Как Абрамович «Челси» продавал и куда делись деньги — читаем в книге Sanctioned

Что нового о российском олигархе мы узнали из новой книги британского журналиста Ника Пьюрвела

Иллюстрация: instagram.com/chelsea_perspective/
Иллюстрация: instagram.com/chelsea_perspective/

10 июня в продаже появилась книга «Sanctioned: The Inside Story of the Sale of Chelsea FC». В ней британский журналист Ник Пьюрвел рассказывает, как в 2022 году Роман Абрамович лишился футбольного клуба «Челси». 

Сделка стала рекордной за всю историю футбола — лондонская команда обошлась новым владельцам в 4,25 млрд фунтов. Изначально Абрамович обещал, что эти средства потратят на помощь пострадавшим от войны в Украине. Спустя три года ни один фунт на эти цели так и не был переведен. 

О миротворческой миссии олигарха, проделках британских чиновников и причинах, по которым деньги, которые должны были помогать людям, так и лежат на счетах, — читаем в книге Ника Пьюрвела.

Абрамовича больше волновали переговоры, чем «Челси»

22 февраля 2022 года в британском парламенте обсуждаются санкции против России на фоне признания ДНР и ЛНР. Премьер-министр Борис Джонсон выступает с заявлением, в котором утверждает, что под санкции попадёт и Роман Абрамович — за его связи с Владимиром Путиным. 

Роман Абрамович и Владимир Путин
Фото: ИТАР-ТАСС / AP
Роман Абрамович и Владимир Путин
Фото: ИТАР-ТАСС / AP

24 февраля начинается война. Парламентарий Крис Брайант заявляет, что в его распоряжении есть документ, который доказывает связь Абрамовича и Путина. Он предлагает заморозить активы Абрамовича, находящиеся на территории Великобритании.

В тот же день администрация Владимира Зеленского составляет список людей, которые, потенциально могут помочь в переговорах с российской стороной. В списке оказался Роман Абрамович. В этот момент британское правительство уже разрабатывает санкции против бизнесмена. Администрация Зеленского просит британских чиновников отказаться от санкций в отношении Абрамовича из-за страха, что ограничения могут помешать его участию в переговорах. 

Ник Пьюрвел пишет, что уже в первые дни войны Абрамович смирился с тем, что ему придётся отказаться от футбольного клуба. Правда, изначально бизнесмен надеялся обойтись без сторонних покупателей. 

Ник Пьюрвел
Фото: Крис Фэрвезер / bitebackpublishing.com
Ник Пьюрвел
Фото: Крис Фэрвезер / bitebackpublishing.com

26 февраля на сайте «Челси» появляется заявление: Роман Абрамович обещает передать клуб группе попечителей «Челси». В их число входят не только члены совета директоров, но и, например, главный тренер женской команды Эмма Хейз (живая легенда женского футбола). При этом Абрамович публично не выступает против войны.

«Он не был заинтересован в публичных заявлениях и сосредоточился на переговорах», — пишет Пьюрвел.

Первое публичное подтверждение участия Абрамовича в переговорах появляется лишь 28 февраля, когда об этом говорит Александр Роднянский (тоже человек из списка администрации Зеленского). При этом британские парламентарии Крис Брайант и Дэйм Маргарет Ходж в твиттере ставят под сомнение потенциальную роль Абрамовича как переговорщика. 

Британские чиновники продолжают публично обвинять Абрамовича в том, что он близок к Владимиру Путину. В то же время его обвиняют в финансировании российского военно-промышленного комплекса. Книга опровергает обвинения, но буквально одной строкой — называя их бездоказательными. 

Александр Роднянский и Роман Абрамович
Фото: Вячеслава Прокофьева / ТАСС
Александр Роднянский и Роман Абрамович
Фото: Вячеслава Прокофьева / ТАСС

Сам Абрамович, согласно книге, 2 марта находится по пути в Киев. В этот же день он публикует заявление, в котором сообщается о продаже «Челси», а также о том, что деньги от сделки направят на помощь людям, пострадавшим от войны (в будущем эта формулировка станет камнем преткновения).

Абрамович добрался до Киева, поселился в апартаментах, поужинал. Ночью он проснулся из-за сильного жжения в глазах: у него шелушилась кожа и наступила временная слепота. Такие же симптомы были у тех, кто его сопровождал. Полноценное лечение олигарх получил только через несколько дней, уже за пределами Украины. В книге утверждается, что Абрамович до сих пор испытывает проблемы со зрением.

Встреча с переговорной группой была отложена из-за нескольких опоздавших. Затем произошло убийство Дениса Киреева, одного из украинских переговорщиков. В этот момент Абрамович понял, что был отравлен, но призвал окружающих не публиковать эту информацию.

Роман Абрамович и Давид Арахамия на российско-украинских переговорах
Фото: Сергей Карпухин / РИА Новости
Роман Абрамович и Давид Арахамия на российско-украинских переговорах
Фото: Сергей Карпухин / РИА Новости

После общения с украинской стороной Абрамович на автомобиле уехал в Польшу, откуда улетел в Стамбул. В последующие дни он обсуждал с российской стороной открытие гуманитарного коридора из Мариуполя. В книге не указано, с кем именно вёл переговоры Абрамович, но отмечается, что 14 марта гуманитарный коридор был открыт — причем это произошло через 4 дня после того, как британское правительство ввело против Абрамовича санкции. 9 марта Зеленский лично просил Бориса Джонсона отказаться от санкций в отношении Абрамовича, но его просьбы не помогли. 

Комплиментарный флэшбек

После описания первых трёх недель войны и роли Абрамовича в переговорном процессе, Пьюрвел снова возвращается в прошлое. 

Роман Абрамович во время тренировки футбольного клуба «Челси», 2003 год
Фото: Бэн Рэдфорд / Getty Images
Роман Абрамович во время тренировки футбольного клуба «Челси», 2003 год
Фото: Бэн Рэдфорд / Getty Images

2003 год, Абрамович, никогда не интересовавшийся футболом, по приглашению друзей приезжает на матч «Манчестер Юнайтед» —  «Реал Мадрид» и очаровывается зрелищем. Он летит в Москву, не спит всю ночь, а утром говорит своим советникам, что хочет купить футбольный клуб. Сначала пытается приобрести «Манчестер Юнайтед», затем сосредотачивается на лондонском «Тоттенхэме», а затем берётся за «Челси» (в российской прессе всегда ходили слухи о попытке купить московский ЦСКА, но в книге про это ничего не сказано).

Отмечается, что к тому моменту 36-летний Абрамович «был готов уйти на покой».

«Он продал несколько значительных пакетов акций, а другие инвестиции демонстрировали впечатляющую прибыль. Он почувствовал, что готов сбавить обороты», — пишет Пьюрвел.

Роман Абрамович с игроками «Челси» во время празднования победы в Лиге чемпионов УЕФА в Лондоне
Фото: Ребекка Наден / AP
Роман Абрамович с игроками «Челси» во время празднования победы в Лиге чемпионов УЕФА в Лондоне
Фото: Ребекка Наден / AP

Затем автор рассказывает биографию Абрамовича, умещая её в несколько предложений. Родился в Саратове, в три года потерял родителей, поэтому воспитывался дедушкой и бабушкой, которые жили в Украине до Второй Мировой войны. А рассказ о том, откуда у сироты из Саратова появились деньги на приобретение футбольного клуба, и вовсе умещается в 22 английских слова:

«После службы в армии прибыльная деловая карьера Абрамовича была закреплена покупкой бывших государственных промышленных активов после распада Советского Союза».

Премьер-министр России Владимир Путин, Роман Абрамович (второй слева) и другие официальные лица во время совещания с руководителями нефтегазовых компаний, 1999 год
Фото: Сергей Величкин / ТАСС
Премьер-министр России Владимир Путин, Роман Абрамович (второй слева) и другие официальные лица во время совещания с руководителями нефтегазовых компаний, 1999 год
Фото: Сергей Величкин / ТАСС

Также буквально пара предложений посвящена периоду, когда Абрамович был губернатором Чукотки — в частности упомянуто, что он спасал китов. Отдельные элементы биографии всплывают в дальнейшем, но не дают ответ о происхождении денег

В июне 2003 года Абрамович покупает «Челси» за 140 млн фунтов и вкладывает 120 млн в усиление состава. Общая сумма дальнейших инвестиций не указывается.

Далее рассказывается, что Абрамович много лет вынашивал идею создания нового стадиона. Построенный в 1877 году «Стэмфорд Бридж» после нескольких реконструкций вмещал лишь 40 тысяч человек. Для сравнения, построенные в последние два десятилетия стадионы других лондонских клубов, «Арсенала» и «Тоттенхэма», вмещали 60 и 62 тысячи человек соответственно.

Баннер с изображением Романа Абрамовича во время матча
Фото: Кэтрин Ивилл / Getty Images
Баннер с изображением Романа Абрамовича во время матча
Фото: Кэтрин Ивилл / Getty Images

Очередная попытка получить разрешение на строительство обернулась провалом после отправления «Новичком» бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери российскими спецслужбами. Отношения между Великобританией и Россией ухудшились, а Абрамович, которого в прессе регулярно связывали с Путиным, вновь оказался под подозрением. В итоге проект строительства был заморожен, а бизнесмен задумался о продаже клуба. Следующие три года Абрамович не посещал стадион, расстроенный отношением к нему британских властей.

Поиск покупателя

10 марта 2022 года британские власти ввели против Абрамовича санкции. Его активы заморозили, но распоряжаться ими правительство не могло. Из книги следует, что Абрамович согласился содействовать продаже клуба и неоднократно обещал, что не собирается получать прибыль. «Челси» получил временную лицензию до 31 мая — именно к этой дате клуб должен был перейти к новому владельцу.

Председатель «Челси» Брюс Бак
Фото: Масахи Хара / Getty Images
Председатель «Челси» Брюс Бак
Фото: Масахи Хара / Getty Images

Для поиска нового владельца были привлечены два важных члена совета директоров «Челси» — Брюс Бак и Марина Грановская, а также The Raine Group, которая ранее уже имела шанс стать посредником в сделке, если бы Абрамович решил продать клуб в 2018 году. Сделку контролировало британское правительство. Пьюрвел пишет, что многие чиновники считали, что именно представители власти должны заниматься продажей клуба, во-первых, из-за потенциально большой суммы сделки, во-вторых, из-за общественной значимости «Челси», и в-третьих, для гарантии, что Абрамович не получит ни фунта.

Наспех сформированная группа по продаже «Челси» стала получать заявки — в общей сумме их накопилось, согласно книге, 280 штук. На основе первых заявок появилась и цена — около 3 млрд фунтов. Однако главной проблемой оказались сроки — требовалось оформить сделку за 12 недель. Для сравнения, продажа «Ньюкасла», оформленная в 2021 году, заняла почти год, поскольку для сделки потребовалась масса разрешений и проверок покупателя.

«Стэмфорд Бридж» — домашний стадион футбольного клуба «Челси»
Фото: Тоби Мелвилл / Reuters
«Стэмфорд Бридж» — домашний стадион футбольного клуба «Челси»
Фото: Тоби Мелвилл / Reuters

Едва ли не треть книги занимает рассказ о выборе нового владельца «Челси». Учитывая то, что торгов не было, кандидаты искали альтернативные способы для повышения статуса — от подтверждения платежеспособности и обещания инвестиций до медийных вбросов. Одни брали в свои команды легенд клуба, другие заручались поддержкой суперзвёзд из других видов спорта, третьи (английский миллиардер Джим Рэтклифф) напирали на то, что клуб нужно отдать англичанам (например, английскому миллиардеру Джиму Рэтклиффу).  

К 25 марта рабочая группа определила четырёх главных претендентов. Абрамович, согласно книге, весь март был погружён в переговорный процесс. Однако у олигарха была еще одна идея.

Фонд

Пока американские бизнесмены привлекали звёзд для усиления позиции по покупке «Челси», Абрамович вышел на Майка Пенроуза, бывшего главу британского подразделения Unicef, с предложением основать новый фонд. Согласно книге, Абрамович решил, что деньгами, полученными за «Челси», должен распоряжаться человек, имеющий хорошую репутацию среди благотворительных организаций. Пенроуз согласился и приступил к оформлению фонда. Как пишет автор книги, из-за беспрецедентного капитала новый фонд мог бы помогать не только украинцам. При этом имелось в виду, что средства могут быть потрачены на гуманитарную помощь и тем, кто остался в стране, и беженцам. 

Майк Пенроуз и Дэвид Бэкхэм
Фото: x.com/PenroseMike
Майк Пенроуз и Дэвид Бэкхэм
Фото: x.com/PenroseMike

Но была одна проблема — желание отдельных британских чиновников участвовать в деятельности фонда. Некоторые опасались, что деньги могли поступить на счета Абрамовича, а другие хотели улучшить свою репутацию, став лицом помощи Украине.

К концу апреля осталось три основных претендента на покупку «Челси». Каждый предлагал одинаковую сумму, так что рабочая группа в первую очередь изучала платежеспособность, репутацию и готовность инвестировать каждого потенциального владельца. 

27 апреля Абрамович попросил рабочую группу повысить цену сделки на 500 млн фунтов. Как объясняет автор книги, — для увеличения бюджета благотворительного фонда. Спустя сутки потенциальные покупатели согласились с условиями. С этого момента сумма сделки стала составлять 4,25 млрд фунтов — 2,5 млрд за приобретение клуба и 1,75 млрд в качестве инвестиций в инфраструктуру и академию.

Роман Абрамович с кубком Клубного чемпионата мира после победы «Челси»
Фото: Майкл Реган/Fifa/Getty Images
Роман Абрамович с кубком Клубного чемпионата мира после победы «Челси»
Фото: Майкл Реган/Fifa/Getty Images

Изучив заявки, рабочая группа приняла решение, что новым владельцем «Челси» станет свежесозданный консорциум Blueco. Лицом сделки стал Тодд Боули — американец, совладелец бейсбольного «Лос-Анджелес Доджерс». Также в сделке участвовали миллиардер Бехдад Эгбали и его инвестиционная компания Clearlake Capital. Они пообещали наибольшие инвестиции в клуб.

К началу мая, после определения главного кандидата, началось оформление сделки. К этому моменту переговоры между Россией и Украиной провалились, но Абрамович продолжал выступать в качестве посредника между сторонами.

К концу мая британское правительство решило, что деньги за «Челси» поступят на счёт Fordstam, компании Абрамовича, откуда впоследствии должны быть выведены в благотворительный фонд. В этот момент в сделку вмешалось правительство Португалии, которое заявило, что сделка не может пройти без одобрения Евросоюза. С 2021 года Абрамович являлся гражданином Португалии — как потомок сефардских евреев. Как утверждает автор книги, нет никаких юридических оснований, согласно которым разрешение ЕС требовалось. 

Тодд Боэли- совладелец и председатель лондонского клуба «Челси» через консорциум BlueCo
Фото: Джонатан Москроп / Getty Images
Тодд Боэли- совладелец и председатель лондонского клуба «Челси» через консорциум BlueCo
Фото: Джонатан Москроп / Getty Images

27 мая «Челси» перешёл во владение Blueco. 

Автор книги указывает, что в дальнейшем Абрамович продолжил вести миротворческую деятельность. Например, участвовал в переговорах по «зерновой сделке», а в сентябре 2022 года — в обмене пленными (когда российская сторона передала 215 пленных взамен на 55 российских военных и Виктора Медведчука). Также в рамках сделки из российского плена отпустили 10 иностранцев, в том числе 5 англичан. Абрамович участвовал в транспортировке освобождённых. Пьюрвел пишет: «Мужчины поспешили поблагодарить своих спасителей, и во время разговора Пиннер заметил: “Вы похожи на Романа Абрамовича”, на что бывший владелец «Челси» ответил: “Потому, что то я и есть он, сэр”».

Где деньги

Тодд Боули и партнёры перечислили деньги за покупку «Челси» на счета Fordstam. Они до сих пор не выведены. Пьюрвел пишет: «В договоре о создании фонда, подписанном как Абрамовичем, так и Юджином Тененбаумом, директором холдинговой компании Fordstam, говорилось: “Первоначальное внимание этого фонда будет сосредоточено на Украине и тех, кто пострадал от этого конфликта, но, учитывая размер финансирования от продажи клуба, он, вероятно, расширится и станет оказывать поддержку жертвам конфликта по всему миру”.

Выражение поддержки Украине на стадионе в день игры
Фото: Дэйв Шопланд / Shutterstock
Выражение поддержки Украине на стадионе в день игры
Фото: Дэйв Шопланд / Shutterstock

В это же время британское правительство уверяло, что деньги фонда должна быть потрачены в Украине. Как пишет Пьюрвел, проблема возникла из-за одного предлога. «Лагерь Абрамовича всегда настаивал на том, что в документе правительства, лицензирующем продажу «Челси», выпущенном 24 мая и обновленном 25 и 27 мая, не было указано, что фонд должен размещать средства только в пределах Украины, вместо этого просто указывалось, что фонд будет поддерживать “всех жертв конфликта в Украине и его последствий”».

Этому несоответствию посвящена почти целая глава, которая завершается довольно странным выводом — Абрамович и британские чиновники не могут решить, что делать с деньгами.

Абрамович, создавший фонд, планировал помочь и Украине, и другим нуждающимся. А британское правительство восприняло его заявление как желание потратить деньги внутри Украины. В дальнейшем стороны обменивались официальными запросами, но так и не пришли к консенсусу. Санкционное законодательство не позволяет изъять деньги со счетов Абрамовича — они заморожены. Для того, чтобы перевести их, требуется согласие Абрамовича, поскольку деньги всё ещё принадлежат ему.

Роман Абрамович во время российско-украинских переговоров в Стамбуле
Фото: Сергей Карпухин / РИА Новости
Роман Абрамович во время российско-украинских переговоров в Стамбуле
Фото: Сергей Карпухин / РИА Новости

В 2024 году Politico сообщало, что британские чиновники не могут решить, что делать с деньгами.

«Правительство Великобритании обеспокоено возможным политическим разоблачением, когда речь идет о том, куда и кому именно эти средства направляются — кажется, что это сплошной риск», — сообщали в СМИ.

Книга не даёт никаких ответов о будущем этих средств. Можно лишь сделать вывод, что за три года ничего не изменилось — Абрамович и британские министры не могут решить, куда именно нужно тратить деньги, а потому не трогают их. В финале книги появляется короткая цитата Абрамовича: «Что бы я ни делал, люди всегда будут обвинять меня в каком-то корыстном поведении. В конце концов, я сделал то, что сделал, просто чтобы попытаться помочь».

После прочтения книги возникает больше вопросов, чем ответов. Почему британское правительство не может договориться с Романом Абрамовичем? Кто именно должен отвечать за замороженные средства? Точно ли Абрамович хочет потратить деньги на благотворительность? Если война когда-нибудь закончится, а санкционная политика изменится, то Абрамович сможет просто вернуть деньги себе? И насколько законно требование отдавать средства на благотворительность?

Ответов на эти вопросы в книге нет. Зато там есть поговорка, которую Абрамович произносит в разговоре с Пьюрвелом: «Don’t complain about being poor or about being in prison». Или «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Правда, он зарекается от покупок футбольного клуба — говорит, что с этим покончено.