В заграничный прокат вышел главный (не побоимся этого слова) фильм декабря – «Вонка» – вольная интерпретация знаменитого романа Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика». Его главным героем был скромный и тихий сирота Чарли, который получил возможность попасть на знаменитую шоколадную фабрику, но помнят все в первую очередь Вилли Вонку, владельца этой фабрики. «Вонка», собственно, является приквелом оригинала и должен рассказать поклонникам истории Даля, кто же такой на самом деле Вилли Вонка и за счет чего он добился успеха. Стоил фильм (в сравнении с другими крупными проектами 2023 г.) немного – 125 миллионов долларов. Недостаток бюджета можно заметить (например, декорации могли быть и получше), но на итоговое качество он не влияет. «Вонка» заслуженно стал лидером проката, собрав в дебютный уикенд более 92 миллионов, сейчас же сборы составляют более 150 миллионов (но основные сборы прогнозируют на рождественские каникулы).
Фильм о Вилли Вонке ставил детский (формально) режиссер Пол Кинг, известный нам по дилогии «Приключения Паддингтона». В новый фильм он принес свой классический стиль, но в сравнении с историей об очаровательном медведе «Вонка» оказывается взрослее и глубже, хоть и пытается притворяться милой детской сказкой со смутно знакомыми песнями (на самом деле они, пусть и звучат очень знакомо, были написаны специально для фильма солистом группы The Divine Comedy Нилом Хэнноном). На роль Вонки Кинг взял вполне сказочного (в сравнении с Джонни Деппом из экранизации Тима Бертона) Тимоти Шаламе. Многие ждали новый фильм Кинга именно из-за Шаламе. Но, стоит сказать, именно образ, получившийся у Шаламе (при всем его профессионализме), – самая неинтересная часть ленты. Актер хорошо отыгрывает своего персонажа – не более. Кажется, большего от него и не требовалось. Авторов «Вонки» увлекает не столько глубина главного героя (а есть ли она?), сколько социальное устройство вымышленного мира и, не побоимся это озвучить, зависимость, схожая с наркотической. Конечно, «Вонка» остается фильмом для всей семьи, дети смогут посмеяться с нелепых приключений Вонки и незамысловатых песен, взрослые же заметят отсылки не только на наркотики разной степени тяжести, но также на тоталитарные режимы (один из антагонистов носит фамилию, очень похожую на фамилию Шикльгрубер, а на полицейских мундирах можно заметить перевернутых гербовых орлов). Эти отсылки в большинстве случаев вызывают смех, да и главные герои (формально положительные) оказываются не столь безукоризненно светлыми, какими могут показаться на первый взгляд.
Вилли Вонка прибывает в город, подозрительно похожий на Лондон, чтобы прославиться как великий кондитер. Юноша сумел создать очень необычный (и крайне дешевый) шоколад, вызывающий… скажем так, не самые типичные реакции у попробовавших его. Вонка мечтает заслужить признание у трех великих шоколатье (по случайности все трое тоже живут в Лондоне). Те же видят в Вонке конкурента и пытаются избавиться от него. Известные кондитеры собираются в общество, которое недвусмысленно называется «картелем» (в российском дубляже), и подкупают главу полиции, обещая ему тысячи коробок с шоколадом. Глава полиции плотно «сидит» на шоколаде и уже не может без него жить, поэтому готов на любую низость, лишь бы употреблять его все больше и больше. Чем же Вонка так не нравится местному «картелю»? Во-первых, как уже было сказано, дело в цене. Шоколад в Лондоне считается удовольствием обеспеченных людей, бедные люди за всю жизнь могут не попробовать и кусочка. «Картель» пугает сама мысль, что шоколад перестанет быть элитным товаром. Во-вторых, эффект от шоколада Вонки… скажем так, более яркий. Товар, поставляемый «картелем», вызывает сильную зависимость, но – не более. Товар же Вилли Вонки имеет множество дополнительных эффектов – от внезапной веселости до повышенной сосредоточенности и работоспособности. Это сравнимо с очень сильным и очень дешевым наркотиком, который позволяет жителям из небезопасного и унылого Лондона уйти в мир песен и сказочных грез. Жаль, конечно, что нам не рассказывают, вызывает ли шоколад Вилли Вонки такое же мучительное привыкание, как лакомства его конкурентов.
Главное достоинство «Вонки» (при таком-то сюжете) – это способность сохранять баланс между детским восприятием мира и ужасной взрослостью. Дети, разумеется, не поймут многочисленные отсылки на реальность. Для них это – простая сказка, в которой есть четкая грань между добром (Вонка) и злом (остальные кондитеры). Снято это красочно и увлекательно. Абсурдность происходящего у маленьких зрителей вызовет разве что смех. Тимоти Шаламе в костюме Вонки очарователен, песни забавны, а некоторые, как назло, врезаются в мозг (привет попсе нулевых), второстепенные герои держатся на грани с забавностью и кринжем. Так что можно не бояться показывать этот фильм детям, местами он кажется наивнее, чем первая часть «Гарри Поттера», разве что маленькому зрителю расскажут, как важно читать мелкий шрифт в договоре и чем может обернуться доверие к незнакомым людям.
Впрочем, взрослому зрителю «Вонка» понравится с большей вероятностью. Парадоксально, но именно за счет наигранной «детскости» у фильма получается сохранять «серую» мораль. От некоторых особенно странных эпизодов скрыться не получится, но все искупают небанальные вопросы к Вонке и его детищу, которое порой кажется ничем не лучше, чем страшный «дракон», он же шоколадный «картель». Но нет, фильм ничего не навязывает, зависимость показывается проблемой (гоняющийся за все большей дозой шеф полиции – часть местного зла), все должно быть в меру и нельзя во имя собственных желаний забывать о дружбе и просто человеческом отношении. В какой-то момент захочется, чтобы «Вонка» был наивнее, чем есть на самом деле. Но без актуальных проблем уже давно не выпускают хорошие современные сказки, а хорошо или плохо это – кто знает.