Верховный суд решил, что домашний арест без права пользования интернетом — это не повод не подавать иноагентский отчет

В 2024 году президент самарской ЛГБТ+ организации «Ирида» (на самом деле являющейся сатирическим пабликом) Артем Фокин получил 100 тысяч рублей штрафа за нарушение закона об «иноагентах» — даже несмотря на то, что в момент, когда отчетность нужно было подавать, он находился под домашним арестом и не имел физической возможности выйти из дома или получить доступ к документам.

Сама «Ирида» была внесена в реестр иноагентов еще в 2022 году. В 2023 году, как указано в деле, отчетность за второе полугодие и два квартала предоставлена не была — поэтому Минюст составил протокол о нарушении. Фокин был оштрафован на сто тысяч рублей, но обжаловал это решение в апелляционной и кассационной инстанции.

Согласно постановлению, он объяснил, что в отчетный период находился под домашним арестом в рамках уголовного дела о создании экстремистской организации, и потому не мог лично заниматься документами или выйти из дома. По словам Фокина, он был отрезан от всех средств связи, электронных подписей и финансовых отчетов, а работа организации уже была фактически парализована.

Ни суд первой инстанции, ни апелляция не посчитали эти аргументы уважительными. Верховный суд также встал на сторону Минюста. В постановлении сказано, что Фокин мог — и должен был — делегировать полномочия по отчетности кому-то другому, например, бухгалтеру или представителю, и что «само по себе нахождение под домашним арестом» не освобождает от административной ответственности. Кроме того, он мог направить в суд защитника с доверенностью — но не сделал этого, поэтому его право на защиту не было нарушено государством.

В 2024 году Фокин был обвинен в организации экстремистского сообщества — ЛГБТ-центра «Ирида». Как писал ресурс «Парни+», «Ирида» была пабликом в «Вконтакте», где выставлялись в шутку написанные протоколы собраний, а сам Фокин был активистом, часто ругавшимся с профессиональным доносчиком Тимуром Булатовым. Последний, кстати, взял на себя ответственность за уголовное дело против молодого человека, заявив, что это он отправил жалобу правоохранителям.