ФБК отказывается признать ответственность за преследование по донатам даже в письмах на убежище своим сторонникам

В редакцию «Соты» обратился 61-летний Михаил Попов, сейчас находящийся за пределами РФ: ранее он был оппозиционным депутатом Гордумы Ессентуков двух созывов, обучал наблюдателей, организовывал митинги и являлся сторонником ФБК. После начала войны он подвергся преследованию: был оштрафован за «дискредитацию армии», отстранен от руководства городской ячейки «Ветеранов Афганистана» и был вынужден продать бизнес.

В начале 2025 года он стал фигурантом уголовного дела за донаты ФБК в 2021-22-м годах на общую сумму в 7 тысяч рублей. Преследование по статье о «финансировании экстремизма» стало для него неожиданностью: «Я был немножко в шоке, думал, какое-то недоразумение. Оттого, что я по тысяче рублей в месяц я перечислял – из-за этого вот такие сроки (до 8 лет – ред.)?! Честно говоря, я все ожидал от наших законодателей, но они превзошли все мои ожидания», – рассказал Михаил.

Он был отпущен под подписку о невыезде и эмигрировал только после того, как свидетелей по его делу стали опрашивать на предмет формирование нового – уже об участии в экстремистской организации.

В ФБК Попову предоставили только рекомендательное письмо для запроса убежища: «Они сказали, что не занимаются этим делом (помощью в эмиграции – ред.), условно, к «Ковчегу» обращайтесь – и все. То есть, вот, только письмо. Ну, спасибо, что хоть его дали».

Однако текст письма за подписью Ивана Жданова не соответствует обстоятельствам преследования Попова. В его обвинительном заключении (есть в распоряжении «Соты», см. фрагмент) говорится о переводах ФБК по классической схеме дел о донатах: преследование ведется на основе мерчант ID по ранее многократно описанной нами схеме.

Тем не менее Жданов, подписавшийся несуществующей должностью «главного исполнительного директора ACF», никак не упоминает донаты, ограничиваясь следующей информацией:

Этот документ подтверждает, что Михаил Попов, родившийся 20 сентября 1963 года, является нашим активным сторонником. Он оказывал финансовую поддержку Фонду борьбы с коррупцией в качестве постоянного донора. <…>
Кроме того, в 2021 году пророссийские правительственные хакеры слили адреса электронной почты и личную информацию многих сторонников штаба Алексея Навального, включая Михаила Попова, сделав эти данные общедоступными. Впоследствии эта информация была использована правоохранительными органами для оказания давления на сторонников Алексея Навального

.

Напомним, что официально ФБК обвинял в сливе базы сторонников в апреле 2021 года не «прокремлевских хакеров», а собственного бывшего сотрудника Федора Горожанко, который все обвинения отрицал, а после переехал в Литву, власти которой не имеют к нему претензий.

Особо Жданов в письме для Попова оговаривается, что письмо «относится исключительно к описанным выше правоотношениям. ACF не несет ответственности за какие-либо другие действия или факты из биографии указанного физического лица, включая их прошлое или будущее, и не делает справочных заявлений о них».

«ФБК эта позиция страусиная не красит конечно. То есть я все понимаю, я не в большой обиде. Я понимаю, что у всех могут быть недостатки в работе. Но, блин, я считаю, что вы должны их признать и что-то предпринять как-то. А письмом отмазаться ведь очень легко», – заключает Попов.