«Сто лет одиночества» от Netflix: почему этот сериал полюбился зрителям и критикам

Netflix начал показ сериала «Сто лет одиночества» – экранизацию знаменитого романа Габриэля Гарсиа Маркеса. На протяжении 16 серий (из них сейчас доступно 8) бесчисленное семейство Буэндиа будет развиваться, расширяться и трагически гибнуть. Стоит сразу сказать, что получилось на удивление традиционно – и хорошо. 

Маркес, умерший в 2014 г., был против экранизации, но Netflix смог уговорить его сыновей продать права на культовую книгу. «Десятилетиями наш отец отказывался продавать права на фильм по книге "Сто лет одиночества", так как представлял это невозможным в условиях ограниченного времени художественного фильма или на любом другом языке помимо испанского. Однако именно сейчас, в золотой век сериалов, когда уровень сценарного и режиссерского таланта так высок, а зрители во всем мире с удовольствием потребляют контент на иностранных языках, не найти лучше времени для сериальной адаптации, которую обеспечит Netflix» – сказал в интервью его сын Родриго. Сыновья Маркеса – Родриго Гарсиа и Гонсало Гарсиа Барча – выступили исполнительными продюсерами ленты, они внимательно следили, чтобы сериал не отходил далеко от первоисточника. Снимали его в Колумбии (в съемках участвовали в том числе члены коренных общин). 

Критикам и обычным зрителям сериал понравился. На Rotten Tomatoes критики поставили ему 94% свежести, а зрители – 89%. «Это точная и изысканная экранизация главного романа Габриэля Гарсиа Маркеса, это нечто волшебное» – гласит общий консенсус. «Магический реализм в максимальной степени», «Красивый и глубокий сериал», «Я заворожена этим сериалом, он просто гипнотизирует» – пишут зрители. 

«Сто лет одиночества» – это классическая постановка, которую можно спутать со старыми экранизациями BBC. Погружаясь в нее, ловишь себя на мысли, что это не формат Netflix – словно в 90-х годах прошлого века снимали, сериал бы отлично вписался в сетку телеканала «Культура». Для поклонников традиционных экранизаций это хорошо, для любителей неспешного повествования – тоже. Остальным может стать скучно и напомнит южноамериканские сериалы а-ля «мыльная опера». «Сто лет…», конечно, намного глубже, но, чтобы понять это, стоит запастись недюжинным терпением. 

История тут начинается с трагического финала – обветшавший дом, беспорядок, муравьи, пустая колыбель, Аурелиано читает историю своей семьи… Аурелиано Буэндиа, участник гражданской войны, смотрит на взвод солдат, который должен его расстрелять. «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед» – с этого же начинается книга. Затем история откатывается на много лет назад. Авторы сериала понимают, что запутаться в хронологии и семейном древе Буэндиа очень легко – оттого и выбирают неспешное, последовательное и нарочито подробное повествование, чтобы зритель успел проникнуться героями и запомнил, кто кому отец, дядя, сестра, сын.

Хосе Аркадио и Урсула – кузены, но это не помешало им полюбить друг друга. Родственники были против их брака. Мать Урсулы внушала ей страхи – дескать, от кузена девушка будет рожать детей со свиными хвостами. Урсула была очень впечатлительна и, чтобы избежать зачатия, стала избегать близости со своим мужем. Так продолжалось полтора года, и над Хосе Аркадио уже стали смеяться односельчане – якобы у него нет «мужских сил», чтобы лишить свою жену девственности. Однажды это ему бросают прямо в лицо – его сосед Пруденсио Агиляр. Оскорбленный герой вызывает Агиляра на дуэль и убивает, после чего окровавленный призрак Агиляра станет сопровождать семью Буэндиа. Урсула под давлением мужа была вынуждена подчиниться. Через некоторое время призрак Агиляра так надоел супругам, что они решили перебраться в новое место. Хосе Аркадио одержим идеей перебраться через горы и там найти море – отличное место, чтобы основать новое поселение. Он с женой и несколько других семей (в сериале кажется, что это вся деревня) отправляются искать море, и скитания эти растягиваются на два года. 

В итоге, так и не добравшись до моря, Хосе Аркадио решает основать селение там, где они остановились в последний раз – такое ему пришло видение. Макондо (название придумал Хосе Аркадио) медленно растет и развивается. Урсула рожает и снова рожает, и, к ее счастью, дети получаются обычные, без свиных хвостов (пока что). Урсула также начинает дело по продаже леденцов и, можно сказать, становится главным кормильцем в семье. От Хосе Аркадио же нет никакого толка. Когда в Макондо приезжают цыгане, Хосе Аркадио покупает у них всякие научные штуки и впадает в новую одержимость – ищет золото с помощью алхимии, изучает звездное небо, рисует карты. Этому его учит его друг Мелькиадес, цыган-алхимик. Позже именно Мелькиадес предскажет исчезновение рода Буэндиа – вокруг этого пророчества будет выстраиваться все повествование. 

Как можно понять (если вы читали и помните книгу), «Сто лет одиночества» от Netflix – это верная тексту Маркеса экранизация. Сериал полезен, во-первых, тем, кто не может или не хочет бороться со сложным текстом оригинала. Он понятен, в нем невозможно запутаться. Во-вторых, сериал – отличное подспорье читателям, которые взялись за Маркеса, но запутались в его персонажах и разветвленном сюжете. Вначале кажется, что он несколько затянут, но после погружаешься в атмосферу, которая так схожа с атмосферой Маркеса. 

Новые «Сто лет одиночества» просто не за что критиковать. Разве что критиковать самого Маркеса за его героев и историю – но это уже не проблема сериала, который стремился во всем повторить книгу. Актеры на своих местах, декорациям веришь. Сериал не понравится разве что тем, кто любит переосмысления, экспериментальные «по мотивам» и не принимает постраничный пересказ. «Сто лет…» даже в школах можно показывать – чтобы ученики захотели прочитать оригинал. Это крепкая, старомодная работа – и такое кино нам тоже нужно в 2024 г.