Закончились новогодние каникулы, а титул главного фильма минувших праздников не смогли поделить между собой «Бременские музыканты» и вторая часть «Холопа». Расчеты кинопрокатчиков были верны. Российские зрители очень любят ходить в кино на новогодних каникулах, а конкуренции с заграничными лентами давно уже нет. Тем более к «новогодним» лентам относятся обычно снисходительно – зрители поголовно в хорошем настроении, им хочется чего-то легкого и приятного, поэтому лидеры новогоднего проката могут получить не только отличные сборы, но и отличные оценки на том же «КиноПоиске». В ином случае «Бременских музыкантов» разнесли бы с вероятностью в 90% и сборов в 1 млрд рублей бы не получилось.
Конечно, «Бременские музыканты» не самый плохой фильм по мотивам классики. За последние годы ремейков в России наснимали столько, что перестаешь чему-то удивляться. Были и намного хуже. Были и лучше (в сравнении с «…Музыкантами» тот же «Чебурашка» кажется и добрее, и банально адекватнее). «Бременские музыканты» могут сделать вам больно, если вы любите оригинал и (что печально) даже в долгие праздники оцениваете кино с точки зрения его более-менее объективного, качества, а не с точки зрения настроения. Лучше, конечно, этот фильм не смотреть вовсе, если вы чувствительны… и особенно если близ вас находятся маленькие дети (рейтинг 6+ снова удивляет). Оригинал не то чтобы испортили – нет, просто нынешние «…Музыканты» не имеют к оригинальному мультфильму почти никакого отношения. Разве что музыка осталась (и то не вся и со странным новоделом). Местами кажется, что фильм больше тяготеет к каким-то мрачным пересказам сказки братьев Гримм, нежели к советской классике. Сюжет вызывает вопросы, как и характеристики персонажей, но главное зло тут – это сами музыканты (за исключением Трубадура, ибо он человек). Тут даже экранка на смартфоне пугает, а каково было зрителям, что смотрели на эти «рожи» на огромном экране?..
К слову, российские прокатчики подошли очень ответственно к злостному пресечению, то есть к тому, чтобы незаконные экранки не распространялись в сети. Пока что, если вы живете далеко от российского кинотеатра, посмотреть «…Музыкантов» вам будет сложно. Мошенники активно распространяют ссылки на якобы экранку фильма, но ссылки в итоге приведут вас на подозрительные сайты, что станут вымогать у вас номер телефона, а то и данные банковской карточки. Любопытно, что с этим никто не борется, биться с «честными» распространителями экранок намного важнее.
Если вы хотите сравнить сюжет оригинала (советского мультфильма) и нынешних «…Музыкантов», сразу скажем – это бессмысленно. Общий хронометраж мультфильмов (в количестве двух штук) от силы 40 минут, и это с многочисленными песнями. Сюжета же там максимум минут на 20, что большая проблема, если вы хотите превратить эти 20 минут в два часа хронометража. Сценаристам в любом случае пришлось бы домысливать оригинальный сюжет, вопрос лишь в том, в какую степь их нынче понесло. Похоже, по мнению авторов ремейка, оригиналу не хватало драматичности. Ну что там было волнительного? Похищение короля в первой части? Разбойники? Правильно – нужно взять «экшен» и довести его до абсурда. Вот и вышло, что фильм по драматичности тянет минимум на 12+, а то и на все 16+.
В самом начале нам показывают маленького Трубадура, который живет с матерью вдали от цивилизации. Мальчик очень хочет стать музыкантом, а мама его поддерживает. Но на четвертой минуте фильма маму ждет страшная смерть – зритель услышит оглушительные вопли, а потом Трубадур будет смотреть, как тонет его провалившаяся под лед мать. Родной дом сгорает на глазах мальчика, и он бежит в ближайшее к нему королевство Бремен. Там мальчик попадает к малолетним бандитам под предводительством Атаманши, и та обнаруживает, что у Трубадура уникальный голос, который завораживает абсолютно всех (крайне сомнительное решение: если бы петь взяли Димаша Кудайбергена, этот твист имел бы хоть какую-то логику, но тут голос у Трубадура красивый, но ничем не примечательный, и нам так и не объяснят его «магию»). Атаманша использует Трубадура как отвлекающий маневр (ведь на мальчика сбегается посмотреть весь город). В итоге виноватым в кражах банды признают именно Трубадура, и его заключают в тюрьму этак лет на 15 (какой же российский фильм без тюрьмы?).
Повзрослевший Трубадур выходит из тюрьмы и хочет найти Атаманшу, чтобы отомстить ей. Но вместо того, чтобы составить план мести, он прибивается к странным животным-музыкантам, играет на площади для капризной принцессы, а потом помогает ей отправиться на музыкальный фестиваль типа «Нашествия», потому что принцессе надоел дворец и она хочет выступать на сцене. Герои шляются по разным локациям, регулярно сталкиваясь с разбойниками, у Трубадура и принцессы за 10 минут случается любовь, потом принцессу возвращает домой Хабенский в образе сыщика, Трубадур требует помощи у Атаманши и ее банды, а Атаманша временно становится диктатором Бремена. Закончится все, разумеется, хорошо, но странные и жестокие моменты будут со зрителями до конца: например, героев будут бить, топить в реке, а потом и вовсе захотят сжечь живьем в кибитке. Последний эпизод особенно драматичен и, если смотреть взрослыми глазами, ужасен. Главные герои натуралистично плачут и задыхаются от дыма – вы же этого хотели в новой версии «Бременских музыкантов», не так ли?
Главный провал фильма – это, собственно, группа, к которой присоединяется Трубадур. В советском мультфильме «бременские музыканты» – это подобие семьи, в которой все одинаково важны и все любимы. Это не случайные персонажи, которыми движет тщеславие, жажда наживы или комплексы. Поэтому героям в советском мультфильме так важно быть вместе. В фильме же нет ни семьи, ни слаженной группы. У музыкантов-животных нет чувства сопричастности и близости, и совершенно непонятно, зачем эти персонажи вместе живут и выступают. Только за тем, чтобы зарабатывать деньги? Но как музыканты (по мнению жителей Бремена) они очень плохие, и только появление Трубадура спасает ситуацию: он один способен хорошо петь и играть на гитаре, животные же выступают на заднем плане (и это если не мешают ему). Зачем, спрашивается, Трубадуру этот балласт? А по сюжету он нужен. Трубадур отлично бы справился без группы, но животные дают ему гитару (своей у главного героя нет), и, видимо, это и заставляет Трубадура быть вместе с ними. Можно было бы сыграть на сюжете «человек находит новую семью», но и в финале нельзя сказать, что главный герой сблизился с животными. Стоит отметить и то, насколько нынешние животные-музыканты отличаются от советских. Те были милыми и обаятельными, веселыми и добрыми. Эти же… странные. И словно бы неловкие. От обаяния нарисованных животных не осталось ничего. И дело не только в отвратительном гриме (неужели хотели повторить плохую славу мюзикла «Кошки»?). Закроем глаза на то, что животные тут с эффектом «зловещей долины». Очень нелепы их характеры. Их хотели «очеловечить», но получились персонажи с психическими проблемами – умственной отсталостью, нарциссизмом, подавленной агрессией и т.п. И посочувствовать им не получится, слишком уж кринжово они себя ведут. Это невозможно описать, но смотреть самостоятельно тоже не советуем.
Фильм пытается выехать за счет неоднозначных «человеческих» персонажей. Принцесса из милой бунтарки тут превращается в избалованную истеричку, которой наплевать на все, кроме ее собственных желаний. Трубадур испытывает что-то похожее на стокгольмский синдром по отношению к жестокой Атаманше. Король ужасно труслив, жаден и всячески подавляет собственную дочь. Атаманша устраивает бандитскую вольницу в Бремене, с ее согласия ее разбойники кого угодно сожгут или зарежут, но в глубине души Атаманша хорошая и банду собрала, чтобы было кого любить как членов семьи, ведь «она же женщина». С одной стороны, такие переосмысления любопытны, с другой – ну неестественно же смотрится. В фильме нет ни одного здорового персонажа. Казалось бы, всех должна спасти любовь, но и любовь в «…Музыкантах» пластмассовая, и в нее не веришь. С чего возникли чувства у Трубадура и принцессы? Почему Атаманша внезапно исправилась? Зачем Трубадуру и принцессе в финале уезжать с животными-музыкантами? Авторы во множестве наплодили сложные характеры, но не сумели проработать их сближение. Вы либо сложное кино с психологией делаете, либо милую сказку о любви и музыке. Ну, не получается же у вас совмещать.
А что же музыка?.. Оригиналы хороши. Перепевки хотя бы сделаны качественно. Вопрос к новым песням – они выбиваются, они хуже, их точно не запомнят зрители. Новая песня Атаманши и ее банды и вовсе словно пришла из мюзикла с атмосферой «Суинни Тодда». Ну, или это песня из рекламы интернет-казино. Более неестественного в фильме и представить нельзя.
Увы, но «Бременские музыканты» – сомнительный проект, сделанный только для заработка. В нем нет настроения оригинала, сюжет странен, новые песни – невыразительны. Окажись в российском прокате «Вонка» с Шаламе – и у российского мюзикла не было бы такого успеха. Авторы пытаются заманить зрителей знакомым с детства названием, но не могут предложить ничего, что полюбилось бы так же, как советские мультфильмы. Это кино на один раз, и уже через год о нем забудут, а помнить будут добрый оригинал, которому в этом году исполняется 55 лет.