В канун Рождества по новому стилю российские христиане разных конфессий, не поддерживающие войну на Украине, подготовили совместную декларацию миротворцев. Текст декларации составляли православные священники, протестантские пасторы и миряне, авторы вынужденно сохраняют анонимность (мы уже рассказывали, почему представителям российского духовенства сложно открыто выступать против войны). Видеообращение с основными тезисами декларации записали солидарные с авторами христиане, находящиеся в эмиграции.
Декларация содержит осуждение военных действий России на Украине с богословских позиций и призыв к христианам, разделяющим миротворческие взгляды, молиться о прекращении военных действий, по возможности выступать против войны, оказывать ненасильственное сопротивление мобилизации и помогать украинским беженцам. По словам составителей текста, им хотелось напомнить живущим в России верующим, что война в Украине касается каждого и нельзя игнорировать, происходящее, и тем более – оправдывать его с христианских позиций.
Авторы декларации рассказали SOTA о том, почему решили подготовить антивоенный манифест, и в чем видят цель этой акции:
Кто авторы декларации?
- Над текстом работали православные и протестанты, живущие в России. Черновой вариант мы показывали теологам, пасторам и священникам, простым верующим, так что около 30 человек так или иначе внесли свою лепту в создание текста.
Если декларация межконфессиональная, почему упоминаются только православные и протестанты, но не говорится о католиках?
- Мы позиционируем нашу декларацию не как конфессиональную (заявление православных или лютеран), а как заявление христиан, независимо от конфессиональной принадлежности. Пока мы не успели найти выход на католиков, разделяющих наши взгляды, но в том, что среди соавторов нет католиков, наша недоработка. На следующих этапах работы проекта мы обязательно её исправим и пригласим католиков с нами сотрудничать.
С какой целью вы решили подготовить этот текст?
- С лета 2022 года мы стали собираться небольшой группой единомышленников. Встречи посвящали чтению богословских текстов, написанных немецкими христианами в 30-е годы XX века. Вопросы, занимавшие христиан тогда, коррелировали с вопросами, которые возникли перед нами: Какими должны быть отношения между Церковью и государством? На чём может быть основан христианский пацифизм? При каких условиях христианин может взять в руки оружие? Опора на эти тексты позволяла нам не просто обсуждать, как всё плохо, но обращать внимание на конкретные проблемы и вопросы.
Так, в Барменской богословской декларации, составленной известным протестантским теологом Карлом Бартом, христиане Германии осуждали вмешательство государства в дела Церкви и попытки национал-социалистов превратить немецкую церковь в инструмент пропаганды. Несогласные с такой государственной политикой чуть позже объявили о выходе из рейх-церкви и создании независимой «Исповедующей церкви».
Когда мы обсуждали этот документ, нам пришла мысль составить собственную декларацию. Основной мотивацией изначально было не столько заявить о себе миру, сколько для самих себя сформулировать нашу позицию. Каждый из нас знал, что он против войны. Но почему? Считаем ли мы, что воевать нельзя в принципе ни при каких обстоятельствах? А если при каких-то условиях всё-таки можно, то почему нынешняя война в эти условия не вписывается? Нам хотелось осмыслить эти вопросы и мотивировать других христиан в России этим вопросами задаться.
Кроме того, нам очень хотелось ответить официальным церковным (да и политическим) спикерам, которые всеми силами пытаются показать, что война с Украиной – «священная война», чуть ли не аскетический подвиг; что солдаты автоматически попадают в рай, что мы – армия света, борющаяся против армии тьмы, и т.д., и т.п. В большей части открытых писем, резолюций и деклараций, которые уже были на тот момент опубликованы, почти отсутствовала богословская аргументация. Авторы просто осуждали войну (что, разумеется, уже очень важно), но не обосновывали свою позицию и не пытались опровергнуть тезисы христиан, выступающих за войну. Этот недостаток нам и хотелось восполнить.
В «богословской части» декларации мы попытались систематично изложить наши тезисы, а также кратко ответить на основные возражения, которые мы регулярно слышим от сторонников войны. Получилось 6 разделов, два основных посвящены взаимоотношениям между Церковью и государством, отношению к войне вообще и к вторжению в Украину в частности. Текст большой, поэтому мы выделили основные тезисы и записали их на видео для тех, кто захочет быстро ознакомиться с нашими идеями.
Видеозапись мы рассматриваем как политическое высказывание, обращённое, главным образом, к тем христианам, кто сомневается, кто считает, что война в Украине не касается его напрямую и не затрагивает его христианскую совесть, кто предпочитает просто об этом не думать, стараясь жить «как обычно». Нам хотелось, чтобы такие люди ощутили, что сегодня граждане России не могут жить так, как будто бы ничего не происходит, как будто бы война в Украине их не касается.
В то же время мы постарались сформулировать наши тезисы так, чтобы они не выглядели как призывы к безрассудным действиям. Даже сейчас у граждан России всё ещё остаётся множество способов бороться против войны и выражать солидарность с украинцами, не рискуя понапрасну. Например, разговаривать с родственниками и друзьями или оказывать гуманитарную помощь украинским беженцам.
Богословское приложение к декларации мы позиционируем как приглашение к диалогу. Этот текст – всего лишь один из первых шагов на долгом пути богословского осмысления этой войны и всего, что её сопровождает. Мы приглашаем всех христиан поучаствовать в его доработке.
В каком виде вы планируете продолжать доработку текста (учитывая сохранение анонимности составителей)?
- Текст декларации опубликован на сайте, там же есть почта для отзывов, комментариев и предложений. Обстоятельные, серьёзные, большие отзывы и ответы на них мы будем публиковать на сайте в специальном разделе. Также мы запускаем ТГ-канал, где будем публиковать декларацию по частям, чтобы для каждого отдельного тезиса появилась своя ветка обсуждений-комментариев. Таким образом, каждый желающий может поучаствовать в доработке текста, предложить свою формулировку или уточнение.
Вы упомянули о выходе протестантов из немецкой евангелической церкви в Третьем Рейхе и о создании альтернативной структуры. Возможен ли похожий способ действий для современных российских христиан? Ведь помимо личных убеждений есть также и позиция высшей церковной иерархии, и не противоречит ли заявлениям декларации участие в жизни церкви как института, управляемого провоенно настроенными людьми?
- Надо понимать, что в протестантизме и в православии разные представления о единстве Церкви: православному важно быть в каноническом общении с епископом (что не значит согласия с ним по вопросам, не относящимся к вероучению), а протестанты в этом отношении свободны создавать новые общины, никак не связанные с другими. Проблема несоответствия наших взглядов позиции церковной администрации касается не всех христиан России. Папа Римский довольно ясно выразили свою позицию, а епископы этой церкви в России воздерживаются от лоялистских высказываний. Среди протестантов ситуация разная: лидеры одних деноминаций ясно выразили свою антивоенную позицию, лидеры других – провоенные. У многих протестантов каждая община административно самостоятельна, а если пастор провоенный – можно просто перейти в другую общину. В большей степени вопрос касается православных, ведь РПЦ имеет гораздо более вертикальную структуру. Каждый православный сегодня принимает решение сам. Кто-то выбирает общину, предстоятель которой против войны, - и для него этого достаточно. Упоминание патриарха на литургии он воспринимает как декларацию связи, но не лояльности и не согласия. Кто-то перестаёт ходить в православные храмы и ищет альтернативы. Кто-то не меняет ни храм, ни конфессию, но лично не участвует в том, что может трактоваться как акты поддержки войны (например, не молится о победе российской армии). В декларации мы этот вопрос не затрагивали, потому что он не межконфессиональный и не связан напрямую с осуждением или оправданием войны. Но, возможно, в процессе работы над богословской частью и такой параграф в нашем тексте появится.