«Волшебник Изумрудного города»: почему не получилась новая экранизация классической сказки

Самым популярным российским фильмом на новогодних праздниках стал «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». Не успев доесть оливье, зрители толпами отправились в кинотеатры, чтобы узнать, как в 2025 году экранизировали знаменитую книгу Александра Волкова (оригинал – «Удивительный волшебник из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума). Даже для долгих зимних каникул результат впечатляет: только за 5 прокатных дней «Волшебник…» собрал более 2 миллиардов рублей. Он обошел в прокате очередные «Елки» и «Финиста» из франшизы «Последний богатырь». Несмотря на это, оценки он получил средние. Так, рейтинг на КиноПоиске у «Волшебника…» 8 января составил всего 6,3 баллов из 10. 

Снимал это Игорь Волошин – режиссер таких лент, как «Повелитель ветра» (о путешественнике Федоре Конюхове), «Бедуин» и «Олимпиус Инферно» (о войне в Грузии 2008 г. сами понимаете с какой интонацией). Сейчас, параллельно со вторым фильмом по книгам Волкова, он делает новую версию «Буратино». Также приложили руку к «Волшебнику…» студии «Кинослово» и «ТриТэ» (детище Никиты Михалкова). Страшно было, что же они совместно наснимали. 

«Волшебник…» – это, конечно, кино, снятое для заработка. Ему не хватает живого чувства и непринужденности. Будто делали из-под палки. Результат оказался сносным – старались, но чего-то постоянно не хватало. Времени? Творческого чутья? Или заплатили мало? В итоге мы имеем конвейерный фильм, который не ужаснет, но и не впечатлит. 

Но поговорим о сюжете. Элли в новой версии больше не девочка из Канзаса начала 20 века. Теперь она живет в современной России, и ее единственное увлечение – это сидеть в смартфоне (судя по последним детским фильмам, иным дети не занимаются). Элли едет со своими безымянными родителями в какую-то российскую глушь. Если верить репликам взрослых, они собираются устроить пикник на природе и за этим взяли с собой аж трейлер/фургон. Родители замечают, что дочь тайно взяла с собой смартфон (а они договаривались, что на время откажутся от интернета), Элли злится и кричит на отца. И тут, посреди условной Калужской области, появляется торнадо невероятного даже по меркам США размера. Странно, но герои будто не удивляются этому нетипичному для России явлению. Элли бежит в трейлер/фургон, чтобы спасти Тотошку (за него тут обаятельный джек-рассел), но «домик» засасывает в торнадо, а просыпается девочка уже в волшебной стране. Итого прошло 10 минут хронометража. 

Стоит отчасти похвалить авторов – характер Элли они раскрывают в первые же минуты фильма. Это не та милая, в чем-то наивная, но сильная девочка (что из оригинала Баума, что из переосмысления Волкова). Эта Элли – истеричная, капризная и глупая героиня без чувства самосохранения. Смотря на ее неприятные ужимки, хочется спросить – это сценарий виноват, или актриса так плохо играет? Когда трейлер оказывается на краю скалы и грозит вот-вот упасть, Элли не вылезает из него – нет, она, оставаясь в смертельной опасности, ищет свой телефон. Как уже было сказано, у нее зависимость от интернета, но проявляется это лишь тогда, когда нужно авторам. Ей не хватило одной попытки поймать Wi-fi. Элли всерьез пытается поймать его в разных местах волшебной страны (зная, что она волшебная!), а потом снова расстраивается, что его нет. Героиня эта, ко всему прочему, грубая и обидчивая. Да, она спасает Тотошку, бежит за ним в трейлер. Но уже после этого она постоянно грубит своей собачке, спорит с ней (Тотошка в волшебной стране разговаривает) и проявляет пренебрежение. А потом у нее словно переключается что-то в голове – и она вспоминает, что любит Тотошку, переживает и хочет помочь. Чем объяснить столь явные перемены, непонятно. Возможно, Элли хотели сделать сложной, без черно-белых тонов, но в итоге вышла героиня, которой не хочется сопереживать. 

Как в оригинале, домик (в данном случае трейлер) приземляется на обиталище злой ведьмы Гингемы. Жевуны, которыми Гингема правила, не понимают, что делать. Тут выходит слуга Гингемы Урфин Джюс (которого Волков придумал позже написания «Волшебника…») и заявляет – буквально, – что «дорогие жевуны, этот год был тяжелым» (может, непростым, как в меме?) и что отныне страной Жевунов будет править он. Жевуны не согласны (как ими может править такой же жевун, как они?) и хотят объявить своей правительницей спустившуюся с небес «волшебницу Элли». В эти дикие «выборы» вмешивается добрая волшебница Виллина (у Волкова старушка, а тут прекрасная девица). Она рассказывает Элли о том, что есть хорошие волшебницы и плохие ведьмы (как Гингема и Бастинда) и что помочь ей вернуться домой может волшебник Гудвин из Изумрудного города. Элли же почему-то заявляет, что лучше сходить к Бастинде (потому что она… темная ведьма?), но после соглашается пойти по дороге из желтого кирпича прямиком на аудиенцию к Волшебнику. Тут Тотошка приносит ей серебряные туфли Гингемы, и они отправляются в путь. 

Дальше все по классике (почти) – она знакомится со Страшилой, Дровосеком и Львом, и на пути в Изумрудный город им встречаются разные опасности – Людоед, Саблезубые тигры и маковое поле, которое навевает сон. И вот кажется, что все на месте. Но есть «но» – это злая Бастинда, которая отхватывает этак 30 минут хронометража (то есть ⅓ фильма). В книге Волкова о Бастинде Элли узнала от Волшебника, который велел девочке ее победить. Испытания по пути в Город не были с ней связаны. В этом же фильме злая ведьма с первых минут пытается навредить Элли. Это Бастинда создает магией маковое поле, посылает к Элли людоеда и тигров. Кажется, что без злой ведьмы этот мир поистине самое безопасное и счастливое место, в котором нет и не было ничего плохого. Бастинда насылает на Элли даже Урфина Джюса, и он забавно скачет ей навстречу, зажатый между двумя огромными тиграми.

Ведьму играет Светлана Ходченкова, которой зачем-то сбрили брови. На ее ужимки больно смотреть. Ходченкова подражает Тильде Суинтон (когда она играла Белую колдунью в «Хрониках Нарнии»), даром что она полностью одета в черный. Отыгрывая зло, актриса специально кривляется, чтобы Бастинда выглядела безумной, но смотрится это со стороны как невыносимая фальшь. Хуже кривляется только Дмитрий Чеботарев (Урфин Джюс), его гримасы не пугают, а вызывают «испанский стыд». На их фоне Екатерина Червова (Элли) играет более-менее неплохо. 

У фильма, конечно, есть хорошая сторона – и это (как это возможно?) визуал. В сравнении с графикой в большинстве нынешних русских сказок это – очень хорошо. Особенно эффектно получился Лев (словно срисованный со льва Аслана из «…Нарнии»), довольно естественен Страшила, хорошо смотрится Колокольников в образе Дровосека (его жуткую историю с отрубленными конечностями, что удивительно, не убрали). Поля, леса, холмы – все красиво, ярко и приятно. На «Волшебника…» не страшно пойти в кино, можете не бояться, что глаза вытекут. Но есть кое-что, что все портит. Это (что поразительно) не сценарий. Переосмысление оригинала, с этой новой ролью Бастинды и капризной Элли, не есть плохо. Но авторы захотели растянуть маленькую историю Волкова. Ах, если бы это был один фильм! Но нет, это минимум дилогия, а возможно и трилогия. Дилогия из книги, в которой 150-180 страниц, понимаете? Около 3-4 часов хронометража, если не больше. 

Деньги хотят все. И самые маленькие книги можно растягивать до бесконечности – это доказал еще Питер Джексон. В «Хоббите» Толкиена около 350 страниц, а снял Джексон 3 фильма более чем на 8 часов. Оттого появилось много отсебятины. Создатели нового «Волшебника…», похоже, решили повторить сей подвиг, но побоялись далеко отходить от оригинала. Зачем придумывать кучу новых событий? Начнут же ругаться зрители, которые помнят, как у Волкова было. Поэтому авторы прибегли к еще худшему – беспощадному затягиванию. Каждая сцена будто проигрывается на скорости 0,5. Сцены искусственно растягиваются долгими планами, диалогами ни о чем и (о ужас!) ходьбой. Из 90 минут хронометража минут 20 герои просто… идут. Идут – и все. И ничего не происходит. Словно зрителя испытывают – заснет он в кресле или нет. Если поставить фильм на скорость 1,25, он все равно тянется и тянется, сцены текут неспешно, будто это не детское кино, а артхаус какой-то. Из-за этого между важными сценами (встречи, битвы, сон в маковом поле) образуются бессмысленные лакуны, которые ты поневоле терпишь. Ну нельзя, чтобы детский фильм так проседал в динамике. Под конец начинает казаться, что смотришь не кино, а собственный сон, невыносимо муторный, длинный и при температуре 39. 

Особенно обидно, что «Волшебник…» ничем не заканчивается. Герои идут. Идут. Идут. Бастинда кривляется. Идут. Идут. Нападают тигры и Урфин Джюс. Идут. Идут. Появляется Изумрудный город… и все. Волшебника нам не показали, спасибо, что хоть на фасады Города дали посмотреть. А теперь ждите год, дорогие зрители. 

Новый «Волшебник Изумрудного города» – это не плохое кино. Оно просто невыносимо затянутое и оттого скучное. Маленькие дети будут отвлекаться. Те, что постарше, сочтут это переосмысление наивным – у них своих сказок хватает, и фильм не сможет заинтересовать их классикой. Возможно, терпеливым взрослым понравится – ностальгия же, тем более что сюжет почти не изменился. Но хотелось бы получить что-то увлекательное, яркое и сказочное, а не бессмысленную ходьбу по красивым локациям и разговоры ни о чем. Лучше посмотреть «Злую» (американское переосмысление сюжета), она и динамичнее, и веселее.