О том, как современная культура должна поддерживать войну с Украиной, говорили 23 июля участники презентации книги «Нет уз святее товарищества». Это уже второй сборник рассказов и стихов участников СВО, изданный фондом «Защитники Отечества» и командой Захара Прилепина. Полистать сам сборник собравшимся в зале Славы Музея Победы на Поклонной горе, пока не удалось – в широком доступе книга появится позже. Зато выпуск книги стал поводом поговорить о том, как важно перевести культуру на военные рельсы.
Впрочем, открывшая мероприятие заместитель министра обороны РФ Анна Цивилева вполне позитивно описала продвижения войны в массы: по ее словам, судьба первого сборника поэзии и прозы участников СВО «Жизнь за други своя» оказалась очень интересной – он распространился по всем субьектам, попал в библиотеки, стал материалом для проведения уроков мужества, добрался и до театральной сцены, не оставив никого из зрителей равнодушными…
Но светлую картину несколько испортил выступавший следующим Захар Прилепин. Он, хоть и начал с того, что «конечно же, нас ожидает неизбежная победа», к которой мы будем двигаться по всем фронтам и в тылу, но все же добавил «несколько грустных слов». Недавно он увидел «самый модный молодежный сайт, где молодые люди рассказывают друг другу, какие книги они читают», но не обнаружил среди тысячи рассказов ни одного упоминания русского военного писателя, кроме разве что Льва Толстого. «Лидирует там Оруэлл, «1984», есть такая антиутопия, считается, что она посвящена России, не то будущей, не то нынешней, не то прошлой, сталинско-советской, что на самом деле ерунда: если перечитать этот текст, он больше похож на современный Запад», – просветил слушателей Прилепин. Кроме необъяснимого интереса к Оруэллу молодежь также читает Рэя Брэдбери, а самая популярная русская книга – «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. То есть «молодые люди, увлеченные литературой России, живут вне войны», – ужаснулся Прилепин. – «Герои войны их не интересуют!», и надо отдавать себе в этом отчет, а не самим себя обманывать.
На пресс-подходе после мероприятия Прилепин снова вернулся к мучающей его теме, уточнив список предпочтений современной молодежи: Оруэлл, Брэдбери и Стивен Кинг. Писатель выразил желание собрать этих детей в одном месте и объяснить, что они живут не внутри романов Оруэлла или Кинга, а внутри книги «Батальоны просят огня».
Впрочем, ситуация, несомненно, должна улучшиться за счет активной тыловой деятельности фондов «Защитники Отечества», «Традиция» и фонда Захара Прилепина, каталог с результатами которой также был представлен на презентации: уже упомянутые книги, а также несколько спектаклей, выставок и художественных циклов. Включенную в этот альбом выставку «С нами Бог!» можно было увидеть здесь же, перед залом Славы: бюсты и скульптуры участников СВО, созданные доцентом МАРХИ скульптором Еленой Брусенцовой. «Выставка выражает позицию МАРХИ по поддержке СВО, как архитектурно-строительной, так и художественной», – пояснил каталог, заинтриговав наличием у СВО не только художественной, но даже и архитектурно-строительной позиции.
Прилепин сообщил, что один из рассказов нового сборника уже отправлен знаменитому режиссеру Андрею Кончаловскому, и в ответ получены три смс с заверениями, что текст прекрасен. Планирует ли живущий в Италии режиссер экранизировать произведение, осталось, тем не менее, неизвестным.
После такого драматичного спича о современной молодежи выступления других участников презентации смотрелись блекловато. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов посетовал, что постперестроечные десятилетия почти стерли многовековую культурную традицию жертвовать жизнью за Родину, которая только сейчас восстанавливается, и заверил, что жители его края организованно пришли на пункты мобилизации, не пытаясь никуда сбежать, но вот писать рассказы о войне пока не очень умеют – немногословны. Но обязательно надо это делать, чтобы заново сформировать систему «свой – чужой», которая даст нам силы. Замгубернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев отчитался, что в его области успешно переворачивают ситуацию в рамках патриотизации культуры, ведь сейчас, когда против нашей страны ведется три войны (СВО, санкционная и информационная), наш долг в тылу – противостоять информационной войне, перезагружая культурную среду.
Автор одного из включенных в сборник рассказов, участник войны Даниил Федорович (похваставшись предварительно поддержкой жены, которая, несмотря на наличие у него троих детей, одобрила его решение стать контрактником) предположил, что «молодое поколение как пластилин», и, если лепить молодежь с помощью примеров героев сборника, все будет хорошо. Другой автор сборника, Юлиан Красавин, по специальности учитель истории, попросил организаторов провести курсы и семинары для начинающих авторов, чтобы и дальше прославлять героев СВО на высоком художественном уровне.
Разговор о литературных вкусах современной молодежи поддержал и певец Джанго: он предположил, что, читая Оруэлла и Брэдбери, молодежь бежит от правды и реальности. Правда, идей, как вернуть в реальность молодых людей, которым антиутопии кажутся более привлекательными, певец не предложил. Возможно, ответом должны были стать исполненные им песни, посвященные самым что ни на есть реальным военным действиям. Особенно в этом смысле важной показалась написанная в прошлом году «чуть-чуть забегая вперед» песня про бойцов СВО, которые возвращаются домой с победой.
Поддержал музыкальную часть презентации монах Киприан, который в прошлом был известен как герой войны в Афганистане, а также как исполнитель бардовских песен военной тематики, а теперь, уже в новом духовном качестве, – как активный сторонник СВО, вдохновляющий солдат на фронте и в госпиталях. Монах порадовался, что участники встречи создают «патриотический тренд, популяризирующий наши традиционно-духовные ценности», пригрозил созданием нового проекта «Баллады специальной военной операции», и в конце концов спел одну из своих старых песен.
Завершилась встреча исполнением «Холодной весны» Джанго, сообщившего, что мы «опять идем к весне 1945 года», вновь воюя «за жизнь, за мир с абсолютным злом». Остается только надеяться, что эти перспективы каким-то образом сумеют сделаться для современной молодежи более реалистичными и привлекательными, чем миры «1984» и «451 градуса по Фаренгейту».