В мировой прокат вышла вторая часть «Дюны» Дени Вильнева. Можно с уверенностью сказать, что это, во-первых, самый долгий и мучительный проект Вильнева, а во-вторых, что это его «magnum opus». И, вполне вероятно, это самый кассовый фильм 2024 г.
Заграничные критики поставили второй части «Дюны» отличные оценки на Rotten Tomatoes, и в итоге новая «Дюна» получила рейтинг 97% из сотни. На Metacritic оценки были пониже – набралось 78 баллов из ста. На IMDb (главном заграничном портале о кино) фильм сначала получил невероятные оценки, первые восторженные зрители поставили ему аж 9,4 баллов из 10 возможных – и это самая высокая оценка фильма на IMDb за всю историю сайта. Вторая «Дюна» даже обогнала культовый «Побег из Шоушенка», который много лет занимал первое место по оценкам пользователей. Интересно, что позже IMDb скрыл рейтинг «Дюны» и убрал ее из списка самых оцениваемых. Новый фильм Вильнева остался только во вкладке «популярное» – между фильмами «Оппенгеймер» и «Бедные-несчастные». В итоге в список лучших фильмов новую «Дюну» все же вернули, но сейчас ее рейтинг на IMDb составляет 9 баллов (по мнению 85 тысяч посмотревших).
Вторая часть эпика от Вильнева смогла побить первую и по сборам. Первый фильм вышел осенью 2021 г., из-за пандемии его переносили, и в итоге его выпустили одновременно в кинотеатрах и в HBO MAX. Это не помешало тогда Вильневу собрать в прокате более 400 миллионов долларов. Сейчас, без коронавируса и ограничений в кинотеатрах, сборы будут намного выше. В первый уикенд сборы составили 81 миллион долларов в США, в мире – более 97 миллионов. Так что, скорее всего, и третья часть не за горами. А потом и четвертая, и пятая, и шестая.
Дело в том, что вселенная «Дюны» почти бесконечна. Первоисточник Фрэнка Герберта насчитывает шесть книг, а его сын Брайан Герберт в соавторстве с писателем-фантастом Кевином Андерсоном написал по «Дюне» еще книг этак 20. С 1999 г. книги выходили буквально каждый год. То есть, с точки зрения Голливуда, «Дюна» – это просто золотая жила. Вильнев может снять хоть 20 фильмов, и с огромной вероятностью они все (или почти все) принесут прибыль. Хочется, конечно, верить, что до этого не дойдет – после шестой книги (по мнению читавших) все постепенно начинает скатываться в нелогичность и странности, и даже не все искренние фанаты первых частей Герберта смогли добраться до многочисленных продолжений.
Стоит сразу сказать тем, кто собрался смотреть вторую часть «Дюны»: во-первых, если вы не знакомы с первым фильмом, то вам тут делать нечего; во-вторых, если вы не читали оригинал Герберта, вам может быть сложно понимать причинно-следственные связи, так как экранизация изначально была недружелюбна к тем, кто книгу в глаза не видел; в-третьих, если первая часть заставила вас скучать (а такие были, и немало), то вторая положение не исправит – вам по-прежнему будет очень скучно. Вильнев, конечно, разнообразил эстетику пустынь боевыми сценами, но их мало, 2/3 фильма – это скитания, быт пустынных отшельников (они же фремены), неловкие попытки юных главных героев начать отношения, религиозное мракобесие, «нацист» Вова Харконнен и немного колоритных червей. Разговоров мало. Схватки будут, но если вам не дается фирменный темп Вильнева, то до лучших моментов фильма вы не доживете. Это почти магическое кино (в хорошем смысле), необычная попытка артхауса выйти в массы. Его желательно смотреть в кинотеатре, если есть возможность – оно масштабно и величественно, но без неуместного пафоса. Красивейшая музыка Ханса Циммера играет большую роль, чем хорошая актерская игра Тимоти Шаламе и Ребекки Фергюсон. Смотреть только в спокойном (желательно меланхоличном) настроении и без спешки (фильм длится почти 3 часа).
Итак, Пол Атрейдес вместе со своей матерью Джессикой бежит от преследующих их Харконненов (вспоминаем, что было в первой части). Они находят приют у жителей бесконечной пустыни на Арракисе, и, чтобы влиться в коллектив, Пол учится воевать, ездить верхом на песчаном черве и нападать на сборщиков специй. Вильнев немного ускорил время в экранизации – в оригинале Пол Атрейдес пробыл в гостях у фременов несколько лет и успел обзавестись ребенком от девушки Чани; в фильме же события занимают от силы один год, и детей у Пола и Чани, разумеется, нет. Поменял Вильнев и устройство мира фременов. Он добавил разделение на Север и Юг (граница проходит по уровню религиозного исступления), а Полу нужно всех фременов объединить вокруг своей личности. Южане – религиозные фанатики, который верят, что Пол Атрейдес – Мессия, и вообще неплохо было бы устроить «священную войну». В книге, написанной в 1960-х, это буквально называют «джихадом»: «...он более не мог ненавидеть ни Бене Гессерит, ни Императора, ни даже Харконненов. Все они служили потребности расы обновить застоявшуюся кровь, освежить наследственность, смешать и переплести генетические линии в одном великом море… А для этого раса знала лишь один путь, древний, испытанный, надежный и сметающий все на своем пути. Джихад».
На самом деле, в сравнении с первой книгой Герберта, «Дюна» Вильнева кажется более пугающей. Вместо какой-никакой борьбы с плохой системой тут мы получаем борьбу одной плохой системы с другой, возможно, системой страшнее. Изначально главным героем движет разве что желание отомстить за свою семью (напомним, что в первой части Харконнены с попустительства высшей власти просто уничтожили Дом Атрейдесов). Но постепенно окружение (особенно мать) все более толкает его к тому, что он должен принять роль Мессии и повести фременов захватывать власть, и желательно не только на планете Арракис. Главный герой сопротивляется: из своих видений он знает, что если он станет Мессией, то прольется очень много крови, в том числе крови невинных. Но фильма бы не было, не стань в итоге Пол этим Мессией.
И немного совсем уж безобразных спойлеров (мы предупредили). В мире «Дюны» внезапно оказывается ядерное оружие. И Пол вместе со своей армией фременов решает, что оно – лучший способ напугать их оппонентов. Ядерные бомбы применяются, все в ужасе, фремены захватывают власть, Харконнены повержены, в том числе не без сильной руки главного героя. Пол, по сути, совершает переворот, хочет принудить дочь Императора стать его женой, а самого Императора заставляет целовать его фамильный перстень. Фанатики узнают, что Дома Империи (местная элита) отказываются подчиниться этому выскочке Полу Атрейдесу, и тот призывает «отправить их в рай». По сути, вторая «Дюна» заканчивается приказом главного героя начать «священную войну». Оскорбленная возлюбленная Пола Чани убегает от всего этого в пустыню. Так, на печальной ноте, фильм и заканчивается. Кстати, если кто не знал, событие это (священная война), по книгам Герберта унесет около 60 миллиардов жизней.
Конечно, «Дюну» нельзя воспринимать как морализаторское кино, которое с точностью укажет на правильное и неправильное поведение. Это современное (с серой моралью) кино, при этом сумевшее совместить зрелищность, необычные обстоятельства и не самые приятные для человечества вопросы. Изначально являвшийся протагонистом истории, герой Тимоти Шаламе со временем все более напоминает своих врагов от страшной императорской системы. Сначала отказываясь от своей священной роли, по вине которой должна развязаться огромная война, он постепенно приходит к мысли: а почему бы не смириться с тем, что на меня молятся какие-то там фанатики? Почему не использовать их в собственных интересах? Вильнев, в отличие от других режиссеров, снимавших «Дюну», сознательно отказывается считать своего героя Мессией, по аналогии с Христом и прочими известными религиозными деятелями. Напротив, в исполнении Тимоти Шаламе Пол Атрейдес принимает черты не спасителя угнетенных, а захватчика, который готов на все, лишь бы получить желаемое. Вильнев изменяет и финал – в первой книге никакой «священной войны» еще не было. В дилогии Вильнева главное – это устрашающий фанатизм и жажда власти любой ценой. Даже ядерное оружие используем, чего уж там.
Все это в нынешних обстоятельствах делает новую «Дюну» актуальным кино. Возможно, его сложно понять из-за огромного количества местных терминов и запутанных политических интриг. Возможно, после него не захочется ничего больше смотреть. Но Вильнев смог не просто экранизировать классический роман, но и привнести в него мысли и чувства, знакомые многим из нас. Из-за них мы кино и смотрим.