Альфийские хроники: создатель патриотического спектакля «Люди А» презентовал виртуальный музей спецназа

Год с лишним назад SOTA рассказывала о спектакле «Люди А», который поставил по своей книге президент союза офицеров группы «Альфа» Алексей Филатов. За прошедшее время, несмотря на 41 прогон спектакля на разных сценах страны, потребность в патриотическом воспитании молодежи не ослабела, а организатор постановки не утратил творческого энтузиазма и создал целый музей антитеррора. Музей, правда, виртуальный – он размещается по адресу музейальфы.рф и пока еще не доделан до конца. Но зато 5 декабря состоялась очная презентация сайта, на которой корреспондент SOTA узнал, как делать схрон и чем еще предполагается привлечь молодежь в спецназ.

Как ни странно, патриотическое действо проходило в ресторане с не очень патриотичным названием Friends & Family, итальянским меню и совсем уж подозрительным декором с флагами Великобритании и США (спишем это на привычку бывших спецназовцев маскироваться). В уютном зале с декоративным камином под тарталетки с креветками и капрезе было особенно приятно послушать про «трансляцию традиционных ценностей и любви к Отечеству с использованием современных инструментов» (как гласило описание музея в релизе).

Алексей Филатов начал с объяснения, что двадцать лет искал нетривиальный путь к душам молодых людей с помощью книг, спектаклей и исполнения песен собственного сочинения. И пришел к выводу, что для популяризации группы «Альфа» и лучшего понимания того, что такое терроризм, молодежи нужен современный сайт (который теперь создан при поддержке гранта Мэрии Москвы).

Алексей Филатов
SOTA
Алексей Филатов
SOTA

Видимо, после постановки спектакля «Люди А» президенту союза офицеров «Альфы» стало очевидно, что юный зритель не слишком ориентируется в исторической подоплеке театрализованных событий и ему не обойтись без справочной информации. Отметим просветительский настрой инициатора проекта: он сообразил, что молодежи нужен какой-то увлекательный интерактив. «А мы 25-м кадром будем в них заносить полезную информацию, которая будет их воспитывать и популяризировать службу, не только в спецназе, но и в армии», – пригрозил Алексей Филатов, впрочем, тут же уточнив, что популяризировать хочет вообще любую деятельность на пользу отечеству, даже и не обязательно с оружием в руках. Ведь если найти «правильные пути к сердцам и душам молодежи, мы добьемся того, чего мы хотим, возродим ту воспитательную работу, которая была в Советском Союзе», помечтал он, и неожиданно (с учетом упоминания Советского Союза) заключил, что лучше жить по заповедям, чем жить не по совести.

Однако задача оказалась куда более сложной, чем постановка спектакля, посетовал Алексей Алексеевич: «Время тяжелое, новые законы о профтайне не позволили развернуться и рассказать все, что мы знаем». Новые законы явно осложнили дело патриотического воспитания, потому что создатель музея жаловался на них неоднократно.

Из-за этих самых законов, во-первых, не удалось привлечь к созданию музея сотрудников спецназа и пришлось обходиться информацией из открытых источников.

Во-вторых, пришлось ограничиться периодом до 2016 года, да и за 2010-е годы выбрать лишь несколько историй, потому что уже Вторая чеченская война, сирийская кампания и СВО попадают под гриф секретности, и про них не расскажешь. «Даже при огласке некоторых операций чеченской войны могут возникнуть проблемы у исполнителей, потому что кровную месть никто не отменял», – пояснил Филатов.

В-третьих, стало невозможно рассказывать о боевых потерях: «Если раньше спокойно давали информацию по погибшим товарищам, то сейчас это не приветствуется».

Но популяризатор спецназа заверил собравшихся, что эти ограничения хоть и помешали, но не слишком, потому что для него главное – человеческий аспект, возможность показать «спецназ с человеческим лицом». Благо, и в более отдаленном прошлом в истории группы «Альфа» хватает интригующих страниц: Будённовск, Норд-Ост, Беслан, «где от результатов работы спецназа зависело, как будет развиваться дальнейшая история государства».

В этот момент корреспонденту SOTA действительно стало интересно: неужели именно работа спецназа во время тех террористических актов привела наше государство туда, где мы с ним сейчас и находимся, и если так, что в чем именно спецназ тогда напортачил? Неужели виртуальный музей «Альфы» даст ответ?

Сайт представляла девушка-редактор, и презентация получилась довольно трогательной.

Виртуальный музей состоит из пяти разделов.

Девушка-редактор
SOTA
Девушка-редактор
SOTA

Первый – «История» – рассказывает про создание засекреченного подразделения «А» 5-го отдела (охраны дипломатических представительств) 7-го управления КГБ СССР для предотвращения возможных террористических актов во время Олимпиады 1980 и доводит историю группы до Олимпийских игр в Сочи – история, так сказать, закольцевалась (хотя есть еще кое-какие эпизоды ликвидации бандформирований в 2016 году). В этой части сайт интерактивом не блещет – просто тексты, некоторое количество архивных фото и аудиоверсии рассказов.

Увлекательнее второй раздел – «Операции», посвященный уже конкретным эпизодам деятельности спецназа. Начинается эта часть историей обмена диссидента Владимира Буковского на генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана, арестованного после переворота Пиночета в 1976 году. Кстати, любопытно, как описан на сайте Буковский – оказывается, он «не боролся за власть или с властью, а потому называть его оппозиционером неправильно. Но он был активным диссидентом, так как последовательно выражал своё несогласие с той политикой, которую проводило руководство Советского Союза». Поневоле задумываешься, что нужно было предпринять активному диссиденту в СССР, чтобы получить право называться оппозиционером, – но, с другой стороны, Буковский описан вполне уважительно, чего от современных историко-патриотических ресурсов, призванных воспитать у юного поколения правильный взгляд на прошлое, уже и не ждешь.

Вообще в разделе «Операции» побольше интересного: от организации госпереворота в Афганистане («Байкал-79») до освобождения захваченных взбунтовавшимися заключенными в Сухуми в 1990 году. Здесь уже можно порассматривать 3D-модели оружия, использовавшегося в разных операциях (этому особо посвящен раздел «Вооружение») и почитать про тех участников операций, имена которых уже не скрывают (они собраны в разделе «Люди А»).

Завершается эта хроника достижений «Альфы» ликвидациями бандформирований (последний пункт – ликвидация банды Хасана Абдуллаева в 2016 году), но особые надежды по части привлечения молодежи создатели сайта, видимо, возлагают на ликвидацию ставшего сепаратистом Аслана Мосхадова (кстати, чего-чего, а хоть какого-то объяснения мотивов бывшего начальника генштаба вооруженных сил Ичкерии, «ушедшего в подполье», на сайте вы не найдете, – ушел и ушел). Дело в том, что, по словам редакторки сайта, Мосхадов, скрываясь от федеральных сил, использовал схронами, а в одном из них и был ликвидирован. А на сайте как раз есть раздел 3D-экскурсии, где можно поучаствовать в операции в горах, в освобождении условного захваченного террористами самолета, и заглянуть в условный схрон, «ведь мало кто знает, что такое схроны», а эта тема очень важна. И впрямь, с помощью 3D-модели удается немного разобраться в оборудовании правильного схрона. Информация познавательная – жизнь теперь такая, что уже и не знаешь, какие знания могут тебе пригодиться, вдруг советы по устройству подземного укрытия?

Еще одна 3D-экскурсия посвящена операции, которую «принято неоднозначно оценивать» (по аккуратной характеристике редакторки), то есть освобождению заложников на мюзикле «Норд-Ост» в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года. Тогда террористы три дня удерживали более 900 человек (зрителей, в том числе детей, работников театра и актеров) в здании, угрожая взорвать центр и требуя вывода войск из Чечни. Спецназ сумел взять здание штурмом, предварительно запустив усыпляющий газ через вентиляцию – террористы были убиты, заложники освобождены, однако более ста человек умерли в больницах – по официальной версии, от обострения хронических заболеваний, последствий стресса и обезвоживания, а не от воздействия газа.

Одна из заложниц «Норд-оста» без сознания сразу после освобождения. 
Justin Sutcliffe / The Sunday Telegraph
Одна из заложниц «Норд-оста» без сознания сразу после освобождения.
Justin Sutcliffe / The Sunday Telegraph

История этого штурма, действительно, вызвала много вопросов – начиная от сомнения в том, действительно ли террористы были готовы взорвать здание (газ не на всех подействовал быстро, и теоретически у боевиков было время реализовать свои угрозы, однако взрыва не случилось) и была ли необходимость их ликвидировать на месте, заканчивая критикой спасательной операции (есть версии, что заложники погибали из-за непродуманной эвакуации и засекреченной информации о составе газа). «Часто встречаешь в прессе оценку, что действия спецназа были не слишком удачными», – признала редакторка сайта. Способом оправдать действия группы «Альфа» стала реконструкция возможных последствий обещанного террористами взрыва здания в 3D-модели. Гипотетический взрыв, действительно, впечатляет (хотя и не снимает озвученных вопросов).

В целом на презентации виртуального музея его создательница старалась выражаться максимально деликатно: «История нашей страны очень сложная, можно оценивать ее неоднозначно, с чем-то соглашаться или не соглашаться, но для этого сначала надо ее изучить». Слышать, что в истории страны есть больше одной официальной версии и с ней можно не соглашаться, было как-то даже неожиданно приятно.

Правда, изучив хроники группы «А» на сайте внимательно, корреспондент SOTA все-таки почувствовал, что обещанная Филатовым воспитательная информация зашита туда даже не скрытым 25-м, а где-то и хорошо заметным 24-м кадром. На сайте можно обнаружить проблемные сюжеты 1990-х годов (Например, столкновение сторонников независимой Литвы и советских войск в январе 1991 года, когда произошел штурм Вильнюсского телецентра). Эти истории достаточно сложны, ведь их изложение, отбор и оценка версий, фактов, свидетельств очевидцев во многом зависит от позиции составителей рассказа. Если уж посвящать сайт истории действий спецназа – который, в конце концов, действует по приказу руководства страны – логичнее было бы остаться в стороне от пространных исторических экскурсов, кратко описывая только суть проблемы, задачи, поставленные перед спецслужбами, и их выполнение. Можно понять и сетования авторов сайта на то, что порой власти страны, отдавая в ситуации неразберихи те или иные распоряжения, позже пытались снять с себя ответственность за свои решения, и крайними оказывались именно военные – как это случилось, по-видимому, при выводе войск из Афганистана и после операции в Вильнюсе. Тема ответственности властей государства за приказы, отданные в период политических кризисов, достойна того, чтобы ее обсуждать. А один из самых драматичных по психологическому напряжению сюжетов раздела – история неслучившегося штурма парламента в августе 1991 года, когда спецназ «больше не хотела быть «последним доводом» власти, инструментом для решения политических споров и этнических конфликтов».

Похороны погибших во время штурма телецентра в Вильнюсе, 16 января 1991.
Pascal Le Segretain / Sygma / Getty Images
Похороны погибших во время штурма телецентра в Вильнюсе, 16 января 1991.
Pascal Le Segretain / Sygma / Getty Images

Другое дело, что авторы сайта на этом не остановились и постарались посвятить юное поколение во все детали исторической подоплеки событий, а описания развала СССР, отделения республик, политических кризисов, которым уделяется больше места, чем иным операциям спецназа, выглядят все же достаточно предвзято и публицистично. Авторы, например, явно не любят Михаила Горбачева и в изобилии посвящают ему пассажи наподобие такого: «команда, которую привел с собой новый генсек, лишь помогла ему окончательно добить партию (благодаря которой, напомним, они и оказались на высших руководящих постах), а с ней – и всю страну». Или «не менее фатальную роль в судьбе Советского Союза сыграла либерализация идеологии и общественной жизни в целом. К критике политики, проводимой предшественниками новых вождей, страна уже притерпелась. После первого шока от разоблачения «культа личности Сталина», последующие «разоблачения» уже не вызывали таких потрясений. Но на сей раз наверху заявили – как в старом политическом анекдоте про сантехника, – что надо менять всю систему. И это вызывало оторопь у одних и бурный энтузиазм у других. Общество быстро поляризовывалось и в накале этого противостояния тот тут, то там вспыхивали языки пламени».

Очень помогут молодежи понять, почему именно так развивается история государства, и описания вроде «Бацилла национализма, поразившая многие народы России в начале ХХ века, когда отрекшийся от власти император выбил позвоночный столб из тела огромного государства, никуда не исчезла. Ее заботливо подпитывали западные демократии, надеясь, что однажды она довершит разложение организма, который не смогли уничтожить ни пушки, ни штыки. И страшный нарыв нацизма, прорвавшийся на Украине и в Прибалтике во время Второй мировой войны, пришлось вычищать еще десятилетие после ее окончания, ликвидируя банды «лесных братьев» и уничтожая их схроны с оружием и боеприпасами. Но – недолечили, пожалели. Хрущевская амнистия военных преступников и коллаборантов стала той смертоносной инъекцией, которая проявилась десятилетия спустя – стоило только организму ослабеть, как это произошло в период «перестройки»…

Впрочем, к публицистичности в изложении событий недавнего и далекого прошлого мы привыкли (читали и материалы похуже, например, учебники современной истории), так что виртуальный музей, в стилистике описаний которого ощущается авторский взгляд Алексея Филатова, не очень шокировал. К тому же утешила мысль, что вряд ли эта виртуальная пропаганда патриотизма в такой странноватой версии действительно приведет к нужному результату: все-таки сайт пока выглядит кривоватым в исполнении и не настолько увлекательным, чтобы конкурировать с компьютерными играми. Даже современные интерактивные выставочные проекты обычно предлагают более интересные и захватывающие развлечения. А продраться через описания попыток госпереворотов и борьбы с сепаратистскими настроениями в желающих отделиться советских республиках, чтобы понять, что там все-таки делал спецназ, сможет только мотивированный любитель прошлого, а не подросток, привыкший к формату соцсетей. Увы или к счастью, но виртуальный музей «Альфа» выглядит достаточно старомодным проектом.

После демонстрации сайта редакторка стремительно скрылась из ресторана, зато вернулся сам Филатов и еще немного поговорил про то, что все это ориентировано на молодежь, которую он хорошо знает благодаря организации уроков мужества, «Зарниц», концертов и спектаклей.

Собравшиеся журналисты и сочувствующие все-таки немного сомневались в убедительности виртуального мира и спрашивали, нельзя ли как-то вывести всю эту хронику борьбы с террором в оффлайн, например, организовать передвижные выставки в школах? Выставка уже есть, – заверил гостей глава союза офицеров, по школам возят десять макетов (не совсем было понятно, чего именно, возможно, схрона и театрального центра на Дубровке?), но КПД от этого низкий, так что виртуальные модели полезнее.

Еще гости огорчались, что в музее нет ничего про «нынешнюю спецоперацию», ведь можно было бы объяснить детям, например, почему президента Украины Зеленского не захватили в первые дни войны. На это Филатов, несколько помрачнев, напомнил про государственную тайну, заверил – чтобы увлечь ребёнка героической историей спецназа, совершенно не обязательно рассказывать ему про Зеленского, и вновь повторил, что его больше интересует человеческий фактор в истории спецназа, а не актуальная повестка.

Потом инициатора проекта спросили про его книги, и это ему было приятно: собравшиеся узнали, что книг у него четыре, и если по одной уже поставлен спектакль (те самые «Люди А на службе Отечеству»), то остальные еще ждут сценических воплощений. И скоро дождутся, видимо, ведь Филатов, по его словам, получил еще два гранта на два новых спектакля. Но главная награда для него – когда после прочтения и просмотра его творений молодые люди сообщают о своем желании поступить в военное училище или отправиться служить в армию.

Судя по всему, такая участь грозит и собравшимся на презентацию журналистам, потому что Алексей Филатов заготовил для презентации некоторое количество своих книг и тут же подарил их собравшимся с автографами.

Осталось собраться на том же месте через год и узнать, сколько журналистов, вдохновившись, за это время станут военкорами.