«Осужденные женщины, отбывающие наказание в российских колониях, в этом году стали массово писать прошения о помиловании. Вдохновленные тем, что президент к 8 Марта помиловал больше 50 арестанток, они обращаются к нему как к главной и зачастую последней своей надежде», — пишет Меркачева в своей колонке для «Комсомольской правды». По ее словам, обратившиеся к ней женщины считают, что их прошения не доходят до президента, так как в законе не прописана процедура обратной связи, и заключенные не могут знать, на каком этапе рассмотрения находится их заявление в тот или иной период.
Кроме того, некоторые осужденные говорят, что сами сотрудники колонии не рекомендуют или даже запрещают обращаться к Путину, поэтому женщины передают прошения о помиловании через мужей с воли, однако, согласно закону, это можно делать только через администрацию исполняющего наказание учреждения, пишет правозащитница.
Меркачева рассказывает историю одной из таких женщин — врачини из Луганска пенсионерки Натальи Савченко, которую в 2019 году приговорили к 14 (к 12 в апелляции) годам колонии по делу о госизмене за оказание медпомощи человеку, якобы выполнявшему задание украинских спецслужб.
«Ни в период следствия, ни в судебном заседании я не отрицала тот факт, что действительно в октябре 2016 года ко мне, врачу-ординатору операционно-перевязочного взвода медицинской роты 2-й отдельной бригады, обратились офицеры Народной милиции ЛНР с просьбой выехать для оказания медицинской помощи раненому. Согласно приказу начмеда, я, как и весь медицинский персонал, была обязана оказывать медицинскую помощь раненым в любое время, в любом месте, не уточняя времени и обстоятельств получения ранения. Об оказании медпомощи раненому я довела начмеду. <...> Хочу обратить внимание на то, что в трудное для моей Родины время я стала на ее защиту, отдавала весь свой опыт и знания для борьбы с террористическими батальонами и ВСУ. За мой вклад в защиту Родины я была награждена государственными наградами ЛНР», — цитирует письмо Савченко Меркачева. Судя по рассказу женщины, она потеряла мать, пока отбывала наказание, колония не позволила ей посетить похороны.
В начале октября стало известно, что журналистка Александра Баязитова, осужденная по обвинению в вымогательстве у топ-менеджера Промсвязьбанка, написала прошение о помиловании.
Через помилование президента на свободу регулярно выходят заключенные, заключившие контракт с Минобороны (ранее — с ЧВК «Вагнер»), многие из них снова попадают в тюрьму: наркоторговец Михаил Успасских, член банды сатанистов Николай Оголобяк, убийца Артем Егоров и другие.