Фильмом открытия ММКФ-2025 стала лента Машкова «В списках не значился». Актеров заставили пройти курс молодого бойца

В столичном кинотеатре «Россия» начинается 47-й Московский международный кинофестиваль. Фестиваль открыл «лично Владимир Путин», которого в зале не было, но именно так чтение приветственного послания подал его помощник Владимир Мединский. Он прочитал обращение Путина и объявил минуту молчания «по павшим фронтовикам», не уточняя, какой войны — ВОВ или с Украиной.

ВОВ посвящен фильм открытия – новая экранизация повести Бориса Васильева «В списках не значился». Продюсеры фильма – Владимир Машков (ему же досталась роль старшины Степана Матвеевича, которого в фильме «Я – русский солдат» режиссера Андрея Малюкова 1996 года воплотил Алексей Булдаков), Александр Жаров (он же гендиректор «Газпром-Медиа Холдинга» и экс-руководитель Роскомнадзора), Алексей Земский (гендиректор НТВ), Тимур Вайнштейн (генпродюсер НТВ), Тина Канделаки (замгендиректора «Газпром-Медиа» и директор ТНТ) и другие. Бюджет картины «при поддержке Фонда кино и Правительства Москвы», по данным «Кинопоиска», составил 1 миллиард рублей.

Накануне в «Октябре» состоялась пресс-конференция с коллективом этой военной драмы.

– Сделать сначала спектакль, а потом такое кино, как это делали наши предшественники, было моей мечтой, – заявил Машков, умолчав, что в его экранизации задействованы практически только артисты возглавляемого им Театра Олега Табакова. – Я равнялся на Олега Николаевича Ефремова и артистов «Современника» – Табакова, Волчек, Евстигнеева и других. Эта идея стала для меня испытанием, начиная с долгого поиска материала. И мои ребята прошли большой путь, они действительно много работали. Им всем нужно было прочувствовать то, что испытал на себе прототип главного героя, – совсем молодой человек, лейтенантик, приехавший в Брест, чтобы начать службу, и только начавший подниматься по карьерной лестнице. И в первый же день он попадает в эти чудовищные обстоятельства. Мои актеры, проведя десять дней в лесах и полях по уставу 1938 года и отражая воображаемые ночные атаки, надеюсь, хоть чуть-чуть прочувствовали вот это зарождающееся в человеке чувство любви к Родине. Все на сто процентов были погружены в происходящее. И есть у нас такой момент, как и в повести, – солдат спрашивает: «Что мы защищаем? Кому нужны эти кирпичи?» А Плужников отвечает: «Это наши кирпичи, под ними люди советские лежат». Для меня эта история – еще один разговор с собой в понимании этих великих событий. А боевую задачу нашего творения я вижу в воспоминании советского опыта и воспитании патриотизма.

– На одной из наших первых встреч Владимир Львович так и сказал: у меня в театре – просто настоящий спецназ! – добавил 45-летний режиссер-постановщик Сергей Коротаев. – Бои снимали практически без компьютерной графики. На такое мы решились ради создания правильной атмосферы. И максимальной достоверности – все, что происходило, происходило на самом деле. Целый месяц заняли только репетиции на «Мосфильме», а ведь были еще курсы молодого бойца под Калугой. Смазывать учились ружья, стрелять, ходили часовыми, топили буржуйки. В 6 утра подъем – и турник, и холод собачий. Это все мы проделали и все ощутили себя бойцами Красной армии.