В России снижен возраст, с которого наступает уголовная ответственность за антигосударственную деятельность. Еще раньше, с 2022 года, суды вынесли приговоры 158 подросткам 14-17 лет. Среди статей – теракт, содействие терроризму, участие в деятельности террористической организации, призывы к терроризму. То есть ничего нового не придумали, лишь легализовали право на репрессии против несовершеннолетних. Водку им покупать нельзя. А сажать их можно. Верной дорогой идут товарищи – в большой террор.
Фото: bessmertnybarak.ru
90 лет назад вышел циркуляр, подписанный генеральным прокурором Андреем Вышинским и председателем Верховного суда СССР Винокуровым. Документ дополнял постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»: прокуратура СССР и Верховный суд СССР отменили статью, до этого запрещавшую расстреливать лиц, не достигших 18 лет.
И уж террористов и диверсантов советская власть себе нашла, с ними не церемонились. У сегодняшней российской власти пока возможны варианты давления. Напомню кейсы самых юных врагов народа в России.
Маша Москалева, чей антивоенный рисунок стал поводом к преследованию ее самой и ее отца. В 2022 году, когда все это случилось, ей было 13 лет.
Арсению Турбину на момент раскручивания дела против него было 14 лет. Сейчас он сидит. Признание Турбина в том, что он отправил свою анкету для вступления в легион «Свобода России», было подделано в процессе допроса.
В списке террористов и экстремистов Росфинмониторинга присутствуют десятки фигурантов 2009-2010 годов рождения.
Пообещать заработок, поймать на чем-то запретном, начать беседу и продолжить ее в нужном направлении – отнюдь не бином Ньютона. А потом – опа, пойман экстремист, предотвращена диверсия. И звездочки за это дают настоящие.
Информационное пространство пока не окончательно схлопнулось, хотя уже заведено первое дело за скроллинг «экстремистских материалов». Но российская власть сегодня может признать экстремистом или террористом кого угодно. А еще может пошагово спровоцировать на террористические действия, а потом раскрыть дело и посадить преступника. Это своего рода провокативная селекция – воспитать послушных, а вольтерьянство задушить в зародыше.
А теперь несколько историй предшественников сегодняшних «экстремистов». Только с одной оговоркой – в сталинском СССР после 1927 года не осталось людей, открыто протестовавших против власти. Тем более, совсем молодых. Они могли не любить эту власть, могли обсуждать или даже осуждать ее, говорить о свержении, но только говорить. Единственное исключение – требует отдельного рассказа. Это история, начавшаяся с убийства на Большом Каменном Мосту, когда 15-летний сын наркома авиапромышленности застрелил свою пятнадцатилетнюю возлюбленную. А дело из этого раскрутили очень серьезное. Но, повторю, это исключение. А все остальные сознательные диверсии и теракты малолетним врагам народа на сто процентов шили сталинские следователи.
Петр Якир, сын советского военачальника Ионы Якира, расстрелянного в 1937-м. 14-летнего Петра вместе с матерью выслали из Москвы в Астрахань, где его арестовали уже не как члена семьи изменника родины, а – обвинив в организации анархической конной банды, планировавшей действовать в тылу во время будущей войны, а также в пропаганде анархических идей в школе. При этом срок в пять лет дали не за банду, а – в качестве социально опасного элемента – по формуле, определяющей человека как потенциального врага в любом случае (согласно постановлению пленума Верховного суда от 1946 года лиц, «признанных социально-опасными… в случае, когда они по определённому преступлению будут судом оправданы», суд вправе приговорить к ссылке или высылке).
Фото: cyclowiki.org
Опять ассоциация – узаконивание репрессии после начала ее фактического применения. В 1938 году появляется циркуляр НКВД № 106 «О порядке устройства детей репрессированных родителей в возрасте свыше 15 лет». Если дети, достигшие 15-летнего возраста, проявляли «антисоветские настроения и действия», они шли под суд и направлялись в лагеря. А нарисовать таким детям антисоветские настроения, согласитесь, было несложно.
Но, помимо членов семей врагов народа, были и другие.
В 1937 году ученики 8-го класса Самойловской средней школы в Саратовской области вызваны на допрос в НКВД по делу ранее арестованных по политическим делам преподавателей школы. Иван Сергиенко, Константин Коваленко, Александр Кокурин и Алексей Сорокин отказываются давать показания против своих учителей. Им угрожают, потом арестовывают, выбивают показания уже об их собственной контрреволюционной и террористической деятельности и дают по десять лет лагерей.
В мае 1940-го арестована группа из 9 сибирских школьников. Они писали письмо Сталину о недопустимости отправки эшелонов с зерном фашистской Германии в то время, как советские люди голодают. Все, кроме жителя Тайшета, Виктора Савиных, погибли на Колыме. Им было от 14 до 17 лет.
Настоящие политические среди подростков сталинской эпохи тоже были. С начала 1940-х стали возникать подпольные кружки истинного марксизма. Ну не соответствовало то, что делала советская власть, заявленным ей же идеалам. И – брали, сажали, многие погибли. Единственный заявленный бонус несовершеннолетним – формально их запрещалось расстреливать в случае побега из лагеря.
В декабре 1940 года в киргизском Джелал-Абаде арестованы пятеро десятиклассников – члены подпольной организации «Истинные коммунисты». Они считали сталинский режим контрреволюционным и разрабатывали меры по возвращению строя к не искаженному культом личности марксизму. Сроки – от 6 до 10 лет.
16-летний школьник Всеволод Горшков из города Павлово в 1941 году начал выпускать юмористический журнал. От номера к номеру журнал становился печальнее – обозреватель все больше критиковал политику Сталина. Удивительно, но «издание» продержалось целых два года. В 1943 Горшкова взяли. Как водится, донес одноклассник, читатель журнала. Горшкова этапировали в Москву, ибо нижегородские следователи не верили, что подпольный журнал выпускал подросток без помощи старших. Прокурор требовал расстрела (!!!), но милостивый суд дал всего 10 лет.
Фото: bessmertnybarak.ru
В 1943 году 12-летний Гелий Павлов арестован Саратовским НКВД: «…являясь организатором и руководителем антисоветской молодежной организации, «Общества юных революционеров», у себя дома созывал нелегальные сборища, на которых утверждался составленный им лично текст антисоветских листовок, проводил контрреволюционную агитацию среди населения, призывая к борьбе с существующим строем путем организации вооруженного восстания и совершения террористических актов над руководителями ВКП(б) и правительства… Вовлек в члены организации 6 человек. Наряду с этим написал и распространил среди населения Саратова 17 антисоветских листовок. Кроме этого, разработал программу, устав, шифр и знамя общества…» Срок 6 лет. Мать Гелия получила 8 лет за недонесение о преступной деятельности сына.
Александр Поляков попал в лагеря в 1946 году в 14 лет. Вместе с одноклассниками начитался изданных в 1920-е, еще не отцензурированных ленинских работ, которые стояли на полках у кого-то из школьных друзей. Решили бороться с нарушителями ленинских заветов и призывать к восстанию. Полгода писали от руки листовки и расклеивали их на дверях челябинских магазинов — где в очередях стояли жертвы произвола советской власти — рабочие Челябинского тракторного завода. По воспоминаниям самого Александра, «апрель и май 1946-го прошли в неустанных трудах, а народ все не восставал. Мы решили, что работать вручную неэффективно, надо переходить на подпольную печать. Но тут нас арестовали». Обвинение – «контрреволюционная деятельность». Из восьмерых обвиняемых сталинсколе правосудие отпустило шестерых, поскольку им не исполнилось 14. Для 14-летних прокурор попросил условный срок, но судья назначил максимальное наказание — три года детской исправительной колонии. В ноябре 1946 года за подростков заступился фронтовик, отчим Полякова, и их освободили. Впоследствии Поляков возьмет фамилию отчима, под которой станет известен как физик и отказник Александр Воронель, боровшийся за свою и чужую репатриацию в Израиль.
Фото: kulturologia.ru
Девятиклассница Чеслава Ошуковская из небольшого городка Сморгонь в Белоруссии. В конце 1940-х ее одноклассники и ребята постарше создали кружок, в котором критиковали коммунистов. Ошуковскую звали расклеивать листовки, она отказалась. А когда листовки расклеили без нее, школьницу взяли с урока за недонесение. 8 лет лесоповала. В позднейших интервью Ошуковская говорила, что условия, которые описывал Солженицын, – просто санаторий в сравнении с ее жизнью в лагере.
Фото: bessmertnybarak.ru
Нина Уфлянд, московская девятиклассница, ей 17 лет, и она самая молодая участница «Союза борьбы за дело революции», организованного студентами Борисом Слуцким, Евгением Гуревичем и Владиленом Фурманом в 1950 году. В программе организации говорится о перерождении социализма в государственный капитализм, о бонапартизме сталинского строя, отсутствии гражданских свобод, фарсовых выборах, империалистической внешней политике и катастрофическом состоянии сельского хозяйства. Как минимум четыре пункта этой программы весьма актуальны сегодня. Для тиражирования документов члены организации изготовили гектограф. В начале 1951 членов организации арестовали, объявили «Союз» еврейской националистической группой, готовившей свержение строя. Троих руководителей расстреляли, остальных посадили – Уфлянд получила 10 лет.
Характерны названия молодежных организаций. «Коммунистическая партия молодежи», «Союз борьбы за дело революции», «Армия революции», «Юные ленинцы», «Юные коммунисты», «Молодая гвардия», «Ленинская гвардия» и т. д. А школьники из Ульяновска назвали свою организацию «Всесоюзной партией против Сталина». То есть, они не враги режима, они, наоборот, за выравнивание линии в соответствии с идеалами…
Придя к власти, большевики стали рассматривать детей из чуждых им слоев общества, как политических противников. Начали с расстрела царской семьи, «во имя счастья трудящихся» брали в заложники и уничтожали крестьянские семьи, включая грудных младенцев. В концлагерях Тамбовской губернии в 1921 г. находилось свыше 450 детей-заложников от 1 года до 10 лет.
На Бутовском полигоне в Подмосковье попадаются жертвы от 15 до 17 лет. Формулировка туманна, как обычно – «в рамках Приказа НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 года «об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Василий Виноградов, 15 лет. Иван Белокашкин, 16 лет. Александр Петраков, 17 лет, расстрелян за наколку со Сталиным на ноге. И многие другие. Кстати, уголовники как раз были советской власти социально близкими – это известный лагерный термин. Узнаете?
Бывают ли несовершеннолетние убийцы и террористы? Еще как бывают.
Отдельные случаи во всем мире и смертники, воспитанные террористическими организациями. «Мирные жители» – подростки, убивавшие и насиловавшие вместе с ХАМАСом 7 октября.
«Лохи», завербованные специалистами. Причем – молодыми специалистами. Ибо вербовщик должен говорить с объектом на одном языке и четко понимать реалии своего подопечного.
А еще – те, кого государство назначило экстремистами за политическую позицию несогласия с государством. Это ж запредельный цинизм – поймать молодняк, который против войны, посадить его, и из зоны предложить ему поехать на эту войну убивать. Хотя и в этом месте путинская власть изрядно подворовала у сталинской – штрафные батальоны тоже уже были на другой войне. И «террористов», сопротивлявшихся нацизму, тоже сажали и убивали – нацисты, разумеется.



