ММКФ: как прошел 45-й кинофестиваль в Москве и что на нем показали

В Москве завершился Московский международный кинофестиваль (ММКФ), юбилейный 45-й. Это второй ММКФ с начала СВО, и, что закономерно, военные действия в Украине и культурная блокада России привели к оттоку иностранных гостей и, что еще более печально, иностранных фильмов. 

В 2023 году ММКФ больше напоминает не международный, а исключительно российский кинофестиваль. После отмены «Кинотавра» в 2022 году и бойкота российского кино на главных западных кинофестивалях ММКФ стал самой крупной площадкой для российских режиссеров. Раньше все хотели на «Кинотавр», в Канны или хотя бы в Берлин, сейчас же остается мечтать о конкурсе «русские премьеры» в Москве. Сомнительное достижение, скажем прямо. 

С 2018 года ММКФ стал проводиться в апреле. В 2022 году его пришлось перенести. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров отозвала у фестиваля свою аккредитацию – это страшный удар для организаторов, которые лишились большей части контента. Без Федерации (с которой работают практически все кинофестивали в мире!) устроить что-то интересное довольно сложно. 

В 2022 году ММКФ перенесли на август, фильмом открытия поставили «Сердце Пармы», а фильмом закрытия – южнокорейский хит «Решение уйти». Это был выход – но, увы, 2023 год показал, что у нас все плохо. 

Непонятно решение провести ММКФ в апреле – прошло меньше года с прошлого фестиваля. Что ставить в программы, если мы больше не работаем с крупнейшими компаниями? Программа «русские премьеры» в прошлом году была интересной, теперь же она безлика, очень сложно найти в ней что-то действительно яркое, не на один раз. Новые фильмы банально не успели подготовить к ММКФ. 

Фильмом открытия стал «Снегирь» Бориса Хлебникова. Это лента о корабле, моряках и шторме (неплохая заявка, но это не фильм открытия, не прежний масштаб). Фильм закрытия – испано-французский «42 секунды». Вполне типичный фильм о спортивной команде, опять же, не уровня фестиваля, который претендует на международность. 

Две главные программы фестиваля – основной конкурс и «русские премьеры» – прошли без любопытных открытий. Да, в них есть хорошие фильмы (и мы о них тоже расскажем), но, если смотреть в общем, то накатывает тоска. Мало какой фильм сможет в дальнейшем бороться за внимание российского зрителя или за награды на других фестивалях. 

И все же совсем неудачным ММКФ 2023 года назвать нельзя. С точки зрения пусть не художественной ценности, а посещаемости. Да, выйти в ноль не получится, но это вечная проблема нашего кинофестиваля. В отличие от крупных Каннского и Венецианского фестивалей, ММКФ не является прибыльным, хорошо, если окупится. 

Но интерес к фестивалю был, билеты активно покупали, в том числе на заграничные ленты от неизвестных режиссеров. На российские же премьеры попасть даже аккредитованному журналисту было сложно. На пресс-показ в 9 утра места конечно, были, а вот на вечерний показ билеты разбирались минимум за сутки. Сколько из них было куплено, а сколько заранее забронировано аккредитованными журналистами и гостями фестиваля, неизвестно. Но вечером залы были забиты. 

Кратко расскажем о фильмах с фестиваля, которые стоит посмотреть. 

Фильм «Туман» от режиссера Натальи Гугуевой

«Туман», «Русские премьеры». Режиссер: Наталия Гугуева
«Туман», «Русские премьеры». Режиссер: Наталия Гугуева

«Кинооператор Настя отправляется на труднодоступную северную метеостанцию вместе с метеорологом Андреем, чтобы расследовать исчезновение со станции семейной пары метеорологов».

Возможно, самая любопытная сюжетная завязка на фестивале. Молодая девушка зачем-то отправляется на остров, на котором нет ничего, кроме метеостанции. Выбраться с острова почти невозможно (привет культовому «Острову проклятых»). Настя хочет снять фильм о пропавших метеорологах. Единственный, кто знает правду об их исчезновении, – их коллега Андрей, с которым Настя и должна провести несколько месяцев посреди бескрайнего моря. Настя подозревает, что Андрей убил своих коллег, а Андрей, что Настей движет не только профессиональный интерес. 

Наталия Гугуева говорила, что ее «Туман» – о любви. Потому что влюбленные словно живут вне большого мира, на собственном маленьком островке. А несчастье случается, если в этот мир вторгается посторонний. «Туман» не лишен сентиментальности, которую часто можно встретить в сериалах канала «Россия 1». Несмотря на это, режиссер находит правильные образы, возвышая свою мелодраму над многими российскими фильмами о любви. В чем-то наивный, в чем-то странный, в чем-то трогательный, фильм кажется тоскливым напоминанием о том, что на острове, конечно, жить хорошо, но неплохо бы время от времени вспоминать, что есть жизнь и за его пределами. 

Фильм «Невеста мертвеца» от режиссера Корнела Георгицэ

«Невеста мертвеца», основной конкурс. Режиссер: Корнел Георгицэ
«Невеста мертвеца», основной конкурс. Режиссер: Корнел Георгицэ

«Трое французов приезжают в румынскую деревню, чтобы снять документальный фильм о крестинах, свадьбе и похоронах. Съемки первых двух эпизодов не вызвали особой сложности, а вот с третьим возникли большие проблемы, ведь никто, похоже, не собирается умирать».

Можно поверить описанию фильма, оно верно, но вместе с тем ничего не раскрывает зрителю. По описанию «Невеста мертвеца» – это кино о кинематографистах в глуши, которым срочно нужен покойник, чтобы закончить съемки. В действительности же «Невеста...» – о столкновении цивилизованного города и загнивающей деревней. И о том, что взаимопонимание у людей из разных социальных слоев невозможно. Главный герой, из «цивилизации», влюбляется в простую девушку, которая дальше соседней деревни никогда не ездила. Она, как и местные, верит в деревенские суеверия. Он хочет увезти ее в город, считая, что там, познав прелести цивилизации, она не захочет возвращаться. Она же то ли боится, то ли не хочет – сложно понять, ведь герои не могут даже поговорить – девушка глухонемая.

Георгицэ поначалу примитивную историю о любви городских и деревенских к финалу возвел к шекспировской драме. Сюжет сложно предугадать, столько в нем перипетий и неизвестности. Этот скромный во многом фильм впечатляет своей искренностью и какой-то знакомой душевностью. «Любовь двух несовместимых людей убивает их обоих» – увы, но таков его вывод. А между большим миром города и маленьким миром деревни никогда не будет понимания. 

Фильм «Единица Монтевидео» от режиссера Татьяны Лютаевой

«Единица Монтевидео», «Русские премьеры». Режиссер: Татьяна Лютаева
«Единица Монтевидео», «Русские премьеры». Режиссер: Татьяна Лютаева

«Несправедливо обвиненный в убийстве своей жены талантливый хирург Александр Лунин выходит на свободу после двенадцати лет колонии. Вследствие сильнейшей психологической травмы из-за смерти супруги он потерял возможность разговаривать. Его дочь винит отца в своей трагической жизни и не хочет иметь с ним ничего общего».

Так и хочется сказать, что это типичный арт-хаус с Алексеем Серебряковым. Сколько раз он играл таких мрачных, запутавшихся персонажей с тяжелой историей? Серебряков уже играет их на автомате. Впрочем, получается хорошо. В новой своей ипостаси он разыгрывает в чем-то мерзкую, в чем-то невыносимо печальную семейную драму, а помогают ему Агния Дитковските и Ксения Раппопорт. Лунин, бывший хирург, возвращается из мест не столь отдаленных. Жену он, конечно, не убивал. Она сама случайно убилась, но Лунин винит себя в ее смерти. Беременная дочь-наркоманка хочет поскорее избавиться от папаши, а пока пользуется любой возможностью, чтобы унизить его и отобрать заработанные деньги. Лунин почему-то больше всего хочет восстановить отношения с дочерью. А после того, как дочь совершает попытку самоубийства, он берет на себя всю заботу о ней. И о ребенке в ее животе тоже. 

«Единица Монтевидео» – чуть ли не единственный фильм на ММКФ, который может вызвать споры. Ты либо принимаешь показываемое как должное, либо возмущаешься – зачем вы показываете такое и говорите, что это... нормально? Возможно, и снимали фильм за тем, чтобы зрители разделились на два лагеря. По сюжету герой Серебрякова принимает ужасные решения – но остается хорошим человеком. Он запрещает делать аборт его дочери, при том, что аборт собираются делать по медицинским показаниям. Сама же она не может принять решение, она больна. В фильме романтизируют и домашние роды, несмотря на огромный риск осложнений у роженицы вплоть до летального исхода. В этом фильме никто не хочет вызвать скорую, даже если на кону стоит жизнь человека – ничего, мы сами справимся! И справляются же. «Единица Монтевидео» – жестокая сказка с неоднозначными героями и сложным финалом. И после нее не знаешь, то ли похвалить режиссера, то ли ругать за нормализацию опасных вещей. 

Фильм «Запах греха» от режиссера Нурул Алам Атика

«Запах греха», основной конкурс. Режиссер: Нурул Алам Атик
«Запах греха», основной конкурс. Режиссер: Нурул Алам Атик

«Пейяра – несчастная женщина. Дядя выдал ее замуж за пожилого мужчину в обмен на деньги. Она с ужасом узнает, что ее муж – гробовщик. Пейяра отвергает его, будучи не в силах вынести запах его тела. Возбужденный Айнал Мунши приходит в ярость и принуждает жену к сексу. Он насилует ее каждый день, отчего Пейяра сходит с ума и решает отомстить».

Иллюстрация того, как живется женщинам в мире без феминизма. На самом деле типичная история для страны, в которой фильм снимали, – Бангладеш. Женщина воспринимается только как домашняя скотина и сексуальный объект. Ее можно купить, можно насиловать на законных основаниях, она не может сбежать от своего «повелителя». Остается надеяться, что муж-насильник умрет. Пейяра решает не ждать счастливого случая и отравить своего мужа. 

«Запах греха» – простая история, снятая так же просто, без кинематографических изысков. Порой появляется ощущение, что смотришь документальный фильм, довольно бесстрастный, без сочувствия к кому-то из героев. Эта отстраненность только усиливает впечатление от показываемого. Благодаря естественности актеров и аутентичной обстановке, снятой бесчувственным свидетелем, ловишь себя на ужасных мыслях. Смерть тут не приносит избавления и облегчения. Она не закрывает кошмар, а является новым звеном этой страшной цепи – бытового насилия. И хотя многое в «Запахе греха» неотделимо от культуры Бангладеш, этот вечный сюжет о боли и мести легко перенести на российские реалии. Увы, но и в более свободной России такие истории не кажутся чем-то небывалым. 

Сейчас непонятно, как быть дальше с Московским кинофестивалем. Разнообразия на нем становится все меньше, иностранцы (продюсеры, критики, зрители) не заинтересованы в нем. Второй самый старый кинофестиваль в мире не может быть вне политики. И с каждым годом ситуация будет становиться все хуже и хуже – до тех пор, пока Россия не выйдет из изоляции.