Киновселенная Пригожина — кому нужны фильмы про Африку, странные войны и лучших в аду

5 октября состоялась премьера фильма «Лучшие в аду». Бизнесмен Евгений Пригожин, недавно признавший существование ЧВК «Вагнер», значится как один из авторов картины. Это уже не первый кинопроект Пригожина —  при его участии за последние несколько лет вышел ряд фильмов. Все они о войне, крутых мужиках и «контракте».

«Лучшие в аду»

Фильм повествует о битве за несколько многоэтажек. Какая это война и кто сражается — не объясняется, однако по наименованиям противников («белые» и «жёлтые»), одинаковому отношению к религии (солдаты с обеих сторон крестятся на икону с Николаем Чудотворцем) можно предположить, что битва ведётся в рамках войны в Украине.

Создателями «Лучших в аду» значатся Пригожин и Алексей Нагин. Нагин — один из самых известных бойцов ЧВК «Вагнер», участник боевых действий в Сирии и Ливии, погиб 20 сентября 2022 года в Донецкой области.  Мелькает и логотип Aurum Productions — компания, которая делала фильмы, ассоциируемые с Пригожиным.

Фильм «Лучшие в аду» скорее напоминает нарезку из компьютерной игры, чем кино. На протяжении 109 минут зрителю показывают многоуровневое сражение. В боях участвуют пехота, дроны, танки, артиллерия. Стоит танку оказаться в кадре, как возникает информация о боевой единице — название, вес, комплектация.

«Лучшие в аду» отказывается от полноценной сюжетной линии и главных героев. Битву ведут несколько подразделений одновременно, так что зритель легко может запутаться в происходящем. Впрочем, именно по этой причине на экране регулярно появляется актер Алексей Кравченко, объясняющий смысл и ход маневров на фоне карты. Примечательно, что именно Кравченко сыграл главного героя фильма «Иди и смотри», который стал символом ужасов войны. 

Сосредоточенность на ведении войны касается и диалогов. Информация о погибших и расположении врагов, передаваемая по рации, соседствует с нецензурными выкриками. «У нас два двухсотых», «Сука, ранили», «Передаю позиции» — практически все реплики выглядят так.  Разговоров о вечном герои не ведут, им некогда — они воюют. Впрочем, пафос всё равно присутствует.

«У нас есть контракт, контракт с компанией, контракт с Родиной, с совестью», — сообщают титры в начале фильма.

В конце фильма есть и обращение к новобранцам, призванным заменить погибших солдат. Перед ними выступает опытный боец из ЧВК «Вагнер», можно трактовать концовку и как обращение к зрителю.

«Если вы считаете себя мужчинами, то именно здесь ваше место. Вас ждут испытания, достойные настоящих мужчин».

За неделю фильм собрал 2 миллиона просмотров на YouTube. Судя по комментариям (которые могут быть фейковыми), именно отказ от нарратива и реконструкция боевых действий привлекают зрителей. «Прослеживается логика войны», «объясняются военные камень-ножницы-бумага», — это подаётся как плюс. В этом смысле можно сделать вывод, что как фильм-реконструкция «Лучшие в аду» неплох. Для человека, который увлекается технической стороной войны, «Лучшие в аду» действительно покажется интересным зрелищем. В противном случае просмотр превращается в ад уже к десятой минуте.

Первый фильм Пригожина

Евгений Пригожин любит окружать себя атмосферой тайны. Очевидно, ему нравится быть злодеем, чьи действия как будто скрыты от внешних глаз, но при этом известны всем. По этой причине сложно сказать, сколько фильмов он на самом деле проспонсировал. Впрочем, насчёт «Ржева» сомнений нет.

В декабре 2019 года состоялась премьера фильма «Ржев», снятого по мотивам повести Вячеслава Кондратьева. Продюсер рассказывал, что отец Пригожина участвовал в Ржевской битве и был знаком с Кондратьевым, так что бизнесмен не случайно выбрал именно эту историю для экранизации.

«Ржев» демонстрирует один день из Ржевской битвы. Жестокая картина не отличается замысловатым сюжетом  — упор делается на войне. В фильме нет женских персонажей, что впоследствии станет нормой для картин бизнесмена.

Бюджет картины неизвестен, официальные сборы превысили 86 миллионов рублей. «Ржев» имел неплохую прессу, но есть нюанс — особенно рьяно фильм хвалили на сайтах, связанных с Пригожиным. Пожалуй, самая удивительная рецензия последовала от кинокритика Антона Долина на сайте «Вечерний курьер». 

«И если бы не инициатива известного бизнесмена Евгения Пригожина, дед которого был участником тех сражений, бои под Ржевом продолжали бы оставаться без внимания», — писал критик, знакомый с родословной Пригожина.

Позже имя автора было удалено — само собой, это какой-то другой Антон Долин.

На Youtube «Ржев» собрал почти 10 миллионов просмотров.

«Солнцепёк»

Вероятно, с точки зрения сюжета «Солнцепёк» — самый сложный из фильмов Пригожина. Главный герой пытается избежать войны, находясь в Луганске, но война сама настигает его. 

В каком-то смысле это даже антивоенная драма, которая заканчивается приходом ЧВК «Вагнер», спасающих безоружных людей от украинских бандитов. Впрочем, более-менее связный сюжет ещё не делает фильм хорошим — реализация настолько ужасна, что смотреть картину просто тяжело.

Евгений Пригожин не признавал свою роль в создании фильма (но и не отрицал). При этом «Лучшие в аду» начинаются с титра «От создателей фильма “Солнцепёк” Евгения Пригожина и Алексея Нагина» — спустя год Пригожин признался в своём участии в проекте.

«Шугалей» — целая трилогия

История о двух россиянах, захваченных в плен во время гражданской войны в Ливии, представлена в трёх фильмах. Определить, сколько денег было потрачено на производство и сколько заработано, невозможно, так что и оценить их популярность сложно — нигде нет данных, которым можно верить. Есть цифры на Youtube — почти 6 миллионов просмотров на первой части и чуть больше двух на второй. В теории, это много, но мы говорим о проектах Пригожина — верить цифрам в интернете нужно максимально осторожно, не стоит забывать про «Фабрику троллей».

Фильмы «Шугалей», как утверждалось, должны были помочь освобождению россиян из плена. В конце 2020 года это действительно произошло, что не помешало снять ещё два фильма о социологах на чужой земле. С художественной точки зрения «Шугалей» — проходное кино с плохим сценарием. Несмотря на то, что это боевик, большую часть картины занимают бессмысленные диалоги о политике. Когда начинается экшен (последние 15 минут), всё выглядит ужасно из-за плохих спецэффектов. Все герои пьют виски по любому поводу, хаотично всплывают флэшбеки — и всё это под песню «Гни свою линию», которая играет за фильм несколько раз.

Тот же «Ржев» намного больше похож на серьёзный фильм — у него есть логичный сценарий. В 2022 году вышла третья часть «Шугалея», но она осталась незамеченной на фоне реального военного конфликта, собрав лишь 1,2 миллиона просмотров за 6 месяцев.

«Турист» в ЦАР

Пригожину приписывают и спонсирование фильма «Турист» о попытке государственного переворота в ЦАР. «Медуза» утверждала, что в этой стране работали бойцы ЧВК «Вагнер», так что принцип «где воюем, там и снимаем» для «оркестра» не нов.

«Турист» примечателен операторской работой. Ручная камера весь фильм ходит ходуном, неподготовленного зрителя может укачать. Постоянный зум усиливает эффект. По сути, это почти артхаус. Звук, записанный вне съёмочной площадки, настолько чистый, что совершенно не соответствует происходящему на экране.

Премьера фильма прошла в столице ЦАР Банги. Суммарные просмотры в интернете превышают 20 миллионов. 

За военных, но против войны

«Турист» точно так же, как и другие картины Пригожина, содержит своеобразный экшен. Иногда они выглядят как съёмки школьников, которые пародируют драки из фильмов с Джеки Чаном. При этом стрельба выглядит довольно эффектно — кажется, это единственное, что просят сделать хорошо.

В любом фильме Пригожина на экране должно быть столько оружия, сколько вместится. Иногда кажется, что оператор одной рукой держит камеру, второй — автомат.

По структуре сценарии максимально простые, а диалоги выглядят так, словно их придумывали уже после съёмок фильмов. Крутые мужики с крутыми кличками пафосно обсуждают врагов, войну и свою крутость.

При этом фильмы, спонсируемые Пригожиным, легко можно назвать антивоенными. Война показывается не как глянцевое изображение героизма, а как череда страданий. «Ржев», несмотря на все свои проблемы, выглядит именно как осуждение войны, а люди, которые на ней оказываются, рассматриваются как невинные жертвы. Возможно, в этом и есть замысел всех фильмов Пригожина, однако они слишком плохо сняты, чтобы их можно было однозначно трактовать. Бряцание оружием и осуждение войны — слишком разные полюса, и неопытные сценаристы не могут совместить их.

Звёзды киновселенной Пригожина

Большинство актёров из фильмов Пригожина практически не работали за пределами этой киновселенной. Алексей Кравченко, дебютировавший в фильме «Иди и смотри», в нулевых снимался в «Бригаде», «Спецназе» и «9 роте». Затем карьера актёра притормозила. Он вёл шоу «Экстрасенсы против детективов», а после стал снимать у Пригожина. «Шугалей 3», «Солнцепёк», «Лучшие в аду» — возможно, в будущем Кравченко появится и в других картинах этой киновселенной.

Кирилл Полухин, играющий Шугалея в одноимённой трилогии, в нулевых снимался в эпизодических ролях в сериалах «Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности». В десятых снялся в фильмах Юрия Быкова «Майор», «Дурак», «Завод» и сериале «Метод». Роль Шугалея — однозначный пик карьеры, ранее он не был главной звездой проекта.

Подавляющее большинство актёров, снимающихся в фильмах Пригожина, не имеют страницы на Википедии. Такие же и режиссёры, что несколько удивительно — немалые бюджеты даются тем, кто ни разу не снимал полнометражное кино. 

В карьере Андрея Батова всего 4 работы — сценарии для сериалов «Лёлик и Барбарики» и «Обратный отсчёт», а также режиссура фильмов «Турист» и «Лучшие в аду». Режиссёр Максим Бриус активно снимает сериалы с говорящими названиями («Ментозавры», «Полицейское братство», «Условный мент», «Подсудимый», «Береговая охрана 2»), так что работа над фильмами «Солнцепёк» и «Шугалей 2» для него может восприниматься как шанс.

Владимир Измайлов писал сценарии для телесериалов о войне с 2013 года, для него «Шугалей» стал первым фильмом в карьере. Дальше — «Шугалей 2», «Солнцепёк», «Шугалей 3».

Музыку для фильма «Шугалей 3» писали Виталий Муканяев и Андрей Иванов. У первого успешная карьера с огромным количеством телесериалов, а Иванов работал сценаристом 12-го и 13-го сезонов «Улицы разбитых фонарей», девяти сезонов сериала «Дорожный патруль», композитором отдельных сезонов всё той же «Улицы разбитых фонарей» и прочих шоу про полицию.

Композиторы, операторы, сценаристы — для них пригожинские фильмы часто становятся дебютными работами в большом кино. Возможно, звёздные авторы не хотят рисковать репутацией, поэтому не идут в проекты Пригожина — быть может, это попытка сэкономить на производстве.

Пригожин хочет быть киногероем

Пожалуй, публичная деятельность Евгения Пригожина куда более кинематографична, чем его фильмы. Желание быть злодеем заставляет придумывать всё новые и новые локации для появлений на публике. Сцена из тюрьмы скорее напоминает «Лигу самоубийц», чем видео с российским чиновником. «В аду мы будем лучшими», — говорит Пригожин, а спустя пару месяцев выходит фильм с таким названием. Возможно, к концу года выйдет фильм «У русских будет по два хуя».

ЧВК «Вагнер» медийно напоминает некий бойцовский клуб, участники которого хотят похвастаться своим особенным статусом.

Немногие пользователи Youtube знают, насколько много на сервисе плохих фильмов. Фильмы, на которые никто не купил бы билет в кинотеатр, собирают миллионы просмотров на бесплатном видеохостинге. На стриминге можно найти стандартные телефильмы, снятые на коленке.

В теории, фильмы могли бы являться рекламой для ЧВК, однако не во всех фильмах звучит наименование «Вагнер».

Кино Пригожина выделяется среди прочих поделок с Youtube пафосом, свойственным ЧВК. Сценарии, актёрская игра, режиссура — детали выполнены на том же уровне, что и дешёвые телефильмы. И даже Антон Долин, хвалящий фильм, вряд ли осилил хоть одну из картин Пригожина полностью.