19 августа в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Станция Манеж», последняя из четырех площадок Московского урбанистического форума. Из названия (а также из более громоздкого уточнения организаторов, что выставка проходит в рамках экспозиции «Год нового транспортного каркаса») можно понять, что тема мероприятия – московский городской транспорт. А общее ощущение от этого транспортного шоу проще описать строчками из песенки крокодила Гены: «Прилетит вдруг волшебник / В голубом вертолете / И бесплатно покажет кино. / С днем рожденья поздравит / И, наверно, оставит / Мне в подарок пятьсот эскимо»
С днем рождения, правда, не поздравляют, но подарки дарят: детям в семейном досуговом центре, взрослым – за участие в акции «Миллион призов», требующей регистрации в различных городских цифровых сервисах. И вместо вертолета – наземные виды транспорта. Зато кино бесплатно показывают, и эскимо даром выдают сколько попросишь, и даже Чебурашка есть (хоть и не крокодил Гена). Ну а волшебник – это в контексте выставки понятно кто: тот самый мэр, за которого предстоит голосовать, чтобы сказки стали былью.
Развлечения начались уже у входа в здание Манежа: здесь сконструировали фрагмент платформы, не существующей в реальности, потому что с одной ее стороны – вагон поезда метрополитена «Москва 2020», а с другой – вагон пригородной электрички МЦД «Иволга». Вагоны настоящие, новенькие, сотрудники выставки охотно рассказывали, что в электричке теперь есть зарядные устройства для самокатов, подписи информировали, что входные двери в поезде метро аж на 30% шире прежних, а главная радость детей – возможность забраться в кабину и узнать о непростой работе машиниста. Взрослые пассажиры, зайдя в вагоны, растерянно замирали, ожидая закрытия дверей – настолько силен рефлекс, что в поезде надо уехать. Но эти вагоны никуда не шли, разве что позволяли передохнуть от августовской жары под кондиционером.
Зато внутри ЦВЗ «Манеж» действительно соорудили рельсы и пустили по ним аж пять поездов, перевозящих пассажиров между залами (из-за чего схема движения по первому этажу комплекса стала напоминать небольшой лабиринт).
Но сначала посетителей ждала смотровая площадка с видом на самую масштабную придумку выставки: диодный экран высотой с 9-этажный дом и 37-метровая голограмма. Здесь и демонстрировалось «кино». Сначала более официальный рассказ о развитии Центрального транспортного узла (имеется в виду железнодорожный транспорт Москвы и Московской области со всей сопутствующей инфраструктурой), в котором, например, пообещали, что к 2030 году мобильность жителей 11 регионов повысится в 2,8 раза, что бы это ни значило на практике. А потом начался более интересный ролик про художницу Нину, которая путешествует в вагонах метро, МЦК и МЦД в поисках вдохновения, рисует пассажиров в стилистике аниме и придумывает им истории, а заодно и сама встречает художника, с которым у нее явно завязывается что-то хорошее и светлое. По ходу сюжета нам с Ниной предлагали представить себе ужасную альтернативную реальность, в которой транспорт столицы не такой удобный и доступный, как сейчас: поезда качает и трясет, в вагонах жуткий грохот, на платформе электричек не поймешь, куда бежать и куда садиться, связь постоянно пропадает, и из-за этого жизнь персонажей полна скорби: они опаздывают на работу и день рождения мамы, теряют ключи и контакт с начальником во время важного разговора… Как хорошо, что в нашем реальном мире не так, как в этой антиутопии, – как бы давал понять ролик.
Корреспондент SOTA в этот момент осознал, что, видимо, живет как раз в альтернативной реальности «Метро-2023», потому что до сих пор передвигается по своей ветке метрополитена в грохочущих и раскачивающихся поездах, пытаясь поймать сеть, как герои дурного сна художницы Нины. Но хотя бы на выставке ему удалось узнать, как похорошел московский транспорт при Собянине.
Узнать это помогла и следующая локация – «Московское центральное кольцо». Здесь творилось что-то фантасмагорическое: на полу схема будущих и настоящих диаметров, а колонны, из которых по мановению рук посетителей вырывались разноцветные лучи, соединяли точки пересечения линий – городские вокзалы с потолком, где располагался план «надземной части города». По стенам разные мелочи, иллюстрации похорошевших вагонов и платформ: вот посидите на старой лавке электрички, и сравните теперь с мягким креслом новой, а заодно сфоткайтесь для инстаграма, вот инсталляция с перечеркнутыми расписаниями поездов иллюстрирует тему «интервалы движения на МЦК сократились настолько, что москвичам не нужно больше следить за расписанием поездов, достаточно просто прийти на платформу». Вот новенький турникет – приложите к нему «Тройку» и убедитесь: платить стало гораздо удобнее, чем раньше (денег не спишут, не бойтсь)! И такого здесь много, но зависать в одном зале не стоило – сотрудники выставки уже зазывали в поезд, который везет к другим экспозициям.
Станция «Строительство метро» порадовала макетами поездов и платформ и выставкой реликвий: проездные билеты разных лет, пряник к запуску Большой кольцевой линии… Здесь же можно было проголосовать за варианты нового дизайна вагонов и увидеть эволюцию схемы «рельсового каркаса Москвы»: от 182 станций в 2010 году до 515 обещанных к 2030 году (если к тому времени не придется, как иногда грозятся знатоки западных угроз, рыть вместо туннелей метрополитена окопы вокруг Москвы).
Локация «Московское центральное кольцо» позволила с помощью интерактивного стола-монитора выяснить, какие достопримечательности и торговые центры открылись рядом с новыми станциями МЦД – вот, как транспорт меняет жизнь города! Но куда масштабнее зал «Большая кольцевая линия»: светящаяся арка в центре наглядно демонстрировала, что наша кольцевая самая кольцевая кольцевая, потому что она длиннее всех кольцевых мира: 70 километров путей, а у конкурентки в Пекине только 57, ну и прочие Сеулы, Мадриды и Сингапуры, представленные уменьшающимися звеньями арки, не дотягивают до нас.
В зале «Автодороги. Мегапроекты» корреспонденту удалось с помощью сканера qr-кодов подключиться к игре: через смартфон управляя курсором, ловить по стенам зала разноцветные машинки и узнавать, зачем их водители перемещаются из одного района в другой. Вот, например, в красной машинке оказалась Инга, которая живет в Чертаново, а стричься ездит к хорошему мастеру в Химки, «девочки поймут», но на МКАД пробка и лучше поехать по МСД (Московскому скоростному диаметру), для чего надо выбрать маршрут…
В этот момент у корреспондента, слегка ошеломленного обилием сведений про транспорт Москвы, закипел мозг и очень захотелось сплавить вопрос «Яндекс-карте», пусть сама разбирается, куда и как этой Инге надо. Но другие, не столь утомленные транспортной сетью посетители, продолжали решать головоломки локации (а некоторые дети пытались поймать машинки руками).
Вообще-то, первого этажа уже было достаточно, чтобы убедить человека никогда не покидать московское метро, но был еще и цокольный – именно там ждали Чебурашка для фотосессии и бесплатное мороженое от «Чистой линии». А еще там, в подвале, поместились выставки Музея транспорта («Аллея славы «Москвича») и «Гаража особого назначения» (машины Aurus, на которых возят президента, хотя муляжа президента почему-то не было, зато было испытательное авто с водородным топливным элементом).
Здесь же и одно из самых ярких впечатлений для детей: симулятор машиниста метро. Там было все «как взаправду»: переключение скоростей, торможение у платформ, монитор, где надо отслеживать, зашли ли пассажиры в вагоны, чтобы закрыть двери… Неудивительно, что к двум симуляторам выстроилась длинная очередь. Другая очередь тянулась к семейному досуговому центру, где развлечения предлагались попроще, зато их было больше: детей делили на группы по возрастам и отправляли пробовать профессии рабочих метрополитена (дарили убедительную каску), моделировать транспорт, водить по дорогам велосипед или осваивать транспортную теорию. Все это, включая подарки за «работу на транспорте», как вы понимаете, тоже было даром. Даже странно, что на фудкорте еще брали деньги за еду.
Мало того, что все игры и интерактивные шоу предлагались бесплатно, на выставке еще пытались помочь посетителям заработать – во всяком случае, стенд «Московский транспорт – это люди» был задуман для помощи с трудоустройством. Вдохновленный рассказами сотрудников разных компаний транспортного комплекса о том, как много у них вакансий, корреспондент соблазнился идеей сменить профессию и отправился к экрану с тестом по профориентации. Но забуксовал на вопросах, предлагающих странные альтернативы вроде «Что бы вы предпочли – выращивать молодняк или тренировать товарищей?» (почему-то не было варианта «оба хуже»). В результате, попотев над тестом, корреспондент узнал, что с его талантами общения, убеждения и отзывчивости он наверняка сможет реализоваться в большой и дружной компании Московского паркинга.
Устраиваться на парковку отчего-то все-таки пока не хотелось. «Это всегда успеется», –легкомысленно решил корреспондент и отправился к последнему не осмотренному еще стенду с речным транспортом Москвы. Каналов, по которым можно проплыть на речном трамвае, почему-то в Манеже не проложили – а ведь уже чего-то такого ждешь, подготовленный размахом верхней части экспозиции! Речной стенд оказался поскромнее: всего лишь макет трамвайчика, за окнами которого «проплывал» город. И снова множество схем, демонстрирующих, как развивается транспортное речное сообщение, как новые (вернее, хорошо забытые старые) Северный и Южный речные вокзалы соединили столицу с городами Золотого кольца, а к 2035 году по реке можно будет доплыть аж до автовокзала Южные ворота и еще много куда…
Соединив эти новости с почерпнутыми в верхнем зале познаниями о том, куда скоро дотянутся рельсы, корреспондент SOTA понял, что общий месседж выставки примерно такой: «Голосуйте в сентябре за Сергея Собянина, и через десять лет на московском транспорте можно будет доехать до других планет!».
В принципе, если бы на одной из схем появились планы пересадочных узлов МЦД с космодромом «Восточный», к концу второго этажа выставки это вряд ли бы уже кого-то удивило.
Отдав должное разнообразию и качеству интерактивной программы, корреспондент мог посетовать на отсутствие только одного стенда – хотелось бы увидеть историю увеличения платы за проезд в московском транспорте и узнать, какой же она, черт возьми, будет в 2035 году, и не пора ли начинать копить на проездной уже сейчас. Ведь бесплатные выставки открываются и закрываются, а повышение тарифов на проезд происходит неотвратимо и регулярно.