«Дональд Трамп против всех»: рассказываем, стоит ли смотреть фильм «Ученик», который запретили в РФ

В России все-таки не выпустят фильм «Ученик» – о молодых годах Дональда Трампа и его «дружбе» со скандально знаменитым адвокатом Роем Коном. Изначально он должен был выйти в октябре, после его перенесли на 14 ноября, а затем и вовсе отказали в прокатном удостоверении. «"Фон не располагает. Россияне не должны думать, что мы контактируем с клоуном-неудачником", — заявил источник "Верстки" в Минкультуры. Собеседник издания, близкий к ведомству, отметил, что сейчас в медиапространстве идет "прогрев темы Трампа" о возможности переговорного процесса по вопросу конфликта на Украине. Он также напомнил, что в США лента вышла в период избирательной кампании перед выборами президента страны, что, по его словам, носило "явный политический характер" (пишет Forbes)». После таких заявлений становится еще интереснее – что же такого оскорбительного наснимал режиссер Али Аббаси? Хотя фильм могли запретить не только из-за «плохого» образа Трампа. Второй важный герой (Рой Кон) был гомосексуалом, и в ленте есть сцена… скажем так, эротической направленности с его участием. Мельком – но все равно есть, а в нынешние времена любая демонстрация гомосексуальности – страшное табу.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

Немного о самом фильме. Али Аббаси (шведский режиссер иранского происхождения) является частым гостем фестивалей – Каннского и Берлинского. В 2018 г. он получил приз «Особый взгляд» в Каннах – за фильм на «На границе миров». В 2022 г. его «Убийца „Священный паук“» также показывался в Каннах. К слову, «Убийце…» тоже отказали в прокатном удостоверении – якобы «в связи с наличием в указанном фильме материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации». Тогда Аббаси снимал по реальным событиям – об иранском маньяке, который охотился за проститутками. Теперь режиссер вернулся с «обличительным» фильмом о (как оказалось) новом президенте США Трампе. Подобный фильм накануне выборов не могли не встретить с долей осуждения – вот, какой-то иностранец пытается манипулировать мнением граждан Америки. «Ученика» неплохо встретили критики и первые зрители – так, на Rotten Tomatoes у него «рейтинг свежести» в 82%. Критики называют фильм «увлекательным и динамичным», «тревожным и глубоким», «захватывающим и мрачным». «Аббаси очеловечил Трампа, не высмеивая и не оправдывая его» – пожалуй, это самая лучшая мысль. Увы, но даже хорошие отзывы не помогли фильму в прокате США (с 11 октября) – республиканцы не пошли бы на него из принципа, а демократы настолько устали от Трампа, что не хотели лицезреть его еще и в кинотеатрах.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

К счастью, «Ученик» (у нас его упорно называют «Восхождением Трампа») далек от карикатурности и обличения. Отчасти он похож на «Социальную сеть» Финчера и «Дом Gucci» Ридли Скотта. Рассказывая о первых успехах Трампа в бизнесе, фильм все же больше говорит не о самом Трампе, а о том, насколько большие деньги портят людей. Если фамилию Трамп заменить на условную Смит или Джонсон, то в фильме Аббаси ничего не поменяется. Да, он основан на реальных событиях (как и вышеупомянутые фильмы), но Аббаси интересно показывать живых людей с их сложной психологией, это позволяет додумывать события. В итоге получается хороший художественный фильм о пороках (не столько Трампа, сколько всего общества), который не работает против главного героя. Вымышленный Трамп не становится демоном во плоти, несмотря на свои ужасные поступки. Реальному Трампу стоило бы это даже похвалить – его показали антигероем, но антигероем сложным.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

Аббаси бросает своих зрителей в 1970-е. Молодой Трамп (Себастиан Стэн) мечтает строить огромные башни и самые роскошные отели в мире, но связей и больших денег у него нет. У его семьи есть бизнес – они сдают в аренду квартиры. Но бизнес, вроде бы прибыльный, рискует разориться, против Трампов начато судебное разбирательство – якобы они отказываются сдавать квартиры афроамериканцам исключительно из личной неприязни к ним. Дональд рассказывает об этом судебном процессе в «Le Club» (ресторан на 58-й Восточной улице в Нью-Йорке, в который допускались только самые богатые и знаменитые). Он привлекает внимание популярного адвоката Роя Кона (Джереми Стронг). Тот очарован амбициозностью и фантастическими планами молодого человека. Рой Кон берется защищать бизнес Трампов в суде – и добивается прекращения дела, правда, нечестным способом.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

Изначально Дональд Трамп подается почти как противоположность Кону. Он идеалист с замашками нарцисса, но им владеют азарт и искреннее желание строить здания своей мечты. Он верит в любовь и мечтает, чтобы его брак с Иваной (ее играет Мария Бакалова) был похож на сорокалетний союз его родителей. Кон, напротив, предстает как циничный интриган, который привык манипулировать другими, и страшный лицемер с консервативными взглядами. Зачем-то (фильм это, впрочем, не объясняет) Рой Кон хочет вылепить из Трампа свою копию. Он работает на Трампа, по сути, бесплатно, как «ближайший друг», объясняет, что ему нужно говорить, как одеваться и как уничтожать своих конкурентов. Кон хочет доказать Трампу, что в бизнесе простые люди (каким был Трамп в начале фильма) не выживают. Чтобы добиваться своих целей, нужно быть готовым на любую подлость. «Помни, что первое правило – это атака, нужно атаковать и не останавливаться. Помни, что все, что тебе невыгодно, ты должен отрицать. Даже если ты проигрываешь, ты должен подавать это как свою победу. И будь готов сделать что угодно и с кем угодно ради победы». Трампу в фильме не откажешь в уме и наблюдательности. Он понимает, что именно эти правила сделали Кона скандальным и богатым. Он охотно перенимает его образ мышления и из юноши «со взором горящим» постепенно превращается в дельца, который принес в жертву своему делу личные привязанности и остатки совести.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

Хотя главным героем является, несомненно, Трамп, намного интереснее наблюдать за трансформацией образа Роя Кона. Небольшая историческая справка: Кон впервые прославился во времена маккартизма, его называли главным «инквизитором» Джозефа Маккарти, который устроил т.н. «охоту на ведьм», которыми в данном случае выступали коммунисты и гомосексуалы. Кон и сам ненавидел коммунистов и гомосексуалов (а еще евреев), при этом он считал себя идеалистом, который избавляет Америку от скверны. Позже он стал адвокатом и работал с популярными личностями (в том числе с Энди Уорхолом, Кельвином Кляйном и боссом мафии Кармине Галанте). «Он был одновременно евреем и антисемитом, гомосексуалом и гомофобом» – напишут о нем потом в биографии. Несмотря на такой послужной список, Рой Кон не выставляется в фильме абсолютным злом (что поразительно). Фильм далек от того, чтобы навешивать штампы. Джереми Стронг делает своего героя сначала обаятельной мразью (и за ним интересно наблюдать), а потом показывает его больным и уставшим, и, что самое неожиданное, заслуживающим жалости.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

Динамика отношений Кона и Трампа – то, что заставляет смотреть фильм дальше. Прекрасная актерская игра Стронга и Себастиана Стэна (который и внешне похож на Трампа) помогает поверить в этот художественный пересказ реальных событий. Постепенно понимаешь, что Рой Кон искренне полюбил Трампа и считает его своим близким человеком. Трамп же, который в первую половину фильма и шага без него ступить не мог, потом все более от него отдаляется. Аббаси показывает отношения не столько ученика и учителя, сколько отца и сына. Не зря потом, вспоминая уроки Кона, Дональд говорит, что этому его научил отец (не уточняя, имел ли он в виду своего настоящего отца или Роя Кона). В фильме именно от Кона Трамп получает свою тягу к консерватизму, нелюбовь к мигрантам и странные отношения с демократией («Демократы хуже нацистов. Они хотят отобрать у нас деньги и раздать нищебродам» – говорит в фильме Кон). И все же, в понимании Аббаси, Рой Кон несколько лучше Трампа – он способен на привязанность. Трамп же, который из обычного парня с обычными чувствами превратился в запущенного нарцисса, в итоге любит только самого себя.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

Неоднозначность Дональда в данном случае – заслуга Себастиана Стэна. Как и Стронг, обаятельно сыгравший адвоката Кона, Стэн не дает своему герою стать «злодейским злом». Он прекрасен, отыгрывая и неуверенность (в начале), и бесстыдное самолюбование (в финале). Пожалуй, лучший сюжетный поворот, который раскрывает героев и актеров Стронга и Стэна – это прогулка уже заматеревшего Трампа и больного СПИДом Кона, во время которой Трамп дарит своему старому приятелю запонки. «Это бриллианты от Тиффани» – хвастается Дональд. Растроганный Рой Кон потом покажет эти запонки жене Трампа, а она скажет, что это дешевая подделка: «От него другого и не нужно было ждать». В этот момент Трамп произносит речь в честь своего лучшего друга Роя Кона, а тот, скрывая свое унижение, принимает его пожелания и плачет над праздничным тортом. Несмотря на это, на Трампа не получается злиться – вымышленный герой скорее вызывает удивление с примесью симпатии (как на животное в зоопарке смотришь), а что в реальности было – кто знает.

Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com
Кадр из фильма «Ученик» / IMDB.com

Главный враг «Ученика», как ни странно, – это серьезность. И политизированность зрителя. Лучше всего фильм Аббаси воспринимается, если не испытываешь к Трампу никаких чувств. Еще лучше – если не знаешь ничего ни о нем, ни о Коне. Фильм хорош как художественное произведение – он динамичен, отлично передает эпоху с ее серой моралью, он никого не обвиняет и не оправдывает. Это же может сыграть против «Ученика». Для поклонников Трампа он оскорбителен, для его противников – недостаточно категоричен. Его стоит посмотреть, представляя, что в нем действуют вымышленные Том и Джон, а не Дональд и Рой. В этом случае «Ученик» может раскрыться как хорошее кино об универсальных человеческих пороках и слабостях.