, и хоть как-то удержать их в рамках, чтоб совсем не одичали, можно было лишь жестокими внешними мерами. Но пришедший в мир Христос дает людям возможность бороться со своими грехами через участие в церковных таинствах, и потому теперь, во времена Нового Завета, нравственные требования к людям более высоки. Поэтому оправдывать какие-то жестокости в настоящем ссылками на ветхозаветные времена христианам странно, и если кто-то из православных верующих так делает, то у нас для них новость – они исповедуют «ересь жидовствующих», то есть пытаются руководствоваться в жизни не новозаветными, а ветхозаветными нормами.

Возможно, именно эту тему – почему христианам не стоит слишком вдохновляться Ветхим Заветом, – стоило бы внимательнее разобрать на канале «Спас». Но что-то подсказывает, что мы вряд ли увидим в ближайшее время такую программу.