В российский прокат вышла новинка с Анджелиной Джоли в главной роли – фильм «Мария» о жизни культовой оперной певицы Марии Каллас. За два часа Джоли показывает, как уходят на покой великие женщины и как тяжело им с этим смириться.
Режиссером ленты стал Пабло Ларраин – мастер биографических фильмов, который особенно любит кино о знаменитых женщинах. Так, он снимал Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы («Спенсер») и Натали Портман в роли Жаклин Кеннеди («Джекки»). У Ларраина много поклонников и столько же противников. Его ленты регулярно номинируются на Оскар, а премьеры проходят на крупных кинофестивалях, но многие зрители их не понимают. Оттого и оценки у них невысокие – обычно 6-7 баллов из 10. По мнению его противников, он снимает «скучное», «банальное» и «прямолинейное» кино. Поклонники же называют его ленты «глубокими» и «тонкими». Эта полемика возобновилась после премьеры «Марии» – вновь фильм кто-то очень хвалит, а кто-то называет полным провалом.
Сыграть легендарную певицу 20 века Ларраин пригласил Анджелину Джоли, которая 7 месяцев брала уроки пения, чтобы исполнять те же арии, что и реальная Мария Каллас. Если верить режиссеру, то голос Джоли со съемочной площадки совместили с реальным голосом Каллас (в соотношении от 1% до 70%). В итоге Джоли сыграла лучшую свою роль за последние годы – но фильм все равно раскритиковали. На Rotten Tomatoes его рейтинг «свежести» составил 76% (неплохо, но могло быть лучше). Заграничные критики отмечают, что «в нем слишком много о прислуге Каллас», «он утомителен» и «далек от реальности». Другие критики пишут, что в нем «есть уникальность», «фильм выглядит потрясающе», а «Анджелина Джоли очаровывает и излучает невероятную силу». Что же, если вам нравятся прочие фильмы Пабло Ларраина, вы хорошо относитесь к биографиям, любите неспешное повествование и классическую музыку – «Марию» снимали для вас. Это качественная лента, которая словно бы не хочет нравиться – и все равно нравится, но, чтобы проникнуться ею, нужно иметь очень большое терпение.
Джоли играет Каллас, которая ушла со сцены и почти все время проводит в своей роскошной парижской квартире. На дворе середина 70-х. С начала 60-х в карьере Каллас не было успехов. Раньше выступавшая в «Метрополитен Опера» и «Ла Скала», теперь она потеряла свой знаменитый голос, а несчастная любовь к греческому миллиардеру Аристотелю Онассису еще сильнее подкосила ее (Онассис ушел от нее, чтобы жениться на Жаклин Кеннеди). После его смерти Марии Каллас постоянно снятся кошмары с его участием – она и спустя столько лет не может отпустить его.
Мария разгуливает по квартире и от нечего делать велит своему дворецкому переставлять рояль – якобы это нужно для ее «замысла». В глубине души, признавая, что у нее ухудшился голос, она все равно мечтает возвратиться на большую сцену. Она поет оперные арии своей служанке, пока та готовит ей омлет, а служанка, которая ничего не понимает в пении, нахваливает ее. Затем Мария идет на репетицию, на которой ее подслушивают (иначе не скажешь) журналисты. Потом эти журналисты преследуют ее, заявляют, что она давно «поет посредственно», и спрашивают, что же с ней случилось. Но Мария отказывается признавать поражение, несмотря на то, что оно всем очевидно.
Пабло Ларраин прибегает к спорному решению – вместо того, чтобы показывать Каллас в зените славы, он снимает ее несчастной, уязвимой, уже на грани смерти. Уже – вне искусства, которое сделало ее всемирной знаменитостью. Лишь несколько фрагментов напоминают зрителям о прежней Марии. Вот юная Мария в оккупированной нацистами Греции поет перед эсэсовцами, они восторгаются ею, а один даже снимает фуражку. Мария – на огромной сцене, в полном одиночестве перед зрительным залом, который стоя аплодирует ей. Мария – на светской вечеринке, болтает с Черчиллем и влюбляет в себя Онассиса, который готов на все, только бы увести ее от мужа. Каллас из 70-х вспоминает свое прошлое с упоением. Интересно, как Ларраин показывает ее несчастье и неустроенность – в богатых интерьерах, посреди нарядов из модных бутиков, по которым Каллас рассовывает свои таблетки.
Не справляясь с тревожностью и бессонницей, Каллас начинает принимать мандракс (синтетический наркотик, смесь димедрола и метаквалона, продвигался как седативный препарат, сейчас является популярным наркотиком в странах Азии и Африки). Постепенно это становится зависимостью. Ее единственные близкие (дворецкий и «домохозяйка») пытаются отобрать у нее это лекарство, а Каллас прячет его по карманам. Врач говорит, что ей стоит задуматься о собственном здоровье, она же долго отказывается с ним встречаться, а после заявляет, что она хочет жить так, как ей нравится. И поэтому она продолжит пить таблетки огромными дозами и отказываться от еды по 3-4 дня. Фильм тонко показывает зависимость, которая есть у главной героини, – и это не только зависимость от мандракса. Каллас в фильме Ларраина не может быть счастливой без пения. Или без чужого внимания? Авторы на этот вопрос не отвечают, позволяя сомневаться в истинных чувствах своей героини.
Пожалуй, главное достоинство фильма – это Анджелина Джоли. Она покоряет своей величественностью – и усталостью. Во флешбеках она словно бы отыгрывает саму себя молодую – красивую и знаменитую женщину, которая знает, что на нее все оборачиваются. Иное она играет в «настоящем». Ее Мария Каллас судорожно хватается за то блистательное прошлое, но это чем дальше, тем скорее ее убивает. В действительности она тихо угасает. Ею уже не восхищаются, в нее уже не влюбляются, ей не присылают сотни роз в благодарность за выступление. Когда на нее обращают внимание, Мария злится – ведь это внимание для нее унизительно. К ней подходит посетитель кафе и говорит, что он хотел побывать на ее выступлении, даже билеты купил, но она, Мария Каллас, уже была больна… а она чувствует себя глубоко оскорбленной. Еще более она оскорбляется, когда люди при ней слушают записи с ее голосом. Сама же она часами их переслушивает. Джоли, карьера которой в последнее время не складывается, в этой роли выкладывается в полную силу. Если для Деми Мур личным фильмом стала «Субстанция», то для Джоли таким фильмом стала «Мария».
Зрителей, которым «Мария» не нравится, можно понять. Это неспешное кино, которое делает акцент на переживаниях героини, в жизни которой ничего не происходит. Единственное событие – это съемки фильма о ней (и то она воображает их, чтобы было чем утешить свою уязвленную гордость). Остальное время Джоли бездельничает, скучает, поет и глотает таблетки. И, конечно, главное «мучение» – это оперные партии. Музыка и голос Марии Каллас отхватывают этак 50% хронометража. Это замечательно, если вы понимаете оперу, остальным, с огромной вероятностью, станет скучно на этом двухчасовом концерте, который ничем начинается и в каком-то смысле ничем и заканчивается. Впрочем, остаются работающие на нее Ферруччо и Бруна, что заботятся о ней и берегут почти как капризного ребенка – сцены с ними становятся глотком свежего воздуха в духоте, которой окружает себя Мария Каллас.
«Мария» – печальный биографический очерк, который закономерно понравится не всем. Для многих он излишне затянут, скучен (из-за долгих музыкальных вставок), замысловат или, напротив, слишком прост. Но все же «Мария» чем-то подкупает – искренностью главной актрисы или грустным финалом ее героини? «Песня никогда не должна быть идеальной» – говорит Каллас устами Анджелины Джоли. И фильмов это тоже касается.