Прошедший в среду Синод РПЦ принес много неожиданностей, оставивших в недоумении тех, кто интересуется церковной политикой. Царский духовник едет в теплый Крым, а правая рука патриарха – в холодную Сибирь. Попробуем объяснить, что все это значит.
Новая правая рука
Вопреки всеобщему вниманию к фигуре митрополита Тихона Шевкунова, его перевод в Крым – не самое важное и не самое неожиданное кадровое решение. На жизни РПЦ в целом гораздо больше отразится другое – смена управляющего делами Московской патриархии (т.е. центрального аппарата – высшего церковного управления). Эта должность в РПЦ по своему функционалу напоминает руководителя АП в российском государстве. Несмотря на низкий канонический статус одного из епископов-помощников (викариев) патриарха, административно именно управляющий делами занимается всей церковной «внутренней политикой»: кадровыми вопросами, работой центрального аппарата (соборов, Синода, координацией деятельности епархий, внутренними расследованиями и много чем еще). Конечно, с поправкой на авторитарный характер управления в РПЦ, где высшая власть часто косплеит высшую государственную и принимает единоличные решения.
Собственно, именно эта поправка на «высшую волю начальства» и сыграла свою роль в масштабной рокировке. Занимавший должность управляющего с 2019 года митрополит Дионисий Порубай был отправлен в среду решением Синода в Омск, на смену 83-летнему митрополиту Владимиру Икиму, ушедшему на пенсию.
Безусловно, это опала и даже сибирская ссылка.
Во-первых, самого Дионисия, по должности являвшегося до вечера среды секретарем Синода, не было на этом заседании. Такое бывало и раньше с иерархами, впавшими в немилость. 7 июня 2022 года точно так же при собственном отстранении ото всех должностей не присутствовал митрополит Иларион Алфеев. Эти истории обычно порождают версии про «недопуск на заседание охранниками из ФСО». Но, кажется, между фразами «Вас нет в списках» и «Вы завтра не приходите, я принял решение отстранить вас от должности» – не такая уж большая разница.
Во-вторых, очень доступный и полюбившийся многим за человечное отношение теперь уже бывший управделами – переведен в Сибирь без традиционной «благодарности за понесенные труды», которая за редчайшими случаями фиксируется в постановлениях о переводе. А Дионисия есть, за что благодарить. Он был очень эффективным по меркам РПЦ управленцем: при нем завершились стремительные хиротонии епископов с сомнительной репутацией и слухи о связанной с этим коррупции, при нём были отстранены от должностей и отправлены в запрет три скандальных епископа, в том числе легендарный Игнатий «Анаксиос» (во время рукоположения в иеромонахи студенты Игнатия устроили ему обструкцию, объявив его недостойным этого сана). Московскому духовенству Дионисий запомнился доступностью и готовностью лично заниматься проблемами священников, а не отдавать всё на откуп налаженным схемам и бюрократической логике.
В-третьих, епархия после 83-летнего главы – это всегда очень проблемная епархия.
Почему так произошло?
В сети с начала недели циркулировали слухи о смене Дионисия на Кубанского митрополита Григория – 48-летнего, ничем особенно не примечательного архиерея. Его путь после получения образования в Сергиевом Посаде – помощник управляющего Пермской епархией, затем заместитель на новой должности главы общецерковного отдела по тюремному служению, недолгая работа в Административном секретариате Патриарха, а после постепенное восхождение по карьерной лестнице: епископ Троицкий, митрополит Челябинский, митрополит Кубанский. Теперь Григорий – новая правая рука патриарха. Но вряд ли надолго.
Отдельные телеграм-каналы приписывают этот взлёт хорошим отношениям церковного чиновника с архимандритом Алексеем Туриковым – личным секретарем Кирилла. Насколько это правда – судить сложно. Туриков много с кем общается и долгое время производил впечатление человека без больших амбиций. Впрочем, влияние секретаря престарелого патриарха на кадровые решения – не новая для РПЦ история. Можно вспомнить хотя бы Алексия I и его секретаря Даниила Остапова в 1950-60-е годы. Впрочем, и безо всяких секретарей немилость государева случается, даже если государь не государь, а «великий господин и отец». Кстати, Григорий, кроме прочего, станет вместо Дионисия наместником Новоспасского монастыря, к которому приписан Туриков.
Куда менее яркое кадровое решение – избрание новым викарием патриарха главы ФХУ (Финансово-хозяйственного управления) РПЦ 37-летнего архимандрита Никандра Пилишина. В отличие от Григория, запомнившегося чествованием «бойцов СВО» и даже крестным ходом в поддержку войны, Никандр – простой церковный бюрократ-работяга как раз в стиле Дионисия. Минимум публичных заявлений, минимум самолюбования, просто работа с документами и выполнение рабочих задач. Вопреки намекам Андрея Кураева про «голубчика», Никандр «в связях, порочащих его», не замечен.
В Африку летит Островский (но не блогер)
И, наконец, самое странное решение. Вместо внезапно впавшего в немилость экзарха Леонида Горбачева руководить РПЦ в Африке (что это такое – мы недавно рассказывали) направлен епископ Константин Островский. Нет, не однофамилец, а родной брат известного блогера священника Павла Островского (того самого, который говорит с подростками о насилии и давал интервью Собчак).
Константин долгие годы руководил семинарией в Коломне (одной из крупнейших в РПЦ) и считался человеком из команды престарелого митрополита Ювеналия – бывшего уже главы подмосковной епархии РПЦ. Хороший администратор и ректор, отлично понимающий и студентов, и прихожан, он больше года после отставки Ювеналия находился «на запасных путях» и теперь вдруг оказался брошен на совершенно чужое для себя направление. Стратегическое для РПЦ, но совершенно для него не подходящее. Что это – проверка на лояльность линии партии или попытка притормозить «африканский проект» руками незамазанного в скандалах и не связанного не только с Пригожиным, но и вообще с военными и внешнеполитическими делами Константина – покажет время. Словоохотливый телеграмер Леонид тем временем остался лишь «временно управляющим Ереванской епархией».
А что же Тихон Шевкунов?
С ним как раз всё очень прозрачно. Сегодня ты показываешь Путину свой проект в Севастополе, а завтра уже едешь туда управлять епархией. Режиссер и митрополит не то что найдёт чем заняться в Крыму – он уже давно нашел и занимается там исторической политикой в разных формах. Ведь для него Крым – не «новая территория» и не «туристический центр у моря», а точка, через которую Второй Рим перетекает в Третий. И если для внешнего взгляда он митрополит Симферопольский, то для себя самого – глава древней кафедры Херсонеса Таврического, города где крестился Киевский князь Владимир.
Неожиданной фигурой стал Арсений Перевалов, сменивший Тихона в Пскове. Совершенно чуждый шевкуновскому наследию и вообще имеющий репутацию «церковного либерала», Арсений долгие годы был викарием престарелого митрополита Льва Церпицкого в Новгороде. Теперь давний друг юности патриарха Кирилла останется без помощника, а сам Арсений столкнется с противостоянием консервативного наследия Шевкунова в Пскове. Потому что перевезти всю епархию в Крым не получится. Хотя многие бы, наверное, хотели.