«Эта война хуже гитлеровской»: что показывали и говорили на выставке на Красной площади

С 5 по 7 ноября на Красной площади проводилась выставка, посвященная – нет, не Дню народного единства, а параду 7 ноября 1941 г. Все желающие могли посмотреть на советскую военную технику времен Великой Отечественной, а попутно хлебнуть пропаганды в лучших традициях России 1. Пришедшим внушали, что нынешняя «спецоперация» – это то же по значению, что ВОВ, и от ее исхода зависит не только судьба России, но и всей планеты. 

Мы побывали на Красной площади 7 ноября и рассказываем о новом этапе военной агитации. 

7 ноября на Красной площади на удивление очень много людей. Казалось бы, были 5 и 6 ноября – выходные, совмещенные с Днем народного единства (в этот раз он выпал на пятницу). Но и 7 ноября, в будний день, главная площадь столицы оживлена. У синих козырьков с рамками стоят очереди. Молодые полицейские, преимущественно девушки, просят показать сумку. Они кажутся очень уставшими и даже не смотрят, что там в этой сумке, – им лишь бы поскорее пропустить вас дальше. 

Минут через 5-10 ожидания можно наконец попасть на Красную площадь. На нее привезли военную технику времен Великой Отечественной, некоторые экспонаты явно везли из самой Кубинки. Тут есть танки – от банальной 34-ки до менее распространенных Т-60, Т-38 и Т-26 – противотанковые пушки, бронеавтомобиль ФАИ-М, старый грузовой вагон и даже самолет (говорят, это был И-16, но именно близ него таблички отчего-то не оказалось). Человек, знакомый с советской техникой и историей парада 7 ноября, скажет, что выставка получилась как минимум неплохой – экспонаты аутентичны, никакого новодела, если забыть, что в местном «кинотеатре» (просто огромный экран напротив Исторического музея) показывают сляпанный на коленке российский военный фильм. Нет ничего плохого в том, чтобы посмотреть на танки и пушки, с которыми советские солдаты в 1941-1945 гг. громили вермахт. Нет же в этом плохого, не так ли?.. 

Но военно-патриотическая выставка 2022 г. – не то же самое, что выставка этой направленности в ноябре 2021 г. Год назад можно было и не рассчитывать на такой размах. Грустный юбилей у парада был в прошлом году – 80 лет. Но и речи не было о подобном. Можно списать все на «корону» (напоминаем, что раньше она была во главе новостной повестки), но мы помним, что власти, если что-то было нужно, благополучно о ней забывали и устраивали массовые гуляния. Если бы захотели, организовали бы выставку и в разгар эпидемии – но в том-то и дело, что никому в ноябре 2021 г. это было не нужно. В общем-то, не нужно и сейчас. Что бы ни говорили организаторы в Кремле, как бы им ни хотелось выглядеть достойно, их не заботит память о подлинных героях 1941 г. Хуже того – они готовы использовать героев, спасших страну от Гитлера, чтобы оправдывать нынешние боевые действия. Гостям Красной площади настойчиво повторяют: мы выиграли Великую Отечественную, но сейчас Россия снова на пороге гибели, снова ей нужны защитники-герои, опять нас хотят захватить! Странно, что не было палатки для записи добровольцев на «спецоперацию» – кто знает, кто-то из посетителей мог вдохновиться и по собственному желанию (и немедленно) отправиться в окоп. 

Стоит напомнить, в каком положении была Москва в ноябре 1941 г. Немецкие войска почти достигли столицы, оставалось пройти от силы километров 20. Уже начались морозы, вермахт немного замедлился, но были опасения, что к концу года Гитлер возьмет столицу. Под Москву срочно перебрасывались военные части с Дальнего Востока, именно в то время стал известен Георгий Жуков – его считают главным военачальником Битвы за Москву. Битва начнется только в декабре 1941 г. В начале ноября же Москва была в страшном положении, население было в подавленном настроении, германские самолеты обстреливали столицу. Парад 7 ноября, в честь годовщины Октябрьской революции, был организован в огромной спешке и должен был поднять боевой дух. Его важность невозможно переоценить – в сознании людей он закрепился как последний парад проигрывающей войну страны. Сразу по окончании парада его участники отправились на фронт, большинство из них погибли, обороняя столицу. И, кажется, путинские пропагандисты хотели сыграть именно на этом, уже ушедшем в бессознательное, символе – временного поражения, настроения «все пропало», которое, однако, сменилось победным настроем и спасением страны от нацистов. 

Помимо, собственно, военной техники показывали – внезапно! – костюмы участников агитбригад и артистов. Зачем тут они, не совсем ясно. Возможно, хотели поговорить об искусстве, что приезжало на фронт и успешно поднимало боевой дух. Но отношения к параду 7 ноября искусство, конечно же, не имеет никакого. Самое интересное тут – это первый «Оскар» за документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который вышел в 1942 г. Далее можно посмотреть экспозицию «Трудовые подвиги московских женщин» – многообещающе, но как-то пустовато и даже странно. За стеклом – несколько экспонатов, которые не раскрывают тему, а именно трудовые подвиги. Зачем-то тут есть винтовки и гранаты – совсем не то, что ассоциируется с трудом и тылом. Женщины Москвы определенно заслуживают большего. Если бы сами организаторы не политизировали так свою выставку, «искусство на фронте» и «женщины в тылу» не вызывали бы негатива – это всего лишь история 80-летней давности. Но в Кремле и самое безобидное и возвышенное охотно обратят в пропаганду, посыл в итоге получается такой: «Работники и женщины тыла! Срочно! Страна погибает! За станки! Или, если умеете петь и танцевать, бегом воодушевлять наших бойцов в Украине!»

Но главный источник военно-патриотической пропаганды – это огромный экран близ Спасской башни, он транслирует ролик, после которого перестаешь верить в какое бы то ни было уважение к героям 1941 г. Создатели агитролика, используя сплитскрин (в данном случае разделение экрана пополам), сравнивают советских солдат с участниками «спецоперации» в Украине. В прямом смысле: слева на экране – хроника Великой Отечественной, справа – современная съемка. Слева – окопы 1941 г., вагоны с солдатами и плачущие родные, справа – окопы 2022 г., автобусы с мобилизованными и заплаканные женщины и дети, которые зачем-то отпускают своих ребят на фронт. Заканчивается агитролик надписью «Москва – 1941-2022» – оттого можно решить, что ВОВ не закончилась в 1945 г., а тянется до сих пор. И это настолько дико, что сложно в это поверить. Поразительно, что никто из посетителей выставки в честь 7 ноября не замечает откровенного издевательства. Конечно, никто полностью этот ролик не смотрит – людям больше нравится осматривать технику и фотографироваться с одетыми в советскую униформу актерами. Но в головах неизбежно осядет, что 2022 г. – то же самое, что 1941 г. Тем более что на Красной площади много детей 6-10 лет, которые с большей вероятностью в это поверят. 

Около 3 часов дня на Красной площади появляются члены КПРФ и лично Зюганов. Главу партии быстро окружают его сторонники и журналисты. Речь Зюганова – то же самое издевательство над памятью, но теперь в профиль. Начинает Зюганов с того, что «Ленин совершил подвиг», без него в России, как ранее во всей Европе, победил бы фашизм, поэтому «мы отмечаем столетие с образования Советского Союза» (1922-2022). Далее он зачем-то начинает говорить о «плохих американцах»: 

«Натовцы и американцы нам навязали новую войну. Пока не до конца осознали наши граждане, что эта война хуже гитлеровской. Тот (Гитлер) не скрывал, что идет завоевывать, что идет делить, разрывать на части... Уже в 44-м году (кто? натовцы и американцы?) нахапали все материалы, по которым готовились нацисты и бандеровцы. И всю эту свору начали выращивать, выращивать и выпускать в разные республики. А наивной Украине нашли бандеровщину, которая и захватила власть в 14-м году. И первое, что сделали, – запретили говорить на русском языке». 

После Зюганов повторяет, что Гитлер был не так уж плох – в сравнении с силами зла, с которыми Россия сражается сейчас:

«Но если Гитлер хотел сколотить свою империю, то эта сволочь нацистско-бандеровско-фашистская уничтожает братскую Украину и превращает ее в логово американской разведки, всякого жулья и ворья... Украина (раньше) была великой республикой, по потенциалу входила в десятку самых мощных государств. 51 миллион было. А сейчас осталось 30, 20 миллионов потеряли за эти годы... Все уничтожили, все разграбили, всего лишили и навязали эту жуткую и страшную войну (это все еще про Украину). Там пришла Антанта с белогвардцейцами, которые продали и предали страну (наверное, это про 1917 г.). А здесь пришли црушники со своими насильниками и заставили, 8 лет бомбили Донбасс».

Затем Зюганов рассказывает, как Россия должна выиграть войну/спецоперацию: 

«Можно было решить это более мирными средствами, но если вам объявили войну, вы должны помнить, что у войны два исхода: или поражение, а это ликвидация «русского мира» и нашей государственности, или победа. Но, чтобы побеждать, нужно решить три задачи: мобилизация всего, и ресурсов в первую очередь, консолидация и сплочение общества, и третье – осваивать новые современные технологии, иметь отличное оружие. Тогда мы победим».

Заканчивает Зюганов «хорошим» Сталиным и Путиным, который понял, что капитализм – это плохо:

«Вот Сталин сколько заводов запустил, отодвинул границу на 200-300 километров, перед священниками извинился, некоторых их которых на Соловки отправил, он сколотил, сплотил общество. И они воевали за родину, за родной дом, но и за Сталина... Путин уже признал, что капитализм зашел в тупик. Ну, если так, то принимайте решение. Если вы собираетесь выигрывать войну, как царский режим, то вы ее никогда не выиграете. Потому что вы боритесь с главными капиталистами, которые хотят сожрать слабых, набить карманы и обогатиться. Вас сожрут первыми, поэтому выбирайте путь, а путь – это Ленин и великий Октябрь, путь гуманизма и справедливости».

Честно признаем – это было бы уморительно смешно, если бы не говорилось публичным человеком и не на Красной площади, и не в честь исторического события. Зюганов кажется очень довольным – ему хлопают. Кто-то хочет спросить его о чем-то, но Зюганов уже отправляется дальше – на Театральную. «Спросите потом, успеете еще!» – кричит кто-то, кто спасает главу КПРФ от нежелательного внимания. Зюганов быстро движется в сторону Исторического музея, за ним бегут его сторонники с красными флагами. 

Постепенно прибывают новые посетители. Актеры в униформе снова соглашаются сфотографироваться с детьми на танке или у самолета. Настроение у всех удивительно праздничное – явно не то, что было в ноябре 1941 г. Можно сказать, что Зюганов прав: наши граждане до сих пор не осознали, что Россия ведет «войну хуже гитлеровской». Хорошо это или плохо? Плохо, если смотреть с точки зрения нашей власти – если бы поняли, ринулись бы на фронт и делать ракеты. С точки зрения человека адекватного, тоже плохо: отчасти Зюганов прав, говоря, что 2022 г. хуже 1941 г. Потому что в 1941 г. Советский Союз был жертвой, советские граждане защищали свои дома и близких от самого жестокого в нашей истории врага. Но разве в 2022 г. Россия – жертва? Разве россияне, москвичи сейчас сражаются за то же, что их предки? Разве это мы защищаем свои дома? Поэтому и выставка, и агитролики, и Зюганов – они правы, пусть и не так, как им бы хотелось. Мы действительно вернулись в 1941 г. – но, увы, в ином качестве.