В сентябре 2018 года рэпер Lil Pump ненадолго сел в тюрьму аккурат перед выходом нового альбома. Перед выходом своей книги Дмитрий Рогозин получил осколочное ранение задницы. Мы разные.
В январе 2023 года в российских книжных магазинах появилось произведение «На западном фронте. Бес перемен». Бывший глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин решил написать своеобразную книгу. Это и эссе об истории России (в основном новейшей), и автобиография, и политическая пропаганда. Получилась адская смесь, в которой самолюбование сопровождается рассказами про войну в Югославии и терактом в Беслане, а заочная беседа с Достоевским тесно связана с СВО.
Странная структура
В прологе Рогозин объясняет, что хочет рассказать историю России и европейских конфликтов за последние 30 лет, опираясь на собственные воспоминания. Почему? Да потому, что Рогозин всегда был в центре событий. По ходу книги он объясняет, что без него вообще ничего не происходило.
Порой кажется, что у книги не было редактора, потому что Рогозин скачет с темы на тему. Только что рассказывал про учёбу — и вдруг перешел к родственнику. Читать «Беса» — то же самое, что зайти в гараж к пьяным мужикам. Только что они обсуждали карбюратор, неожиданно переключились на Югославию, а спустя рюмку — заговорили про культурный код. Неудивительно, что раз в несколько страниц мелькает выражение «но вернёмся в n год».
«На западном фронте. Бес перемен» поделена на 38 глав, не считая пролога. Каждая называется в честь литературных произведений. Получилось плохо — названия не совпадают с содержанием. Рогозин просто бросается названиями книг. А чтобы читатель наверняка понял эти «сложнейшие» отсылки (ведь «Бесы», «По ком звонит колокол», «Собачье сердце», «Преступление и наказание» в тексте ни с чем не ассоциируются), Рогозин в предисловии объясняет, что названия глав взяты не с потолка. Анонсируя выход книги, Рогозин также объяснил, что «На западном фронте. Бес перемен» — тоже отсылка, а не опечатка.
Отношение к читателю как к идиоту прослеживается во всей книге. Некоторые вещи Рогозин объясняет по несколько раз подряд, не хватает только приписки «а теперь для совсем тупых». Например, он говорит о концепции ядерного сдерживания сначала теоретически, затем через аналогии с дракой, а потом и с перестрелкой.
Бесконечное самолюбование
Дмитрий Рогозин не скромничает. За книгу он десять раз спасает Россию и пятьдесят раз всех переигрывает — это не преувеличение. Кажется, за что бы он ни взялся, все у него получится. Во втором классе был гением, в девятом — тоже, после школы выучил кучу языков. По всей видимости, литературные названия глав — это тоже признак высокого интеллекта.
Иногда Рогозин так спешит похвастаться, что забывает про причинно-следственную связь.
Рогозин не скрывает, что ему всегда помогала родословная. Выясняется, что один родственник спасал Москву в 1612 году, другой — защищал территорию современной Украины от поляков в XIX веке. Не говоря уже про офицера Тевтонского ордена из XIV века. «Так что в моём роду были вполне достойные люди, сформировавшие у меня мощную генетическую память», — гордо пишет Рогозин.
Но если родственников трехсотлетней давности верифицировать тяжело, то ближайшие хорошо известны. Рогозин не скрывает, что родился в статусной семье — но и не говорит об этом прямо. Рассказывая про МАИ, Московский авиационный институт, Рогозин отмечает, что его дед и отец — профессора этого вуза. Но тут же заявляет, что он из обычной военной семьи, поэтому ему было тяжело среди детей элиты. Рассказывая о заваленных экзаменах в МГУ, Рогозин иронизирует над кумовством.
«Что значит раскрыть тему, знали только те, кто имел монопольное право зачислять на учебу детей «белой кости». Сын советского военнослужащего в эту элитную когорту, очевидно, не входил» Дмитрий Рогозин
Цитата из книги «На Западном фронте. Бес перемен»
Вроде бы Рогозин пожаловался, но тут же выдаёт: «Отец помог мне устроиться на работу, которая бы не отнимала слишком много времени от учебы. Это был редакционно-издательский отдел Института атомной энергии имени И.В. Курчатова». Неплохо для студента-первокурсника.
Позже «простота» Рогозина ещё не раз ему помешает. Он рассказывает, как в 1986 году должен был стать сотрудником КГБ, но перед смертью Андропов в рамках борьбы с кумовством запретил брать в разведку детей и зятьев действующих работников. А у Рогозина там уже работал тесть, полковник.
Абсолютно любое мировое событие перекликается с Рогозиным. Но если он находился далеко от важных процессов, то всё равно находит способ связать их с собой. Даже если речь идёт о вторжении России в Грузию, когда сам Рогозин был в отпуске.
Ну а в конце книги начинаются фотографии.
Почти все они — с представителями российской политической элиты. Правда, не очень понятно, какой вес словам придают снимки с Путиным, сделанные на протокольных встречах.
Как Рогозин видит мир
Пересказывая историю России, которую Рогозин видел (и творил, конечно же), он постоянно скатывается в сравнения родины с Западом, а также рассказах о долгом противостоянии. Развал СССР, война в Чечне — за всем стоит Запад. А в хронологии из начала книги сообщается, что в августе 2000 года случилась гибель подводной лодки «Курск», и уточняется, что «по некоторым версиям — в результате столкновения с иностранной подлодкой». По официальной версии, подлодка затонула после детонации торпеды на борту.
При этом Рогозин утверждает, что война между Россией и Европой невозможна. Ведь «между европейскими государствами нет существенных идеологических и политических противоречий», «европейский обыватель воевать принципиально не хочет» и «войну в современных европейских условиях представить вообще невозможно».
Но через полстраницы Рогозин срывается на зачинщиков войны. А это «бывшие леваки в рваных джинсах, деградировавшие во вполне респектабельных европейских империалистов» (в их число включена «коррумпированная геронтократия демпартии США»), плюс «экстремистские организации, возникшие на почве этнического, религиозного или политического радикализма и ненависти».
Один раз Рогозин даже ссылается на Адольфа Гитлера, называя его «ненавистный всем фюрер», а после вопрошает: «Но разве нет среди сегодняшних американских и европейских политиков тех, кто думает так же?». К слову, цитирует он рассуждения о завоеванных территориях.
Иногда Рогозин удивляет. Объясняя разницу между русскими людьми и британцами, Рогозин сравнивает советского Шерлока Холмса Игоря Ливанова и Бенедикта Камбербэтча. Мол, у Ливанова сыщик – чудак, а у англичанина — высокофункциональный социопат. А потому «наше представление о себе совершенно точно не совпадает с представлением о нас в мире, равно как и наше представление об англичанах, французах, немцах совершенно не похоже на то, что они сами о себе думают». А чтобы показать, что американцы – идиоты, которым плевать на историю, Рогозин пересказывает сюжет фильма «Бесславные ублюдки». А потом делает вывод, что «правда о подвиге Красной армии и советского народа-освободителя замазывается бесславными ублюдками, переписывающими историю».
В один момент Рогозин надевает маску Дмитрия Медведева и заявляет: «Меня коробит вся эта аморальщина западного мира».
Иллюстративная политическая автобиография
Некоторые главы книги читать действительно интересно. Был за русских и зиговал в 90-х, а теперь говорит про многонациональность и антифашизм. Можно было бы сказать, что он «переобулся», но нет — он просто суммирует эти взгляды, из-за чего рождается какая-то ядреная смесь. Нация превыше всего, но нацисты в Европе. У нас многонациональный народ, а в Европе ненужные мигранты. Сталинские репрессии были избыточно жестокими, но разве вас не злит современная элита? На каждый тезис Рогозин выдаёт что-то противоположное.
Точно так же Рогозин переключается между критикой власти и лакейским лоялизмом. Например, за всю книгу Владимир Путин не принимает ни одного неверного решения, но политическая система не идеальна, госзаказы работают не так, да и в целом не те люди сидят в важных кабинетах. Бывает, что читаешь страницу и автоматически додумываешь вывод, но Рогозин неожиданно выдаёт что-то в духе «ну, ничего, мы это поправим, я даже знаю, как».
Говоря о либерализме, Рогозин предлагает перенять у него многое: свободу слова, независимую судебную систему, право на самовыражение. И тут же говорит, что «проявления извращённого либерализма» стоит запретить, а к ним он относит наркоманию, пьянство, оскорбление национальных и религиозных чувств, проституцию, пропаганду гомосексуальности, педофилию. При этом российские либералы плохие, поскольку очерняют его — якобы Рогозин пытался расследовать коррупцию на космодроме «Восточный», а либералы выставили его «крышей».
Он ругает элиту за иждивенчество, фальшивый патриотизм и упоминает «георгиевскую ленточку на костюме Brioni». Даже забавно, что сам Рогозин ездил в ДНР в одежде, которую Евгений Пригожин признал «натовской».
Рогозин кажется человеком искренним, просто не во всём. Он искренне любит и ценит себя, он искренне хочет, чтобы Россия была богатой и успешной — но при условии, что в этой России сам Рогозин занимал бы серьёзный пост. Он верит в свою непогрешимость и, вероятно, иногда даже является идейным человеком — просто его идеи это всё и сразу.
А ещё Рогозин невзначай пробрасывает довольно простую мысль — всё, что было до войны, обнуляется. Он может ругать чиновников образца 2021-го года, а потом намекнуть, что это — давняя история, а реальность у нас совершенно другая. Это великолепное оправдание в духе пропаганды — точно также убийцам позволяют «искупить вину» на фронте и «стать героями».
В книге есть два финала, два вывода. Первый заключается в том, что Рогозин крутой. Автор перечисляет все свои достижения, регулярно употребляя слово «горжусь». Все рассыпанное по книге объединяется ради образа эффективного чиновника, способного принести стране пользу в любой ипостаси.
Второй вывод — очередное объяснение, зачем нужна «специальная военная операция» и как люди должны вокруг неё сплотиться. Один вывод никак не перетекает во второй, что, на самом деле, вполне в духе книги.