
О двухнедельной поездке, длившейся с 17 по 30 января, сегодня на пресс-конференции в Берлине рассказали сотрудники «Мемориала»: Олег Орлов, Наталья Морозова и Владимир Малыхин. Вместе с ними по видеосвязи выступал глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров: давний друг и коллега Орлова.
Правозащитники посетили несколько украинских регионов: от Киева и области (в том числе Бучи) до Одессы и Херсона и, по их словам, нашли много новых свидетельств пыток и казней, совершавшихся российскими войсками во время оккупации. Так, Малыхин рассказал о судьбе украинской семьи, троих сыновей из которой расстреляли ВС РФ, так как один из них сражался против России в ходе АТО (антитеррористической операции: так Украина называла войну на Донбассе до 2022 года). В итоге выжить удалось только одному сыну: он оказался ранен и смог выбраться из ямы с трупами.
Правозащитники описывали и пытки, которые российские силовики применяли к захваченным в плен: как военным, так и гражданским. Так, в одной из мордовских колоний их в течение всего дня заставляли неподвижно стоять, избивая за каждое нарушение позы.
Также сотрудники «Мемориала» увидели последствия российских атак по заведомо мирным сооружениям, например, детскому саду и жилым районам, где не было следов присутствия украинской армии
По словам правозащитников, все подобные практики государственного террора хорошо знакомы им по действиям России сначала во время двух Чеченских войн, а затем по войне в Сирии, где оттачивался этот же механизм насилия. Однако перед войной с Украиной он был подготовлен лучше: если в Чечне «фильтрации» люди подвергались неизбирательно, то для Украины заранее были составлены списки потенциально нелояльных: военных, чиновников, силовиков, волонтеров и т.д.
Таким образом, действия России в войне с Украиной, по утверждению Орлова и его коллег, стали развитием системы, а не принципиально новым явлением.
В ходе нынешней поездки правозащитники не только опрашивали пострадавших, но и предоставляли им помощь из средств Нобелевской премии «Мемориала»: она изначально была поделена им на две части, первую из которых выделели на поддержку российских политзаключенных, а вторую через Харьковскую правозащитную группу – украинцам, ставшим жертвами войны.
Также Орлов признался, что в октябре 2024 года непублично посещал Украину вскоре после освобождения в августе и общался с ее чиновниками. Он поспорил с Захаровым о том, могли ли поездки россиян состояться в прежние годы войны: оба правозащитника отметили, что не знают причин, по которым Украина стала открываться для визитов антивоенных россиян, хотя решения об этом все равно принимают ее спецслужбы.
Доклад о своей поездке «Мемориал» рассчитывает выпустить весной, а в дальнейшем продолжить участие в подобных мониторинговых миссиях.