Цветы нейтральной полосы: чего нет на декабрьской ярмарке Non/FictioN

4 декабря в Гостином дворе открылась очередная (уже 27-я по счету) ярмарка интеллектуальной литературы Non/FictioN. Корреспондент «Соты» побывал на ней и выяснил, чего в этот раз на ярмарке не оказалось. 

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

Главной интригой книжных фестивалей последнего времени в России стал не вопрос о том, какие новинки там презентуют, а вопрос, кого туда не пустят или в последний момент отменят. Лидером по части скандальности в этом году, кажется, стала ноябрьская ярмарка на ГЭС-2, откуда организаторы, испугавшись доноса Z-пропагандистов, спешно изгнали целый список авторов и издателей, которые раньше благополучно участвовали в культурных мероприятиях.

После такого скандала приближающуюся Non/fictioN тоже ожидали с беспокойством: найдутся ли там на привычных местах стенды «Нового литературного обозрения» и «Самоката», а в программе – презентация очередной книги Александры Марининой, или уже и это под негласным запретом?

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

Однако в этот раз, кажется, обошлось без скандалов и новых отмен. За бортом по уже сложившейся недоброй традиции оставили лишь издательство Individuum, которое, впрочем, тоже уже адаптировалось к ситуации и в очередной раз переместилось на организованный параллельно фестиваль «Параллельно» в семейном «Книжном магазине Пархоменко». В книжном Пархоменко до воскресенья можно выбрать книги из выкладки новинок Individuum и побывать на встречах с авторами, публикующимися в других издательствах, например, с Асей Демишкевич и Романом Сенчиным. Завершится эта мини-альтернатива фестивалю в Гостином дворе вечером 7 декабря авторским чтением книги Максима Жигалина «Бражники и блудницы» (кстати, нельзя не пожалеть, что представители книжного рынка не повторили весенний опыт еще одного альтернативного фестиваля – «Бражники», проходившего в популярных рюмочных).

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

Что же касается нынешней Non/fiction, на ней пока что нет не только скандалов и новых отмен, но и других элементов, которые в последние пару лет казались привычной частью фестиваля.

Выставка получилась на диво нейтральной, у нее в этот раз даже нет темы (весной это было 80-летие Победы, а в новом пресс-релизе попросту ничего не заявлено).

Сюрприз номер два: в программе мероприятий нет Захара Прилепина, без которого не обходились предыдущие ярмарки.

Более того: куда-то делся даже стенд издательства «Лира», уже не один фестиваль радовавший СВОих читателей разнообразными историями фронтовых подвигов и боевой лирикой. Во всяком случае, ни в списке участников, ни на ярмарке этот столп z-патриотизма обнаружить не удалось, либо он очень хорошо замаскировался.

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

Сама Z-литература на ярмарке, разумеется, представлена, куда же от нее денешься – на выкладках крупных книжных магазинов и больших издательств вроде АСТ и Эксмо. Есть и обязательные Сталины с Путиными на обложках издательства «Проспекта», но сам стенд этого издательства подозрительно скромный, без грандиозных выкладок путинской биографии в серии «Собиратели земли русской».

Из всего сурового богатства литературы об СВО в программе ярмарки осталась неубиваемая Анна Ревякина, презентующая очередную книгу «Новый Блок. Антология донбасской поэзии 2022-2025 гг.». Компанию ей на ярмарке составляет волонтер «Ахмата» Елена Залесская с позывными «Ловец», написавшая книгу #ненаписанныебумажныеписьмасфронта – «первый роман о любви и войне в новой эпохе», как обещает анонс презентации (хотя уж сколько мы видели романов о любви на этой войне…).

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

Да еще в субботу собирается выступить Александр Проханов, от которого, впрочем, после скандала с «Лемнером» теперь уже и не знаешь, чего ждать – и не знаешь даже, ждать ли его самого, а то чего доброго тоже отменят, как отменили презентацию романа в Московском доме книги.

Скромно в этот раз представлена и та самая Азия, к которой Россия изо всех сил поворачивается лицом уже не первый год. На стенах, конечно, удалось найти сочинения про Северную Корею и Китай, мангу, манхву и маньхуа тоже продают и презентуют, и лекцию по китайскому языку обещают, но все это скромно, без прежнего размаха. Хотя, может быть, азиатский колорит вместе с Z-патриотизмом просто уже примелькался и перестал привлекать внимание.

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

Прочая программа фестиваля местами словно переписана с весенней и более ранних версий: нестареющий Юрий Поляков в очередной раз рассказывает про свое бесконечное «Совдетство», а Марина Семенова продолжает праздновать 30-летие «Волкодава»… Опять всемогущий искусственный интеллект не дает покоя писателям и издателям – нейросетям посвящена львиная доля мероприятий, ведь эта тема теперь неизменно позволяет заполнить эфир разговорами о том, победит ли ИИ человеческий дух или не победит.

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

Зато проходит множество милых презентаций и круглых столов с темами вроде «Книги, благотворительность и котики», «Удивительные приключения кота-космонавта, «Что замышляют мухи», а пока еще уцелевшие в боях российской цензуры со здравым смыслом представители нон-фикшна презентуют то, что пока еще можно продавать в России.

На стенде НЛО посетители тоскливо спрашивают, как бы теперь добыть книгу «Русская кухня» историка гастрономии Павла Сюткина, внезапно оказавшегося «террористом и экстремистом», или «Эзопов язык в русской литературе» с предисловием Александры Архиповой. «На стенд мы их точно не выставим», – разводят руками представители издательства. Читатели понимающе вздыхают и делятся друг с другом опытом добывания запрещенки: «А я, как новости прочитала, сразу кинулась книгу заказывать, потом ведь не купишь… И не важно, что до этого я не интересовалась русской кухней» – «А я знаю секретный магазин, где все это и сейчас можно купить!» – «Расскажите!».

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

А вот чего в программе нынешней ярмарки в изобилии – так это магического реализма, всевозможного этнографического, мифологического, городского и романтического фэнтези, мистики и хоррора. Книги про сказочные миры, городской фольклор, ужасы нашего городка и глухой деревни, антиутопии про недалекое будущее уверенно вытесняют сочинения военкоров и фронтовую лирику.

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA

В этом смысле показателен центральный стенд от книжного магазина «Читай-город», увенчанный на сей раз гигантской моделью человеческого мозга. Всего лишь год назад здесь сразу бросались в глаза разнообразные летописи СВО в разделе «Любовь к Родине». Теперь, обойдя стенд несколько раз, корреспондент никакой особо кровожадной любви к Родине не обнаружил, зато обнаружил рубрики «Наедине с собой» (в такой компании предлагается читать Аристотеля, Платона и Карла Маркса) и «Фантастические миры». А где же нашлись наконец Маргарита Симоньян с Захаром Прилепиным? В разделе «Сюжеты современности», но почему-то в компании все той же мистики и хоррора – так, фоном книгам Прилепина стали «Убыр» Шамиля Идиаттулина, «Саспыга» Карины Шаинян и «Страшные истории на Рождество». Трудно спорить, что все это вместе органично смотрится среди сюжетов современности, и только в мозг, испорченный чтением вредной литературы нон-фикшн может закрасться подозрение, что и тут не обошлось без эзопова языка…

Ким Пряжечко / SOTA
Ким Пряжечко / SOTA