Священника Максима Хижия запретили в служении. Он критиковал руководство Владимирской епархии

Фото: Приход Георгиевского собора
Фото: Приход Георгиевского собора

«Довод» обратил внимание на решение митрополита Владимирского и Суздальского Никандра. Он отстранил протоиерея Максима Хижия от должности настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в селе Дубасово и запретил его в служении. В момент вынесения решения, по слова жены священника, Татьяны Хижей, тот находился в больнице.

Ранее Владимирская епархия опубликовала послание протоиерею: «Вы ЗАПРЕЩАЕТЕСЬ в священнослужении без права преподавания благословения, ношения рясы и наперсного креста сроком на три года. Для несения покаянных трудов Вы назначаетесь чтецом в штат Прихода храма святителя Николая г. Гусь-Хрустального».

Сам он отвечал так:

«Конечно, как священник я хочу продолжать служить в Церкви, молиться и проповедовать, учить своих прихожан тому, что знаю сам. Но ценой этого права не может быть лишение свободы. Без этого невозможно молиться и проповедовать. "Невольник - не богомольник". К сожалению, епархиальное руководство утратило способность договариваться и искать выход из конфликтной ситуации. Вместо этого мы видим лихорадочные поиски причин для новых репрессий».

Максим Хижий — не только протоиерей, но и преподаватель религиоведения во Владимирском госуниверситете, доцент кафедры философии, специализирующийся на теме гендера в религиозной среде, отмечает «Довод». В 1989 году он основал политический клуб и, как утверждается, стал одним из участников владимирского отделения «Мемориала».

В 2008 году Хижий опубликовал статью о финансовом кризисе РПЦ, за что, по его собственным словам, в итоге был вынужден дальше писать под псевдонимом. В 2009 году он уже был временно отстранен от служения — после того как поддержал 16-летнюю воспитанницу приюта при Боголюбовском монастыре, которая сбежала из него и рассказала о побоях и давлении со стороны священнослужителей.

В одном из видео на ютуб-канале «По следам Пеликана» Хижий сказал, что формальной причиной его отстранения стал пункт священнической присяги, связанный с «блудодеянием, воровством и клятвопреступлением», однако он считает это лишь предлогом. Этот пункт применяется, когда священника обвиняют в непослушании архиерею.

«Это мне правило, кстати говоря, выкатили накануне сорокалетия моей супружеской жизни. У нас не все столько проживают вообще в принципе», — с иронией отметил священник. Он считает, что произошедшее с ним является продолжением политики нового руководства епархии, которая до этого закрыла воскресную школу в его храме и центр подготовки специалистов. С 2020 года он был директором «Центра православного образования» Гусь-Хрустального.

«Я 34 года отслужил в священном сане. Сейчас пришел новый митрополит, которому было 32 года — когда я начал служить в Русской Православной церкви еще в советское время в девяносто первом году. И он посчитал, что мне нельзя преподавать во Владимирском университете, в котором я преподавал почти 20 лет доцентом на кафедре философии и религиоведения.

Конечно, нужно было найти формальный предлог. Этот предлог был найден, так сказать. Декабрьский синод Русской Православной Церкви. Он обязал всех священнослужителей, если они собираются работать на какой-то светской работе, брать благословение письменное у правящего архиерея. Я написал раппорт с просьбой дать мне такое благословение, потому что 19 лет я уже работаю. Но мне, что называется, ни "Бэ" ни "Мэ", сказали, что посмотрим на ваши успехи в сельском храме и из этого будем делать решение. Ну, я исходил из принципа "если не запрещено, значит разрешено". Но, оказывается, запрещено», — сказал Хижий.