«Гладиатор 2»: Ридли Скотт снял новый пеплум с альтернативной историей

В мировой прокат вышел долгожданный фильм от Ридли Скотта – «Гладиатор 2». Формально это продолжение фильма 2000 г., в котором блистал Рассел Кроу и который отхватил пять «Оскаров». Фильм 2024 г., в сравнении с ним, масштабнее и красивее, но, скорее всего, не сможет повторить успех своего предшественника. Нынче нет запроса на жанр пеплум (а жаль), оценки критиков несколько обескураживают, а сюжет получился вторичным и неоправданно антиисторическим. 

Увы, но долгострои в кино в 90% случаев оказываются провалами. Временами, конечно, получается неплохо и даже хорошо, но обычно чем больше затягивается проект, тем хуже потом итоговый результат. С новым «Гладиатором», к счастью, не так, но лучше бы его сняли в нулевых – Ридли Скотт планировал его в 2002-2006 гг., сценарий переписывали, а в 2006 г. студия DreamWorks Pictures была продана Paramount Pictures вместе с правами на продолжение «Гладиатора». А Paramount сиквел снимать отказалась. В итоге был упущен момент – первый фильм на время вернул интерес зрителей к пеплуму, Риму и гладиаторским боям. Сценарий «Гладиатора 2» отлично бы смотрелся в то время, несмотря на свои заимствования (на фоне интереса к жанру их бы простили). Увы, но снимать продолжение решили только в 2018 г. И то Ридли Скотт сначала захотел снять «Наполеона». Съемки снова переносили и закончили только в начале 2024 г. Бюджет у фильма вышел огромный – аж 210 миллионов долларов. Сможет ли такой проект окупиться – большой вопрос. В случае, если эта часть будет хорошо встречена зрителями, Скотт снимет еще несколько частей о гладиаторах (честно говоря, перспектива сомнительная).

Заграничные критики встретили фильм неоднозначно. Хотя он имеет 76% свежести на Rotten Tomatoes и неплохой консенсус критиков («кровавый и зрелищный, блистательная игра Дензела Вашингтона»), отдельные рецензии скорее расстраивают. «По сравнению с оригиналом он (новый фильм) не так уж и хорош», «Мне абсолютно все равно, что случится с героями этого фильма», «В фильме нет захватывающей истории». Но есть и хорошие отзывы: «Гладиатора 2» хвалят за актерскую игру, динамичность и «развлекательный эскапизм». С этим можно согласиться – фильм отлично работает как развлекательное кино, которое стоит смотреть в кинотеатре, оно красивое (хотя местами эффекты сделаны плохо, особенно для такого бюджета) и быстрое. Драматизм, историзм и психологизм здесь принесены в жертву зрелищности и лихой бездумности. Фильм замечателен до тех пор, пока ты не начинаешь разбирать его с точки зрения сюжета и тем более исторических фактов (зачем?), но это уже проблема зрителя, который хотел интеллектуальный пеплум, а не развлекательный. 

И все же сюжет… Честно говоря, стратегия авторов (Скотта, продюсеров, студии?) непонятна. Еще до того, как фильм показали, зрителям практически раскрыли весь сюжет. Уже 2 июля «КиноПоиск», пересказывая заграничные посты, донес до своих читателей ВСЕ интриги этого фильма: что главного героя зовут Луций и он потомок Марка Аврелия, что его мать вышла замуж за военачальника, с которым у Луция личные счеты, что, в конце концов, фильм открывается сценой атаки римского флота на Нумидию. После таких постов, которые на 90% пересказывают сюжет и открывают разом все интриги, смотреть фильм уже не хочется – все уже знаешь. А кроме тех интриг, что были озвучены заранее, новый «Гладиатор» не предлагает ничего. Ну разве можно открывать зрителям факты, которые в самом фильме всплыли только на 60 минуте?..

Но раз уж пересказ сюжета мы могли встретить задолго до проката, позволим себе побыть нудными любителями истории. Пеплум – это все же жанр исторического кино. Скотт превратил пеплум в альтернативную историю еще в первом фильме, но в новом фильме это уже слишком. От реальной истории, кроме имен, практически ничего не осталось. Итак, главный герой – нет, в фильме его первые 60-70 минут называют Ханно, а не Луций, как вам спойлерит уже на главной странице фильма «КиноПоиск». О том, что он Луций, зритель узнает позже. Итак, действие разворачивается в 200 г. н.э. Ханно (Пол Мескал) живет со своей женой Аришат в свободной Нумидии. В самом начале фильма на Нумидию нападают римские воины, и это очень странно, учитывая, что Нумидия стала провинцией Рима в 46 г. до н.э. Командует операцией вымышленный полководец Акаций (Педро Паскаль). Ханно сражается с завоевателями, но проигрывает – его берут в плен, а его жену убивают на его глазах. После этого Ханно только и мечтает о том, чтобы отомстить лично Акацию за смерть своей жены. Ханно становится рабом, его новый хозяин – некий Макрин (Дензел Вашингтон). Зритель понимает, что Макрин – влиятельный человек. Опять же, обратимся к материалам авторов, которые переписал КиноПоиск: «Дензел Вашингтон сыграл торговца Макрина, сколотившего состояние на поставках продовольствия и оружия римской армии. Макрин столь богат, что ездит на обитой золотом колеснице и содержит собственную школу гладиаторов». Это, конечно, прекрасно, но Макрин, в отличие от Акация, – персонаж реальный. Если верить биографии Макрина в Википедии, то ничего из того, что есть в фильме, в реальности не было. Он был чиновником и при императоре Каракалле стал прокуратором (управляющим) императорских имений. Потом, правда, дорос аж до римского императора.  

Ханно становится гладиатором. Параллельно с этим зритель узнает, что полководец Акаций вместе со своей женой Луциллой (Конни Нильсен) настроен против двух римских императоров. Луцилла узнает в новом гладиаторе своего сына Луция, которого она в детстве отправила в Нумидию, чтобы спасти его (со словами, что он – единственный законный наследник). Луцилла, как вы можете догадаться, – персонаж тоже реальный. Она была и в первом фильме, который многие до сих пор считают историческим. Реальная Луцилла, дочь Марка Аврелия, не была замужем за Акацием (потому что он вымышленный) и умерла задолго до событий фильма – она пыталась убить императора-брата Коммода, за что была сослана на Капри и убита там в 182 г. Здесь же она настроена против императоров Каракаллы и Геты. Заговор Акация и Луциллы в итоге открывает императорам тот самый Макрин. Дальнейшее анализировать тем более не имеет смысла. Вторая половина фильма, хотя и выстроена на политических интригах, практически вся состоит из вымысла, который у любителей римской истории вызовет истерический смех. Если вам интересно, чем все кончилось, то вот вам спойлер: Ханно объявил себя законным наследником, убил Макрина, который несколькими минутами ранее убил его мать Луциллу, и заявил, что «хватит проливать кровь во имя тирании» и нужно строить «идеальный Рим». В реальности Макрин правил (немного), был убит, а новым императором стал Гелиогабал, назвавшийся сыном покойного Каракаллы (и его тоже в Риме ненавидели).

Но даже если не читать исторические источники, сюжет все равно разочаровывает. Фильм длится больше двух часов, но, как и в злосчастном «Наполеоне», Ридли Скотту не хватает времени, чтобы рассказать эмоциональную историю. Это похоже на упрощенный пересказ сериала из 10 эпизодов. Зритель не успевает проникнуться героями и прочувствовать их конфликты – их слишком много и у них слишком мало времени, чтобы раскрыться. Непонятно, какую жизнь вел Луций в Нумидии, как он рос, как стал таким человеком (а это важно, учитывая его происхождение). Непонятно, почему Акаций и Луцилла так настроены против императоров, какую тиранию они мечтают свергнуть и во имя чего. Кстати, Каракалла и Гета совместно правили с 211 г. н.э. В фильме действие начинается в 200 г. Главный герой что, 11 лет плыл в Рим из Нумидии? Но начальные титры нам говорят, что Каракалла и Гета уже правят Риме… Становление Макрина как политической фигуры, конфликт императоров, отношения Луциллы с ее сыном – все это показано «галопом по Европам», не позволяя разобраться в историях персонажей. Только ты начинаешь понимать какого-то героя – и тебя бросают в новую сцену. Из-за этого непонятна и мотивация главного героя. То он ненавидит свою мать, то хочет ее защитить. Сначала он мечтает убить Акация, считает его своим личным врагом – а потом отказывается убивать его на арене. Он не желает иметь ничего общего с Римом – но спустя сцену уже думает, как ему изменить Рим в лучшую сторону.

Разумеется, имея временные ограничения, Скотт пожертвовал развитием сюжета ради экшена. Ведь зрители хотят видеть красивые бои. Что же, бои (и военные эпизоды) получились лучше всего. Тут и римские корабли, которые нападают на Нумидию, и месиво с животными на арене (некоторые из них кажутся вымышленными), и морской бой аж в самом Колизее. Странновато выглядит носорог, которого умудрились оседлать, но все же это внушительно и необычно. Смотреть боевые сцены – одно удовольствие. Местами, увы, эффекты кажутся устаревшими, но, поскольку эти сцены поставлены хорошо, это простительно. Чувствуется, что фильм снимали для больших экранов. 

В сравнении с «Наполеоном», которого не пнул только ленивый, второй «Гладиатор» для Ридли Скотта – это успех. Соберет ли он достаточно, чтобы окупиться? Кто знает. Скотт, хоть и ратовал за масштаб, не стал замахиваться на великое кино. Он снимал фильм, который первый раз вы посмотрите с удовольствием – но, скорее всего, не захотите пересматривать. Первый «Гладиатор», хоть и снимался в 2000 г., сегодня кажется логичнее и актуальнее. Многие фишки Скотт взял из него – и это слишком заметно в новом фильме. «Гладиатор 2» – это экшен во имя экшена, бои во имя боев и красота во имя красоты. Большего от него ждать не нужно. Это тот случай, когда лучше просто смотреть, не задавая вопросов.