Цитируем тезисы Грецкого:
-> Если отталкиваться от данных Евростата, то приток российских иммигрантов в ЕС в 2022-2023 можно оценить в 178 тысяч человек. Из них лишь 74 тысячи – это иммиграция, обусловленная вторжением.
-> «Осенняя» волна новой российской иммиграции ощутимо менее «политизирована», чем «весенняя». У уклонистов гораздо более нейтральные оценки вторжения России в Украину. Это часто является причиной недоверия между представителями двух волн.
-> Ключевым фактором выбора стран ЕС как направления эмиграции было наличие профессиональных и родственных связей. Исключением являются IT-специалисты, которые, будучи уверенными в своей высокой конкурентоспособности на глобальном рынке труда, ехали в ЕС без всяких связей.
-> Высокие оценки уровня образования новой российской иммиграции выглядят преувеличенными. У подавляющего большинства нет достаточных навыков владения английским языком, не говоря уже о языках стран пребывания.
-> Степень вовлеченности новой российской иммиграции в (около)политическую деятельность, связанную с Россией, крайне невысока. Регулярное участие в акциях – удел очень немногих и остатки интереса к ним угасают.
-> На введенные ЕС визовые ограничения новые российские иммигранты смотрят в основном со сдержанным неодобрением. Их взгляд россиецентричен. Они полагают, что западные санкции должны быть нацелены на политические перемены в России и остановку войны, игнорируя тот факт, что ограничения вводятся по соображениям безопасности.
-> Среди новой российской иммиграции превалирует сильный скепсис в отношении донатов и другой помощи для ВСУ.
-> Несмотря на то, что новые иммигранты поддерживают контакты с родными и близкими из России, они - во избежание напряжения - не обсуждают «политических тем», особенно связанных с Украиной. Очень многие признают, что не способны изменить взгляды и убеждения оставшихся в России.
-> Подавляющее большинство не видит хорошего будущего для России. Некоторые не исключают появления «окна возможностей», но агентами перемен себя не считают.
Эти данные резко расходятся с утверждениями из недавнего доклада Дмитрия Гудкова, Дмитрия Некрасова, Владислава Иноземцева и др. Они утверждали, что стремящиеся в ЕС люди «проявили себя в качестве самостоятельных и предприимчивых граждан, получили прекрасное образование, и, как правило, имеют значительный достаток».