26 сентября на официальном сайте РПЦ было опубликовано письмо Патриарха Кирилла главе Эфиопской церкви Абуне Матфию. В лаконичном, из четырёх коротких абзацев, послании, выражается сочувствие и поддержка епископам, священникам и мирянам, страдающим от церковного кризиса в Эфиопии.
И тут у читателя возникает мысль: а что это за кризис? Где новости на крупных ресурсах (или хотя бы на той же патриархии.ру)? Где захваты храмов, драки, суды, полицейское насилие и другие практики, обычно сопутствующие церковным разделениям? Письмо московского патриарха оказывается будто бы висящим в воздухе. Но только на первый взгляд.
Дело в том, что в России в целом очень мало знают об Эфиопии и ещё меньше – о религиозной жизни этой страны. Если старшее поколение ещё помнит толпы эфиопских студентов в советских вузах и соседей, ездивших в командировки в далёкую африканскую страну в эпоху режима Менгисту Хайле Мариама, то сегодняшняя молодёжь от силы слушала эфиопскую музыку и, быть может, знает, что именно эфиопская версия христианства повлияла на такое движение, как растафарианство.
Кто такие эфиопские христиане
Подождите, а что же это за эфиопская версия христианства? Разве эфиопы не православные и верят не так, как принято в РПЦ? Как ни странно, патриарх Кирилл беспокоится о расколе в церкви, которая сама находится в расколе с Православием с 451 года. Тогда из-за разницы в интерпретациях соединения божественной и человеческой природ в Иисусе Христе коптский (египетский) патриарх Диоскор был изгнан со вселенского собора в городе Халкидоне и церковь в Африке разделилась на мелькитскую (православную) и коптскую (миафизитскую). Так они и существуют до сих пор в Египте. Одной из провинций Коптской церкви была Аксумская епархия, включавшая в себя всю Эфиопию. Епископ посвящался в Александрии и направлялся в далёкий Аксум, где руководил церковной жизнью. Почти всегда этот епископ (абуна, т.е. отец) был коптом.
Так продолжалось до конца 19 века, когда эфиопские правители взяли курс на самостоятельность в церковных вопросах. Сначала по согласованию с Коптской патриархией было увеличено количество епископов в Эфиопии, в 1951 году главой этой церкви стал эфиоп Абуна Василий, а в 1959 году Эфиопская Православная Теуахэдо Церковь (EOTC) получила полную самостоятельность.
Война всех против всех // Война штатов
Через 15 лет, в 1974 году, военные свергли императора Эфиопии Хайле Селассийе и в стране на долгие годы установилась диктатура Менгисту Хайле Мариама и марсксистско-ленинской Рабочей партии Эфиопии.
Почти всё время диктатуры Мариама не утихали гражданские конфликты, питаемые в первую очередь «национальным вопросом». Правительство вело боевые действия против повстанцев в Эритрее, Тыграе и некоторых других регионах. После падения коммунистического режима и окончательной потери Эритреи ситуация стабилизировалась лишь отчасти. В 2020-2022 годах состоялась война между центром и регионом Тыграй. Продолжается конфликт между федеральными войсками и Фронтом освобождения Оромо.
Национальный вопрос
Вооруженную борьбу представителей народа оромо трудно назвать сепаратистским движением (как обстояло дело в Эритрее и Тыграе), поскольку именно на территории Оромии расположена федеральная столица – город Аддис-Абеба. Скорее, дело в том, что проект формирования единой эфиопской гражданской нации реализовывался на протяжении XX века на основании амхарской этнической идентичности, а множество других этнических групп, в т.ч. оромо, столкнулись с запретами своего языка и культуры, а также с экономической эксплуатацией со стороны элит, в которых были представлены по преимуществу амхара.
Сейчас конституция страны утверждает этнический федерализм. Во внутренних паспортах есть «пятый пункт». Этничность определяет некоторые права и привязывает их к штатам, которые представляют собой (во всяком случае, пытаются) национальные квазигосударства. Такая политика нравится не всем. Для одних она выглядит как «навязывание этничности», не согласующееся с самоощущением. Для сельского населения, которого в стране около 70%, может быть куда более актуальным отождествление с более мелкой группой (племенем/родом), а жители больших городов со смешанным населением видят в педалировании национального вопроса лишь препятствие для экономической стабильности. Есть, конечно, и те, для кого вся история страны – история угнетения их предков. Например, для национальных активистов оромо из молодёжного движения Qeerroo, связанного с Фронтом освобождения Оромии. Активисты оромо есть не только в Эфиопии, но и в эмиграции в США и Австралии.
Есть и ещё одно важное обстоятельство. Конституция Эфиопии 1995 года признаёт одновременно право народов Эфиопии на самоопределение вплоть до сецессии (ст. 39) и полномочия парламента санкционировать операцию федеральных сил в любом штате для восстановления конституционного порядка (ст. 62). Это приводит к, мягко говоря, разной интерпретации конституционных норм в случае конфликтов.
Национальные движения влияют и на церковную политику. Вопрос обострился зимой 2023 года, когда трое епископов создали «Синод Оромии» – альтернативное церковное правительство. Попытки создать оромийскую национальную альтернативу Эфиопской церкви предпринимались и ранее в виде Ортодоксального движения народа Оромо. В этот раз демарш епископов привёл к столкновениям между последователями EOTC, сторонниками нового Синода Оромии и полицией, всплеску насилия и человеческим жертвам. Эскалация достигла такого уровня, что федеральное правительство заблокировало все популярные соцсети по всей стране на несколько месяцев.
Претензия к Эфиопской церкви со стороны оромийских националистов проста: на протяжении столетий церковная культура создавалась на геезе и позднее – на родственном ему амхарском языке. Вследствие этого для представителей народа амхара и для тиграев участие в жизни церкви оказывалось куда более простым путём, чем для оромо, язык которых не семитский, а кушитский, и очень сильно отличается и от богослужебного гееза, и от языка проповеди – амхарского. Следствием этого становится редкое совершение богослужения на языке оромо. Попытка утвердить свою оромийскую идентичность через ношение национальной одежды на богослужении также вызывает недовольство товарищей по приходу, которые напоминают собратьям, что служба это не политическая демонстрация.
Вроде бы ничего необычного. Движения за церковную самостоятельность сопровождали многие политические процессы в Европе 19-20 вв. Да и сама Эфиопская церковь была вынуждена после победы эритрейских повстанцев признать Эритрейскую церковь как самостоятельную. Благо в обеих воюющих странах к тому моменту победили противники Менгисту Хайле Мариама, и общие точки для такой договорённости у них были. Впрочем, поскольку в независимой Эритрее с момента образования в 1993 году действует диктатура Исайяса Эфеверки, у них внутри всё тоже очень сложно.
Зимнее обострение церковного конфликта закончилось соглашением с церковными властями в Аддис-Абебе. Три епископа, составлявшие самопровозглашенной Синод Оромо, были приняты обратно в общение, церковный центр принял меры по расширению богослужения и проповеди на языке оромо. В середине июля Абуна Матфий посвятил для региона девять новых епископов, которым предстоит реализовывать обновлённую церковную языковую политику в Оромо. Учитывая, что в сети регулярно появляются новости о мотивированном национальной враждой насилии оромо против амхара и амхара против оромо, в том числе связанным с сексуальным насилием, надежды на долговременную стабилизацию остаются достаточно слабыми.
Не успел успокоиться конфликт в Оромо – вновь полыхнуло в Тыграе.
Несмотря на близость языка и представленность тигринья в епископате EOTC (её глава Абуна Матфий сам принадлежит к этой группе), отношения жителей региона с федеральным центром омрачены жестокой Тыграйской войной 2020-2022 годов. EOTC тогда поддержала федеральные войска и не предприняла достаточных попыток для предотвращения насилия. Одним из наиболее важных эпизодов Тыграйской войны стала Аксумская резня 28-29 ноября 2020 года в древней столице Эфиопии, когда несколько сотен (по разным данным, от 345 до 800 человек) были убиты эритрейскими союзниками федеральных сил. Значительную часть убитых составили гражданские, находившиеся в Церкви Марии Сионской – историческом главном соборе Эфиопской Церкви.
В мае 2021 года представители тиграйского духовенства объявили об автокефалии. Только в феврале 2023 года руководство EOTC запросило переговоры о примирении с мятежными епископами, однако делегация в Аксум не добилась результатов. В июне 2023 Синод EOTC принёс извинения тиграйскому народу, которые показались другой стороне конфликта недостаточными. В июле аксумские церковные власти избрали девять новых епископов, а в начале августа синод в Аддис-Абебе объявил об отлучении и избравших, и избранных. Ситуация продолжает быть сложной, а диалог не продвигается, несмотря на то, что расстояние между федеральной столицей и Аксумом меньше, чем между Москвой и Петербургом.
При чём тут Россия и РПЦ
Может возникнуть вопрос: чем вызвано столь пристальное внимание РПЦ к религиозным конфликтам на Африканском Роге? Патриарх Кирилл регулярно выпускает заявления в связи с эфиопскими событиями
6 ноября 2020 и 12 марта 2021 это были соболезнования в связи с насилием над священниками EOTC, в феврале 2023 – аналогичное сделанному во вторник послание со словами поддержки Абуне Матфию во время оромийского противостояния.
Причин тут несколько.
Мягкая сила и российское присутствие
Последнее послание было приурочено не к обострению отношений между Аддис-Абебой и тыграйскими епископами, а к Дням духовной культуры России в Эфиопии, приуроченным к отмечающемуся в этом году 125-летию установления российско-эфиопских дипломатических отношений и очень почитаемому в Эфиопии празднику Воздвижения Креста Господня.
Кроме культурного присутствия, Россия сегодня наращивает в Эфиопии экономическое. Это и планируемая атомная электростанция, и завод «Лада», и многие другие проекты. Особняком стоит взаимная поддержка властей России и Эфиопии в международной политике. Сергей Лавров неоднократно заявлял о поддержке федерального правительства страны в борьбе против мятежных штатов. Даже в глухие советские годы сотрудничество с довольно религиозной Эфиопией имело церковный аспект. Так, в 1959 году император Хайле Селласие встречался в Москве с патриархом Алексием I, после чего в российских семинариях стали проходить обучение эфиопские юноши.
В новейшее время интенсификация отношений двух стран также сразу шла и по церковной линии. В 2018 году состоялся визит Абуны Матфия на торжества по случаю первого авиарейса Москва - Аддис-Абеба. Сразу после этого, с 2019 года, начала действовать двусторонняя комиссия по диалогу между РПЦ и EOTC, что означает высокий уровень контактов между церквями. В рамках работы комиссии проходили не только церковно-дипломатические мероприятия. Например, в 2019 году состоялся визит делегации российских СМИ в Эфиопию. Были представлены телеканалы «Спас» и «Царьград», журнал «Фома», киностудия «Неофит» и как-то попавшая в эту компанию «Россия сегодня». Во время вспышек насилия патриарх регулярно направлял соболезнования эфиопской стороне (6 ноября 2020 и 12 марта 2021). После создания Синода Оромии в феврале 2023 года Патриарх Кирилл направил эфиопскому предстоятелю похожее на недавнее послание с осуждением раскола. Не только для EOTC, но и для эфиопского правительства такая поддержка играет чрезвычайно важную роль, поскольку общая эфиопская церковь является (или являлась до недавнего времени) главной скрепой федерации, объединяющей все штаты, весьма различные по языку и культуре. Кроме того, заявления иерархов РПЦ делают позицию Эфиопской церкви видимой в «большом» интернете, где РПЦ представлена в сотни раз лучше, чем EOTC.
Для самой же РПЦ Африка – это возможность сохранять международное присутствие вопреки «блокаде с запада», в которую она попала из-за поддержки войны в Украине. Тут, однако, стоит учитывать внутриафриканские церковно-политические расклады и то, кто является главным оппонентом РПЦ в украинском вопросе. Этот противник – Константинополь в лице патриарха Варфоломея и греческий православный мир. В Африке греческое православие представлено Александрийским патриархатом – тем самым, разделение с которым произошло в 451 году.
Новые партнёры – миафизиты-копты и эфиопы – имеют с РПЦ общего врага на Африканском континенте – греческое православие. Дополнительную остроту это противостояние приобретает в связи с западной ориентацией греческих иерархов в «культурных войнах».
Жесткий экзарх Леонид
Конфессиональные различия не мешают союзническим отношениям с миафизитами, ведь РПЦ присутствует в Африке и сама по себе – в виде Патриаршего экзархата Африки. Эта институция была учреждена в декабре 2021 года в рамках всеправославной «игры престолов». После признания ПЦУ (Православной церкви Украины) недавним другом Москвы Феодором II РПЦ в декабре 2019 года разорвала общение с Александрийским патриаршим престолом. Вскоре после этого стали появляться сообщения о заявках на переход в РПЦ африканских православных священников, несогласных с политикой своего патриарха. В декабре 2021 года именно эти 102 африканских клирика стали основой «российской» православной юрисдикции в Африке. Руководит экзархатом эксцентричный митрополит Клинский Леонид Горбачёв. Если отношения с коптами и эфиопами у РПЦ действительно можно охарактеризовать как «мягкую силу», то Леонид и его экзархат выглядят максимально жёстко. Иерарх ведёт телеграм-канал, в котором высказывается резко и очень z-патриотично. Когда в разгар «горячей фазы» конфликта с Александрией после «российского церковного вторжения» Синод РПЦ выпустил заявление в примирительном тоне («решение не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту…»), Леонид в своём канале написал, что «при любом стечении обстоятельств Русская Православная Церковь с Африканского континента уже не уйдет» и советовал грекоязычным епископам учить русский. Александрийский синод провёл заочный суд над Леонидом и лишил его сана, что РПЦ, разумеется, не признала. Язык митрополита Клинского очень похож на язык государственных спикеров. Он строит «абсолютно новую мощную структуру континентального масштаба», говорит о «христианском и политическом треке» и называет Коптскую церковь «ключевым партнёром». Кажется, до хрюкающих подсвинков ещё не доходило, но то ли ещё будет.
Мягкий иеромонах Стефан
Есть, однако, у РПЦ и другие действующие лица. За коптское и эфиопское направления в церковной дипломатии отвечает иеромонах Стефан Игумнов – молодой образованный священник, обратившийся к африканской теме, когда это ещё не было мейнстримом российской внешней политики. Успехи РПЦ на континенте сегодня во многом опираются на те связи, которые наработал Игумнов. Он не ведёт каналов, не делает резких заявлений, но присутствует абсолютно везде, в том числе на концерте хора Московской духовной академии в Аддис-Абебе 24 сентября в рамках тех самых Дней духовной культуры России в Эфиопии, к которым было приурочено патриаршее послание поддержки Абуне Матфию.
В результате, когда привычные отношения с католиками и большинством протестантов стали для иерархов РПЦ почти недоступными, Стефан остался на коне, а его «персональное» направление – лидирующем в церковной внешней политике.
Долой прагматику
Конечно, прагматический уровень отношений РПЦ с эфиопскими коллегами – только один из множества. Вопросы национализма, институционального единства церкви, взаимодействия с государственной властью – все они стали общими для РПЦ и Эфиопии.
Сложно не посочувствовать собрату по патриаршему служению, которого обвиняют в поддержке войны с мятежной провинцией, особенно если в этой провинции расположен духовный и исторический центр. Такой как, например… нет, не Киев. Аксум.