Известного казахстанского журналиста преследуют за раскрытие одной из схем пополнения ВС РФ за счет граждан соседней страны, официально придерживающейся нейтралитета в российско-украинском военном конфликте.
С самого начала войны тема казахстанских наемников в российской армии была одной из самых обсуждаемых в стране. Жители приграничных районов отмечали, что в социальных сетях идет прямая или завуалированная реклама военной службы по контракту в России. Вскоре в казахстанских судах начали появляться судебные решения о наемничестве и участии в иностранных военных конфликтах, в 2023 и 2024 годах всего привлекалось 17 человек, в отношении некоторых дела были прекращены в связи со смертью.
В Генпрокуратуре отметили, что не ведут учет, в каких именно конфликтах участвовали граждане Казахстана, но по резко увеличившемуся количеству таких дел именно с начала войны в Украине можно сделать вывод, что речь идет именно об этом конфликте.
В начале апреля 2025 гола украинский государственный проект «Хочу жить», помогающий военным из России и Беларуси и мобилизованным на оккупированных территориях безопасно сдаться в плен, сообщил о более, чем 600 граждан Казахстана, участвующих в войне. Поименный список появился на официальном сайте проекта. Официальные власти пока не подтвердили, но и не опровергли данные украинских коллег, однако известный казахстанский журналист Лукпан Ахмедьяров в своем ютюб-канале «Просто журналистика» подтвердил по крайней мере несколько имен людей, о которых он ранее сообщал. Лукпан Ахмедьяров ведет мониторинг участия казахстанцев на войне в Украине с февраля 2022 года. Журналист также отмечает, что после публикации списка к нему обратились родственники, разыскивающие близких и обнаружившие их имена в списке. Кроме того, на канале украинского журналиста Владимира Золкина также в начале апреля 2025 года появилось интервью с тремя гражданами Казахстана, оказавшимися в плену. Всего, по сообщению посольства Казахстана в Украине в плену находятся семь граждан Казахстана, но возвращаться в Казахстан они не хотят и ждут обмена в Россию. Как отмечает Лукпан Ахмедьяров, это неудивительно, так как на родине им грозят большие сроки за наемничество.
Посол Казахстана в Украине Дархан Калетаев в интервью Лукпану Ахмедьярову сообщил, что находится в тесном взаимодействии с властями Украины по поводу не только пленных граждан Казахстана, но и этнических казахов, граждан России. В частности, он сообщил о готовности Украины отпустить пленных без обмена и участия России, но с условием, что они останутся на территории Казахстана, однако данное требование казахстанская сторона выполнить не может.
В 2023 году американский аналитик бурятского происхождения Мария Вьюшкова сообщала о непропорционально большой смертности этнических казахов в Астраханской области на войне: при 17% от общего населения области, смертность достигала 40-50%.
Хотя власти Казахстана не отрицают проблему участия своих граждан в войне в Украине, они же активно препятствуют распространению информации и преследуют журналистов, пытающихся эту тему освещать. Буквально на днях в Астане полицией был задержан упомянутый выше журналист Лукпан Ахмедьяров в рамках уголовного дела о распространении заведомо ложной информации. Уголовное дело было заведено в связи с одной из последних публикаций Ахмедьярова, в которой он рассказал о казахстанцах, приглашенных на работу в России, однако после пересечения границы «у них забрали у всех паспорта и раздали так называемые трудовые договоры, которые по большому счету являются контрактом с Министерством обороны РФ для участия в СВО». Эту информацию журналист получил от родственницы одного из мужчин, который в составе группы из двадцати человек намеревался работать в России на одном из мясоперерабатывающих производств. Женщина была обеспокоена и пыталась вытащить брата из трудной ситуации.

Скриншот видео его ютюб-канала
Новость о том, что казахстанцев обманом вывозят из России и насильно отправляют на войну, вызвала нешуточный переполох, и через некоторое время эта же родственница написала заявление на журналиста, что стало поводом для его задержания и длительных допросов. Подробности случившегося нам рассказал сам Лукпан Ахмедьяров.
«Ко мне обратилась женщина из Уральска, у которой младший брат поехал в Россию на заработки, и она мне сообщила, что у них отобрали паспорта и суют им теперь эти контракты с Министерством обороны. Она на меня вышла 8 числа (апрель 2025), мол, Лукпан, вот такая ситуация, что можно сделать? Я попросил у нее доказательства. Она мне прислала фотографию вот этого договора, аудиосообщение брата. Я ей сказал, что я журналист и помочь могу только опубликовав эту информацию. Она мне сказала сделайте пожалуйста, нам нужно брата срочно оттуда вытаскивать. Я сделал пост, на него отреагировали депутаты Мажилиса (парламента Казахстана), мне потом звонили, уточняли данные сотрудники из управления противодействию незаконной миграции при МВД республики Казахстан, все проявили заинтересованность, сказали, что да, проблема такая есть, создан комитет и мы работаем над этим. 9 числа эта женщина мне написала, Лукпан, спасибо, вроде начало что-то двигаться, наверное, нам удастся брата вернуть. 9 числа вечером она удаляет всю переписку со мной в ватсапе и на казахском мне пишет «Лукпан, зачем вы это написали, я же вам этого не говорила, я же не говорила, что их на войну отправляют», и после этого она замолчала. 10 числа днем консул Казахстана в Татарстане опубликовал заявление, что информация о гражданах Казахстана, которых рекрутируют на войну не подтверждена, что это недостоверно. И буквально через час-полтора, когда мы шли со сьемок в сторону машины, там меня и задержали», – рассказывает Лукпан Ахмедьяров.
Далее журналиста отвезли в полицию, где сообщили, что на него написано заявление от имени той женщины с просьбой привлечь к уголовной ответственности за распространение недостоверной информации.
«Я тогда все понял, пазлы сошлись. В тот день долго ждали адвоката, так как от государственного я отказался и ждал, пока мне правозащитники найдут адвоката. Через три часа адвокат приехал, только начали допрос, но тут забегает начальник следственного управления департамента полиции и сказал «срочно прерывай допрос, оформляй прерывание и отпускай, мы не имеем права держать дольше четырех часов». Я, честно говоря, сильно удивился такой вспышке демократии, потому что им было вообще насрать на процессуальные нормы, а тут, бац, такое щепетильное отношение к срокам. Но я же не знал, что резонанс вышел. Три часа без телефона. И вот, когда я вышел, увидел, что стоят люди, журналисты, автобус, автоматчики. Оказывается, они испугались девушек и парней, которые пришли меня поддержать», – вспоминает журналист.
Допрос продолжился на следующий день. Лукпан Ахмедьяров объяснил, что женщина обратилась к нему как к журналисту, она знала о том, что будет публикация. Журналист предоставил доказательства, так как еще в самом начале, на всякий случай заскринил переписку. О дальнейших процессуальных решениях журналиста пообещали известить и отпустили.
О причинах такого поведения женщины Лукпан Ахмедьяров говорит следующее:
«Скорее всего, ее выдернули в полицию, потому что официальной Астане совсем не хочется с такими новостями иметь дело, и нужно было срочно опровергать, тем более консул в Казани опроверг, осталось дело за маленьким. Они, скорее всего, сказали: «Мы тебя будем привлекать к ответственности за распространение недостоверной информации», она, наверное, очень сильно испугалась, а ей ответили: «Спокойно, есть выход, давай ты напишешь, что журналист был неправ и он все придумал и наврал», и, видимо, она согласилась. Как бы сценарий такой».
«С юридической точки зрения, с точки зрения доказательной базы, я точно знаю, что это дело яйца выеденного не стоит и, по большому счету, должно рассыпаться на днях. Но мы понимаем, в какой стране живем, что эта страна несвободная, что политический режим этой страны достаточно комплиментарно настроен к Путину и Кремлю, и удивляться ничему не приходится. Поэтому я ничего не исключаю. Я допускаю, что, если этим деятелям уж слишком сильно будет свербить в голове, они могут и до суда довести это дело», – считает журналист.
На вопрос, зачем все это нужно Казахстану, Лукпан Ахмедьяров говорит, что, вероятно, таким образом власти избегают чувствительных дипломатических моментов в отношениях с Россией.
«Я думаю, что власти Казахстана напрямую никак не заинтересованы в том, чтобы казахстанцы ездили на войну в Украину. Другое дело, что есть, скорее всего, неофициальная часть вот этого политеса дипломатического, в котором Казахстан не может открыто возражать России, если Россия чего-то хочет или какие-то есть ожидания со стороны Кремля по отношению к Астане. Естественно, в такой ситуации, когда граждане Казахстана зазываются активно на работу в Россию, а там уже сталкиваются с тем, что их активно вербуют на войну, это секрет Полишинеля. Выходцы из Центральной Азии, не очень- то сильно мотивированные, но каким-то образом оказывающиеся на войне в составе российских вооруженных сил, – это факт. Другое дело, что до сего дня, наверное, не было более-менее подтвержденных доказательств того, что идет активная вербовка. То есть саму вот эту кухню вербовки никто не показывал, о ней никто не писал. И поэтому, когда это прозвучало, для Астаны возникла щекотливая ситуация.
С одной стороны, поощрять участие граждан Казахстана в войне нельзя, потому что у нас в Уголовном кодексе есть аж две статьи: это наемничество и участие в иностранном вооруженном конфликте. С другой стороны, поднимать сейчас некий процесс на дипломатическом уровне, то есть совершать множество трудных, неудобных телодвижений на уровне посольств, дипломатии, чтобы выразить свое несогласие с тем, что граждан Казахстана заманивают на войну, чтобы граждан Казахстана обратно вернуть. Это, наверное, жесть, как неудобно и неуютно для официальной Астаны. И поэтому официальная Астана, скорее всего, выбирая между двух зол, просто выбрала меньшее. Вместо того, чтобы совершать множество кропотливых движений на уровне дипломатии, лучше заткнуть рот журналисту. Это проще. Это мое предположение», – заключает журналист.