В заграничном прокате показывают новый фильм Клинта Иствуда – «Присяжный №2». Теперь его можно посмотреть и на российских сайтах с новинками (и с атмосферной озвучкой в стиле 90-х). 94-летний (!) режиссер вновь справился с тяжелым материалом и покорил критиков неоднозначной историей в духе «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета.
Известно, что Иствуд любит сложные с моральной точки зрения сюжеты. И он – один из немногих современных художников, сумевших найти баланс между «развлекательным» и «серьезным» кино. Так, он снимал «Таинственную реку», «Малышку на миллион», «Письма с Иводзимы», «Подмену», «Гран Торино» – его режиссерские работы можно и дальше перечислять. Приятно признавать, что «Присяжный №2» не уступает его классическим работам. Это крепкое, честное и искреннее кино о правосудии и его несправедливости, равнодушии и пристрастии. Иствуд заражает своих зрителей сомнениями, заставляя сопереживать преступнику и задуматься, какого он заслуживает наказания (и заслуживает ли вообще?).
«Если это последний фильм Иствуда, то это замечательное завершение карьеры»; «Лучший фильм Иствуда за последние годы»; «Сильный фильм о человеческой морали» – так пишут о нем заграничные критики. Ругают, впрочем, тоже – за «бесстрастность» режиссера, некоторую «шаблонность сюжета» и «недостаточную динамику». На Rotten Tomatoes «Присяжный…» имеет рейтинг в 93% по мнению критиков и 92% – по мнению посетителей кинотеатров.
Итак, некто Джеймс Сайт (Гэбриел Бассо) обвиняется в преднамеренном убийстве своей подруги Кендалл. Джеймс и Кендалл давно встречались, у них были сложные отношения из-за частых скандалов, но Кендалл мечтала переехать жить к своему парню. Когда они сидели в баре, Кендалл заговорила об этом с Джеймсом, он отказался съезжаться, и у них произошла бурная ссора, которую засняли другие посетители бара. Кендалл послала своего парня на все четыре стороны и пошла пешком под проливным дождем. Со слов Джеймса, он собирался догнать ее и посадить в машину, но в итоге передумал и один поехал к себе домой. Кендалл же нашли несколько дней спустя под мостом – и эксперты не смогли установить, из-за чего она погибла. То ли ее сбили на машине, то ли избили каким-то предметом, то ли просто сбросили с моста. Единственным подозреваемым оказался Джеймс, который, по версии следствия, все-таки догнал свою девушку и в ходе продолжившейся ссоры убил ее. Собственно, это дело и должны разбирать присяжные.
Главным же героем выступает присяжный №2, он же Джастин Кемп (Николас Холт), который, если не читать синопсис фильма, может показаться новой версией присяжного №8 из фильма Люмета. Джастин – журналист, пишет статьи для местного издания. У него есть беременная жена, а в прошлом – проблемы с алкоголем. Вначале зритель думает, что именно он станет голосом адекватности и убедит присяжных принять правильное решение (опять же, вспоминаем классику от Люмета). Но Клинт Иствуд отказывается от столь простых решений. Если «12 разгневанных мужчин» были о торжестве американского правосудия, то «Присяжный №2» – о его упадке. В 2024 г. справедливость – это что-то размытое и невыгодное. «Правда – это не всегда справедливость» – заявляет устами главного героя режиссер, а фильм заставляет задуматься, насколько это утверждение морально.
Джеймс Сайт (обвиняемый) – человек агрессивный и вспыльчивый, с плохим прошлым, был связан с наркотиками. Идеальный подозреваемый. Но он не убивал свою девушку. Присяжный Джастин Кемп – полная его противоположность. У него прекрасная семья, он бросил пить, заботится о близких и даже имеет совесть. Но именно он случайно сбил Кендалл на мосту. Джастин Кемп не был пьяным, просто шел дождь и было очень темно, и он не заметил идущую по мосту девушку. А теперь он – единственный, кто знает правду о смерти Кендалл, и он вместе с остальными присяжными должен решить, как поступить с (как знает Джастин) невиновным Сайтом.
Стоит отдать должное Иствуду – он все же отказался от протоптанной Люметом дорожки и не превратил своего «Присяжного…» в сплошное судебное разбирательство. Да и темы Иствуд освещает более сложные, чем фильм 1957 г. Главный герой находится в ужасном положении. С одной стороны, он знает о невиновности подсудимого и хочет, чтобы его оправдали. С другой стороны, в виновности Сайта убеждены остальные присяжные, и убедить их не получается, как главный герой ни старается. Хуже всего то, что в виновности подсудимого начинает сомневаться прокурор (Тони Коллетт), и герой боится, что выйдут в итоге на него. А сидеть 20 лет в тюрьме ему тоже не хочется. Герою в любом случае придется пойти на сделку с собственной совестью – либо позволить невиновному человеку сесть на пожизненное, либо оставить свою нуждающуюся семью и самому сдаться.
Попутно с этим «Присяжный…» отражает безразличие современных людей к правосудию. Следствие не ищет виновного, вместо этого оно берет самого удобного человека на эту роль и самую простую версию событий, отметая все прочее как затягивающее процесс. Прокурор заинтересована в повышении, для этого ей нужно выиграть дело, а виновен ли обвиняемый, ее интересует в последнюю очередь. Присяжные не хотят разбираться в материалах дела – вместо этого они голосуют по личному впечатлению и чтобы поскорее попасть домой. Когда же кто-то возражает против единогласного решения, они возмущаются: но у меня дети, я хочу попасть домой к семи, я устал тут сидеть, давайте быстрее закончим! «Присяжный…» пессимистично смотрит на судебную систему. Кажется, главная мысль, которую можно из него вынести, – это что нужно избегать правосудия вообще, потому что с большей вероятностью ты окажешься для него злодеем.
Уходя в размышления морального толка, «Присяжный…» не забывает о динамике, которая держится на выверенном темпе и непредсказуемости сюжета. Раскрывая свой лучший козырь (преступление второго присяжного), Иствуд выстраивает фильм вокруг совестливых терзаний главного героя и подозрений других на его счет. Зритель сразу узнает, кто виноват, но все равно болеет за преступника – ведь Джастин Кемп сам стал жертвой обстоятельств. Приятно, что Иствуд не делает его ни циничной мразью, ни идеалистом, который готов принести себя в жертву судебной системе. Подобный подход может не понравиться зрителям, которые жаждут справедливости и счастливого финала. В «Присяжном…» в принципе нет белого и черного, хороших и плохих поступков. И настоящей справедливости добиться не выйдет – такова суровая реальность.
На фоне «идиллических» лент, в которых легко отличить добро от зла, «Присяжный №2» выглядит прекрасным фильмом о природе человеческой морали. Можно сказать, что он немного устаревший, Иствуд снимает, как раньше учили, но это и хорошо. И очень жаль, что в России о нем почти никто не знает – «Присяжный…» лучше абсолютного большинства лент, которые сейчас прокатывают в РФ.