«Основано на реальных событиях»: что сейчас показывают на «Винзаводе»

До 3 сентября на «Винзаводе» проходит необычная выставка «Основано на реальных событиях». Необычная потому, что это выставка видеоарта, сравнимая по масштабу, по словам организаторов, с биеннале. В организаторах указаны галерея «Триумф», фонд поддержки и развития культуры и искусства «Культурное пространство» и Chronos Factor. Как написано на сайте «Винзавода», «проект демонстрирует взаимосвязь видеоискусства и реальности, а также исследует авторские стратегии работы с ней». Побывав на выставке, мы можем сказать – любопытно, местами непонятно, местами откровенно странно, но так же по-своему очаровательно и свежо. На фоне многих выставок, что нынче показывают в Москве, очень хорошо.

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

«Основано на реальных событиях» устроилось в Большом винном хранилище. Если вы ни разу в нем не бывали, вам стоит узнать, что это довольно-таки мрачное, может, и жутковатое место. А организаторы «...Реальных событий» дополнительно постарались, чтобы посетителю было некомфортно (а искусство часто бывает некомфортным). На выставке почти нет освещения. То, что оставили, скорее нагоняет жути. Главные источники света – это встроенные в стены экраны, на которых показывают разнообразное видео. Разумеется, тоже очень мрачное и неуютное – то нам демонстрируют работу следователя на месте убийства (чувствительным лучше пройти мимо), то приключения детей на военно-исторических играх, то что-то смутное, тяжелое и лишь интуитивно понятное. В некоторых залах зритель может и испугаться – для автора SOTA этим залом стал тот, что рассказывает о смерти Брежнева.

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

Нельзя не спросить: что же хотели сказать организаторы, собирая столь тягостный (морально) контент? Вот, как о выставке рассказывает сайт «Винзавода»: «Представленные работы обращаются к событиям разного рода и масштаба – историческим, культурным, спортивным, криминальным и даже кулинарным. Особое внимание уделено медийной реальности, которая сегодня формулирует общественную повестку и восприятие мира. В фокусе проекта оказываются актуальные формы документального повествования, которые могут препарировать, мистифицировать, фальсифицировать или доводить реальность до абсурда. Архитектура экспозиции образует лабиринт и становится метафорой взаимоотношений современного человека с реальностью».

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

Всего на выставке несколько десятков работ. Небольшие ролики (3-7 минут), как правило, показывают на маленьких (словно старый советский телевизор) экранчиках. Короткометражки по 10-15 минут показывают на больших экранах. У маленьких стоит максимум 2-3 стула, у тех, что побольше, кресла выстроены в несколько рядов. Близ каждого «экспоната» лежит папочка, в которой рассказывается об авторе и его творении (они похожи на засекреченные дела из следственного отдела – что ж, креативно). Главное неудобство для зрителя в том, что не зритель запускает видео – нет, его показывают по кругу, без остановки. Поэтому заинтересовавшую работу ты начинаешь смотреть с середины, если не с конца. И пусть, если мы говорим о трехминутном ролике. Но если он длится 13-15 минут? Так получилось, что автор сначала посмотрел финал «Гарнизона А» и лишь потом узнал, с чего все началось. Это портит впечатление. Можно сказать, что это новый способ знакомства с контентом (но, кажется, он существовал с момента изобретения телевидения). Могли ли организаторы сделать так, чтобы заинтересованный зритель запускал видел самостоятельно? Кто знает.

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

Чтобы отсмотреть все, нужно пробыть в Хранилище около двух часов. Для этого нужно набраться терпения и очень любить искусство. Многие смотрят лишь те работы, что привлекли описанием. А с ними авторы постарались. Расскажем о тех работах, которые показались наиболее интересными.

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

Во-первых, это уже упомянутый «Гарнизон А» Марии Болговой и Лизы Кашинцевой (он же дело №27). Каждое лето клуб «Десантник» устраивает для детей патриотические игры. Как правило, с военным уклоном и отсылками к ВОВ. Командиры вдохновляются классическими фильмами вплоть до того, что дети шляются по болотам, пытаясь понять опыт героинь «...А зори здесь тихие». Показывая эти странные, совершенно не детские игры авторки погружают своих зрителей во что-то бессознательно страшное и словно липкое. Сказывается и ощущение, что за детьми постоянно кто-то наблюдает. Герои этого небольшого фильма кажутся слабыми и беззащитными, а их окружение – бесконечно неизвестным и поэтому очень опасным. Пока досмотришь «Гарнизон А», испытаешь множество эмоций – от вязкого чувства уныния до мерзкого, почти потустороннего страха.

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

Отойти от «Гарнизона А» можно, полюбовавшись картошкой. А скорее, рекламным роликом Лукашенко, который решил в лучшем свете представить главное достижение своей страны. Если серьезно, лучше дать слово Илье Мартынову, автору: «Используя новейшие технологии и применяя ИИ, я смог создать генератор конспирологических видеотеорий. Это пример видео, созданного с помощью заданных алгоритмов на тему картофеля». Что же, Рен-ТВ может выкупить у Мартынова этот генератор теорий. «Почему ОНИ скрывают от нас правду? – восклицает диктор в ролике. – Я здесь, чтобы рассказать ПРАВДУ. Картофель умеет с точностью определять время, через него можно передавать информацию, а еще он может восстанавливать мозг и сильно продлевать жизнь». Ешьте (белорусский) картофель – и проживете 200 лет. Только семена (белорусские) купите за 100 тысяч и растите сами. Это забавно и до ужаса (зная российское ТВ) правдоподобно. Хорошая работа.

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

Но и без этих короткометражек на «...Реальных событиях» есть что посмотреть. Любители «тру-крайма» узнают, как следователь осматривает места преступления и тела убитых (убитые выбраны интересно – журналист, фем-активистка, рэпер и куратор выставки, которые «оказывают сильное влияние на формирование общественного мнения»). Те, кто хочет чего-то абстрактного, также останутся довольными. Есть просто красивые работы, которые пытаются ухватить прекрасное мгновение. Есть те, что претендуют на глубинный смысл. Организаторов стоит похвалить за столь явное разнообразие – они постарались заинтересовать разных зрителей.

Дайана Р. Шерман / SOTA
Дайана Р. Шерман / SOTA

Но, конечно, в 2023 г. выставки, подобные «Основано на реальных событиях», кажутся оторванными от этой самой реальности. Это особое пространство вне нынешней России. А чем больше плохих новостей, тем сильнее хочется уйти в иное время или иную жизнь. Но, если решитесь, лучше в будний день, со вторника по пятницу – во-первых, дешевле, а во-вторых, меньше желающих в эту другую реальность попасть.