О мюзикле «Злая» нынче говорит весь мир. Семейная лента, снятая Джоном Чу, оказалась глубже, чем ожидалось, и сейчас претендует на «Золотой Глобус». А Национальный совет кинокритиков США уже назвал «Злую» лучшим фильмом 2024 г. – это гарантирует главную номинацию на «Оскар» и значительно увеличивает шансы на победу. Мы решили посмотреть «главный мюзикл» последних лет, чтобы понять, почему он завоевал миллионы поклонников.
В «Злой» очень много песен. Нет, не так – ОЧЕНЬ много. Если вы не понимаете, зачем персонажи этак 40-50% хронометража поют и отплясывают в самых неожиданных местах, «Злая» покажется вам невыносимо скучной. Если же вы толерантны к мюзиклам, включить этот стоит – он одновременно глубок и по-юношески очарователен. «Злая» – настоящий праздник красок, красивых нарядов и волшебства чуть-чуть в стиле Гарри Поттера. Правда, ближе к финалу праздник заканчивается, перенося героев в суровые будни при отнюдь не сказочной тирании.
Авторы оригинального мюзикла – Стивен Шварц (музыка и тексты песен) и Уинни Хольцман (либретто). Основан он был на книге Грегори Магвайера «Злая: Жизнь и приключения Злой Ведьмы Запада». Она в свою очередь является переосмыслением сказки Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» (в СНГ больше знают версию Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»). События мюзикла развиваются параллельно с событиями сказки Баума. Напомним оригинальный сюжет: девочка Дороти и ее собачка Тото переносятся в страну Оз, Дороти встречает друзей (Льва, Страшилу и Жестяного Дровосека), вместе они отправляются к великому Волшебнику, чтобы он перенес Дороти обратно в США, а он просит в обмен на свою помощь убить Злую Ведьму Запада. Собственно, мюзикл показывает эту историю глазами Злой Ведьмы, которая в придачу к громкому прозвищу получила имя – Эльфаба. Злая Ведьма, как и в известной нам сказке, противостоит Волшебнику Изумрудного города, но, поскольку это переосмысление, мотивация героев переворачивается с ног на голову.
Экранизация мюзикла понравилась зрителям и критикам. На Rotten Tomatoes фильм имеет 88% свежести (по мнению критиков) и 95% (по мнению зрителей). Его называют «завораживающим музыкальным шоу с великолепным составом», «захватывающим зрелищем» и «идеальным и зловеще волшебным».
Начинается мюзикл с появления Доброй Ведьмы Севера Глинды (Ариана Гранде). Она рассказывает жителям страны Оз, что главный «враг народа» уничтожен. Речь идет о Злой Ведьме Запада (Синтия Эриво), которую победила девочка Дороти, вылив на нее ведро воды. Глинда показательно радуется, напевая, что добро всегда побеждает зло, но потом ей напоминают, что она, добрая волшебница, еще недавно дружила со злодейкой. Глинде не хочется об этом говорить, но люди настаивают – что же случилось с их дружбой и почему Ведьма Запада стала воплощением зла? И Глинда соглашается рассказать историю злодейки – но она отличается от той версии, что знают жители Оз (и читатели оригинала Баума).
Эльфаба (так зовут злую ведьму) была нелюбимой дочерью губернатора. Ее мать имела любовника и пила что-то странное во время беременности. Эльфаба родилась со страшной зеленой кожей и с магическими способностями. Родители сочли, что она их позорит – ведь она словно и не человек вовсе. Над несчастной издевались все, кроме ее сестры Нессарозы (которая потом станет Злой Ведьмой Востока) и горничной, что вырастила Эльфабу вместо ее матери. Стоит напомнить, что в стране Оз обитают разумные говорящие животные. Они свободно живут рядом с людьми и работают наравне с ними. Так, воспитавшая Эльфабу горничная – говорящая медведица. Этот маленький момент станет яснее – он отразится в том числе на характере и мотивах главной героини.
Нессарозу отправляют на обучение в магический колледж – девушка мечтает стать волшебницей. Эльфаба приезжает с ней – ее сестра передвигается в инвалидной коляске, и ей нужна помощь с устройством в колледже. Одновременно с ними в колледж прибывает будущая Ведьма Севера Глинда, которая первую половину фильма выставляется стереотипной стервой из подростковых фильмов. Студенты колледжа пугаются Эльфабу – они впервые увидели зеленую кожу и думают, что девушка проклята. На самом деле и сама Эльфаба так думает. Но местный «Дамблдор», она же профессор Моррибель замечает необыкновенный талант зеленокожей гостьи. Она предлагает Эльфабе учиться у нее, а взамен обещает познакомить ее со знаменитым Волшебником, который сможет исполнить любое ее желание. У девушки же есть единственное желание – стать человеком с обычной внешностью. Поэтому она и соглашается – не зная, чем это для нее закончится.
«Злая» поначалу кажется легкомысленным мюзиклом о молодежи в университетских декорациях. Первая половина ленты посвящена отношениям Эльфабы с ее новым окружением. Над девушкой все смеются, хотя она не сделала ничего нелепого или плохого. Впрочем, первые минут 60-70 Эльфаба выглядит персонажем скучным и ужасно карикатурным – этакая «не такая, как все», а в действительности «самая особенная» и «всеми не понятая». Это заигрывание со штампами юношеского кино сначала раздражает, но после – впечатляет. Собрав все возможные штампы из серии «девочки учатся в частной школе», «Злая» потом высмеивает их.
Ироничнее остальных – образ Глинды. Ариана Гранде так искренне отыгрывает этого бесячего персонажа, что ты начинаешь ненавидеть ее уже в первое появление. Глинда – блондинка-принцесса, «королева школы», которая окружает себя розовым цветом и строит интриги, чтобы лишний раз обидеть Эльфабу и ее сестру. Она искусственно мила, до скрежета зубов лицемерна и наигранно толерантна (если того требует общество). Слишком нарочито проводится линия – Глинда объявляется антагонистом, а Эльфаба – протагонистом. Когда же появляется «первый парень на деревне», «Злая» заставляет зрителя думать – вот теперь хорошая Эльфаба и плохая Глинда схлестнутся за право обладать этим замечательным мужчиной. Но нет – «Злая» вас обманывает. Боев за мужчину не будет, Эльфаба попытается исполнить главную мечту Глинды, а та защитит ее от насмешек однокурсников. Вместо противостояния в «Злой» – союз двух разных женщин, готовых принять особенности друг друга (и хорошо, что Глинде до конца сохранили ее своеобразный характер).
В «Злой» внезапно появляется глубина, которую не ожидаешь от подросткового мюзикла. Эльфаба долгое время жила с ощущением, что страна Оз – место благополучное. Но потом начинаются гонения на говорящих животных. Ее учителя, профессора-козла, арестовывают прямо на лекции. Животных изгоняют из городов. Студентам рассказывают, что животных нужно отныне держать в клетках и запрещать им говорить, лучше вообще выбивать из них насилием всякое проявление разума. Эльфаба против этого – ведь ее воспитала разумная медведица. Она верит, что виноваты «плохие бояре», а Волшебник, правитель страны Оз, ничего об этих гонениях не знает. И когда ее приглашают во дворец Волшебника, она с радостью едет к нему – Эльфаба хочет рассказать ему, что происходит в стране, и чтобы он остановил репрессии.
Но – спойлер! – все закончится плохо. Волшебник – диктатор и нарцисс, он не умеет колдовать и боится за свое положение. В народе его любят и называют «заботливым отцом» (словно какого-то Ким Чен Ына). Но это обычные люди – чем они могут ему навредить? Другое дело – разумные животные. Вспомним оригинал Баума – Волшебник случайно попал в страну Оз из США, его воздушный шар унесло ветром. Волшебник боится разумных животных, потому что не понимает их, а что человек не понимает, то и считает опасным. К тому же он сторонник жуткой философии: «Общество может объединиться только перед лицом врага». Эльфаба нужна Волшебнику – он хочет использовать ее магию, чтобы усилить свою диктатуру. Так, он заставляет ее наколдовать обезьянам крылья – чтобы они стали его шпионами в небе. Эльфаба, которая весь фильм верила в «хорошего царя», после этого отказывается ему служить. А тот в ответ объявляет на нее охоту и публично называет ее «злой ведьмой» и «врагом народа №1».
Оригинал мюзикла состоит из двух частей. Фильм же заканчивается там, где и первая часть мюзикла – и дальше зрителям обещают продолжение. Вместить все события и песни оригинала в один фильм просто бы не получилось, его и так растянули на 2,5 часа. Если бы события сократили и вырезали часть песен, «Злая» бы многое потеряла. Лучше посмотреть две части длительностью в 5 часов, чем смотреть урезанную версию, в которой ничего не понятно и все «галопом по Европам».
Говоря о дискриминации, репрессиях и проблемах власти, «Злая» вместе с тем остается ярким и обаятельным спектаклем. Синтия Эриво не может соперничать с Арианой Гранде в блистательности, но это и не нужно. Эриво отвечает за драматичные метания, а Гранде – за праздник с фейерверками и шампанским. Это замечательное кино для семейного просмотра, которое умеет быть и веселым, и смелым. Оно ненавязчиво говорит о цинизме власти и абстрактности «добра» и «зла» (все зависит от того, кто обозначает их рамки). Возможно, поэтому это самое важное кино для наших детей в 2024 году.