1 января в российский прокат вышла новая сказка – «Финист. Первый богатырь». Это переосмысление старой сказки о Финисте Ясном Соколе, а еще это часть франшизы «Последний богатырь» (хотя, кажется, связаны они только актерами). Точный бюджет неизвестен, но изначально для съемок хотели привлечь 980 миллионов рублей. Получилось, скажем честно, не так плохо, как могло бы. Но и не хорошо.
Те, кто не вспомнят героя Кирилла Зайцева из трилогии «Последний богатырь», спросят – какой-такой Финист богатырь? В оригинале Финист-то богатырем не был. Рассказываем – эта сказка впервые была напечатана в сборнике Афанасьева «Русские народные сказки» (1855-1863), в ней главная героиня призывала к себе ночами заколдованного юношу-оборотня, его и звали Финист Ясный Сокол. В одной версии Финист был царевичем, во второй (менее известной) – сыном волшебника. Богатырем, защитником Руси этот герой стал уже в Советском Союзе – в фильме 1975 г. «Финист – Ясный Сокол». К его созданию приложил руку знаменитый «сказочник» Александр Роу. Образ Финиста из франшизы «Последний богатырь» в итоге не имеет отношения к оригинальной сказке, он ближе к советской версии, но претерпел все же явные изменения. Оттого сравнивать новый фильм с великой классикой смысла нет. Это самостоятельный герой с собственной историей, характером и мотивацией.
Снимал это Дмитрий Дьяченко – режиссер всех фильмов серии «Последний богатырь», а также «Чебурашки» и «О чем говорят мужчины». В отличие от остальных «сказочников» нашего кино, Дьяченко умеет делать адекватные истории. Их можно смотреть без налета «испанского стыда», они, по большей части, беззлобные. Они не станут сказками для нескольких поколений, но посмотреть их можно, а детям они плохого не внушают. С графикой, правда, для бюджета почти в миллиард рублей беда, но вы можете вспомнить современную русскую сказку с хорошим «графоном»? «Финист» не оправдывает заявленный бюджет – ну не могут съемки в Казахстане стоить таких денег! Кажется, потрачено было намного меньше – то ли Фонд кино не дал денег, то ли что-то кому-то положили в карман. Но это только догадки, и все на совести авторов.
Финист (Кирилл Зайцев) – известный богатырь, который прославился победами над монстрами. Минимум один раз его называют Ясным Соколом (что странно, потому что он не оборотень и в сокола, как в оригинале, не оборачивается). У него явно выражен нарциссизм – он не может жить без почитания своей великой личности, с неловкой торжественностью торгует своим мерчем (леденцами в виде себя же) и пересказывает истории о себе всем, кто готов и не готов слушать (в том числе истории из собственных снов). К сожалению, это отвратительное самолюбование сопровождается пониженным интеллектом. Финист часто нелогичен и не может здраво оценить опасность – начинаешь поневоле сомневаться, действительно ли он богатырь, в этой «профессии» смекалка тоже нужна. У Финиста есть оруженосец Мелеха (Сергей Лавыгин), которого наш славный богатырь регулярно пинает, бросает и просто словесно оскорбляет. Возможно, поэтому Мелеха не питает теплых чувств к своему хозяину и готов переметнуться по щелчку пальцев к его новому врагу. Лексикон русского Санчо Пансы словно был взят у карикатурных гопников с окраин – а иначе как объяснить, что герой 14-16 веков использует слова «хлеборезка» и «драпал»?
Победив огромного кабана с крыльями (русский подвид драконов?), Финист начинает искать новую миссию. Мелеха рассказывает ему о готической башне, в которой заточена принцесса, охраняемая страшным чудищем. Финист в одиночку идет биться за русскую Фиону (слишком уж заметна отсылка на «Шрека»), но эта девушка сама оказывается монстром и, приняв вид мантикоры, дает Финисту по морде. Финист слепнет, он больше не богатырь, а всего лишь больной человек, который и себя обслужить нормально не может. Мелеха бросает его на произвол судьбы, а вскоре на деревню героев нападают то ли турки, то ли кочевники, то ли персонажи из «Тысячи и одной ночи». Финиста похищают и среди других пленных увозят на корабле в условную Аграбу, дабы продать в рабство.
Больше всего было интересно, как авторы покажут болезнь Финиста. Слепота – страшный недуг, и поначалу казалось, что фильм отразит сложности, с которыми сталкиваются слепые люди. Увы, но скоро авторам надоедает драма о несчастном ослепшем герое, и его слепота становится поводом для шуток. Примерно 30% всего юмора в фильме выстроено вокруг того, что Финист не видит. Например, он смешно дерется с противником и много раз бьет по стене, хотя ему говорят, что враг в другой стороне. Его беспомощность показана не с сочувствием, а с иронией, словно что-то забавное или нелепое.
В пути о Финисте заботится Яга (сначала Юлия Пересильд, а позже Елена Яковлева) – героиня странная, но хотя бы колоритная. Яга ранее просила Финиста помочь ей, но он отказал – дескать, это мелкое дело для великого богатыря. Яге этак лет пятьсот, но она сохраняет привлекательность благодаря молодильным яблокам. Разумеется, главное оскорбление – это назвать ее старой. Яга панически боится постареть и потолстеть (спасибо, что об этом было мало шуток). Потом к Яге и Финисту является Мелеха – будто он и не бросал богатыря, и вот их уже продают на невольничьем рынке.
Увы, но красочную «арабскую ночь» зрители почти не увидят. Так, городскую площадь с верблюдами, несколько зданий, краешком – базар. Героев быстро выкупает местный правитель, известный изобретатель. Он обещает героям свободу, а затем показывает им свою мастерскую. Тут зритель понимает, что любимые шутки авторов – о незнании чего-то их персонажами. За кадром словно звучит задорновское «ну тупые!». Мелеха все экзотические фрукты называет картошкой, а верблюдов – горбатыми ослами. В мастерской русские герои нелепо удивляются механическим игрушкам, телескопам, циркулям и т.п. Финист и Яга едят бананы с кожурой. Это быстро надоедает: мы поняли, что персонажи не знают, как в других странах все устроено, ну и что с того? Кстати, а почему все арабы в фильме говорят на чистом русском языке? Понимаем, условности сказки, но, учитывая, сколько раз вы указываете на различия в быту, не затронуть языковой барьер было странно.
Фильм настойчиво внушает зрителю, что изобретатель – герой положительный. Он даже зрение Финисту вернул – надел на него корону с линзами (внешне она подозрительно похожа на корону Арагорна из третьего «Властелина колец»). Эта навязчивость дает обратный эффект – ты быстро понимаешь, что изобретатель тут главный антагонист. Выясняется, что он охотится за магическими созданиями, высасывает из них силу и использует ее после, чтобы оживлять свои механические игрушки. Главное его изобретение – это гигантская черепаха, которая стреляет во врагов черепахами-гранатами (и звучит, и выглядит абсурдно). А после того, как изобретатель уничтожает магическую кошку, зритель должен его навеки возненавидеть. Ну что за манипуляция, право, котики – это святое.
Финал ясен, но не до конца предсказуем. Финист, который наконец перестал быть мебелью в повествовании, победил изобретателя и огромную черепаху, Яга и предатель Мелеха (бегавший по разным сторонам в поисках лучшего места) помогли ему. Интрига была в одном – останется ли Финист со своей возлюбленной девушкой-мантикорой. Спойлер – нет. Мантикора в нужный момент поможет главному герою, он ее поцелует, но чуда, как в «Шреке», не случится. Финист не станет мантикорой (а жаль), а девушка-чудовище убежит в закат. Да, есть там и другая любовная ветка, еще более дикая: Яга влюблена в красивого юношу с разумом верблюда (что???). Эта любовь тоже не сложится – Яга останется с механическим верблюдом, который отвешивает ей изысканные комплименты, несмотря на ее преклонный возраст.
Честно сказать, «Финист» не так плох, как мог быть. Российский кинематограф, поставивший на поток сказки, снимал и похуже. Сюжет «Финиста» – сумбурный, без четкой мотивации (это касается в первую очередь Мелехи), с неловкими любовными вставками и шутками, от которых сами собой закатываются глаза. Актеры играют, как в старых новогодних мюзиклах с «Россия 1». В то же время «Финист» не делает ничего плохого. Тут совсем нет политики, которую так любят засовывать в российские детские ленты. Тут не говорят, что русские чем-то лучше заграничных товарищей. Шутки, при всей нелепости, безобидны. Да, шутить о слепоте – неэтично, но в этом нет злобы, так шутят дети, которые ничего о высмеиваемом не знают. Смотреть «Финиста» – не пытка. Но и не удовольствие. Это кино на раз, чтобы развлечь ребенка и, возможно, самому не заснуть на сеансе. Эта сказка не останется в сердце – она вообще вас не затронет, забудется через день, а через месяц вы и название не вспомните. Ребенку, конечно, лучше в который раз включить «Гарри Поттера». Но, если выбора нет и нужно пойти в кинотеатр, ничего страшного. Плохому «Финист» не научит – по нынешним временам это уже хорошо.