«Сто лет тому вперед»: каким получился новый фильм об Алисе Селезневой

В российский прокат вышла новая экранизация классической книги Кира Булычева – «Сто лет тому вперед». И она почти не имеет отношения ни к оригинальной повести, ни тем более к советской экранизации «Гостья из будущего». Заметно повзрослевшая Алиса Селезнева стала российским аналогом то ли Чани из «Дюны», то ли Лилу из «Пятого элемента». Действие перенесли в 2024 г., который больше похож на альтернативную вселенную, нежели на нашу реальность. Графики завезли много, временами она даже не мыльная, но фильм она не спасает – взрослые, которые помнят оригинал и «Гостью…», станут плеваться от нынешней адаптации, дети же не смогут отличить «Сто лет…» от проходного фильма Marvel. Индивидуальности у фильма нет, зато есть коммерческий потенциал (но и это не точно).

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» / kinopoisk.ru

Любопытно, что интернет ничего не знает о бюджете фильма (а он должен быть запредельным по меркам нашего кино). Обычно на КиноПоиске или Википедии указывается хотя бы приблизительный бюджет ленты. Здесь же ничего. Поисковый запрос в Google также бесполезен. Пишут только, что в 2022 г. деньги на проект дал Фонд Кино. Еще вложились Россия 1 и Сбер. Учитывая богатый на знаменитости состав и максимально возможную для России графику, потратить на это должны были не меньше миллиарда. Возможно ли отбить столь раздутый бюджет при отсутствии заграничных конкурентов – вопрос сложный, но «Сто лет…» получше тех же «Бременских музыкантов» и «Летучего корабля» (а у них сборы по миллиарду рублей и выше). Возрастной рейтинг неизбежно вызовет вопросы у того, кто «Сто лет тому вперед» все же посмотрел. Зрителям советуют брать на сеансы детей 6+. И это притом, что главные герои старше лет на десять, на экране кто-то постоянно дерется и есть некоторые, совсем уж неуместные для дошкольников, романтические моменты. А одного из антагонистов играет Александр Петров, после злодейского смеха которого некоторым детишкам может понадобиться психолог.

Фото со съёмок «Сто лет тому вперед»
Фото со съёмок «Сто лет тому вперед»

Коля Герасимов из обычного 12-летнего мальчика превратился в старшеклассника, который слишком уж, до зубного скрежета, набит клише. Марк Эйдельштейн, который его играет, нисколько не изменился со времен «Монастыря» (сериал с Ивлеевой) и «Страны Саша». Он все так же отыгрывает что-то растерянное, милое и с навязчивыми вайбами Тимоти Шаламе. Ну, почти наш ответ «Дюне». Коля в 2024 г. больше всего переживает из-за личной жизни – его одноклассница Настя не отвечает ему взаимностью. В отместку Коля пишет на школьной доске оскорбительные слова о ней (ну, вы понимаете, если девушка вам отказывает, то она – последняя мразь). Только вот пишет он это чем-то настолько стойким, что обычная мокрая тряпка не справится. Местная «физичка» оставляет его после уроков оттирать доску, Коля же вскрывает подсобку, надеясь найти в ней что-то вроде ацетона. Но вместо ацетона он обнаруживает неописуемое нечто, которого никогда не было у Булычева. Собственно, именно эта штука, маленький сгусток энергии (а не миелофон из оригинала), и станет главным артефактом истории. С ее помощью Коля перемещается на сто лет вперед, в Москву образца 2124 г., и сразу же сталкивается с розоволосой Алисой Селезневой.

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» / kinopoisk.ru

Алиса Селезнева тут – это не столько живой человек, сколько смесь «героических героинь» из западных боевиков и персонажей аниме (ее более-менее отыгрывает Дарья Верещагина). Этакая «милая девочка», которая в нужный момент трансформируется в типичную «боевую машину» (вспомните все стереотипы об этих героинях – они здесь есть). Алисе оставили папу, который, как и в оригинале, является профессором, но зачем-то добавили маму, о которой в книгах почти ничего не было. В образе «милой девочки» Алиса очень тоскует по маме, которая то ли исчезла, то ли погибла после схватки с… Глотом. Читавшие Булычева, конечно, захотят спросить – какой такой Глот? Ну, тот самый космический пират, у которого был напарник Весельчак У. Не помните? Маленькая справка – никакого Глота у Булычева нет и не было. Не было его и в «Гостье из будущего». У Булычева во всех книгах с Весельчаком У ходит Крыс – инопланетянин с планеты Крокрыс, он же главарь космических пиратов. А Глот, который первый и последний раз появился в мультфильме «Тайна третьей планеты», был обитателем планеты Катрук и совсем не был похож на булычевского Крыса. Зачем авторы российского фильма заменили Крыса на выдуманного специально для «Тайны третьей планеты» Глота? Это тайна за семью печатями. Сейчас Глот и Весельчак У хотят заполучить космион – сгусток энергии, который и перенес Колю Герасимова на сто лет вперед. Мотивация у них простая – изменить мир и сделать Землю вотчиной космических пиратов. Земляне, разумеется, против. Алиса и Коля переносятся в 2024 г. Алиса находит маму (ей, что понятно даже из трейлера, оказывается уже упомянутая учительница физики), и вместе они должны дать отпор обаятельным антагонистам. Дальше будет множество красочных драк и погонь, любовные терзания подростков, сентиментальные сцены матери и дочери и самый предсказуемый финал из возможных.

Фото со съёмок «Сто лет тому вперед»
Фото со съёмок «Сто лет тому вперед»

Как вы уже поняли, от Булычева в новой версии «Сто лет тому назад» практически ничего не осталось. Изменился не только сюжет. Ничего не осталось от почти идиллической атмосферы Булычева. Книжный цикл об Алисе Селезневой был наивным, уютным и очень добрым. В нынешнем фильме пытались показать «прекрасное далеко», но вышло как-то нелепо и, скажем честно, пластмассово. И совсем не уютно. Москва (и особенно любимое авторами со времен «Притяжения» Чертаново) больше похожа на фантазию нейросети. Именно такие картинки (и схожего качества) ChatGPT вам нарисует по запросу «покажи Москву через н-количество лет». От реальной Москвы (за сто лет!) осталась только высотка МГУ. Может, Кремль, Москва-Сити, соборы и Останкино были уничтожены в ходе СВО? Или их снес последователь Собянина? Или их разрушили космические пираты?.. Авторы «Ста лет…» хотели нарисовать не этот ваш каменный лабиринт, у них весь город превратился в сплошной парк «Зарядье», в котором почему-то роботы пользуются Сбером. Москвичи к 2124 г. стали приверженцами ЗОЖ и следят за экологией. Казалось бы, наступила прекрасная эпоха. Только как в этом замечательном мире могут существовать девочки, которые стальной (буквально) рукой могут свалить абсолютно любого?

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» / kinopoisk.ru

Чувствуется, что авторы «Сто лет тому вперед» хотели понравиться если не всем, то хотя бы 80% зрителей. Они ушли от попытки экранизировать оригинальный сюжет – то есть критиковать их за уничтожение книги Булычева бессмысленно. «Мы снимаем по мотивам» – значит, что мы вырезали 95%, оставив главное – название и имена, которые помнят потенциальные зрители. «У нас самостоятельный фильм», скажут они вам. Но, желая быть узнаваемыми и одновременно далекими от оригинала, они лишили свой фильм индивидуальности. Речь уже не о вселенной Булычева. Не его вина, что в «Сто лет…» нет ничего самостоятельного. Фильм переполнен сюжетными и стилистическими отсылками на, в основном, заграничные ленты. Это не плохо, если авторам есть что сказать и отсылки не сделаны просто так. Но в «Сто лет тому вперед» отсылки лишь затягивают повествование, упрощают сюжет и заставляют относиться к истории с жалостью. Тут нет ни одного неожиданного поворота, ни одного живого и неклишированного характера. Хотя нет, есть Весельчик У в исполнении Петрова, в нем можно рассмотреть живые черты, и на его фоне остальные кажутся совсем уж картонными. Отсутствие своих идей, увы, маскируется чужими. Да и какой российский блокбастер без повторения «Матрицы», «Дюны» и Marvel? Картинка приятная, с этим не поспоришь, но в 2024 г. это не достижение. Кажется, что «Сто лет…» на 90% нарисован ИИ, за этой красотой просто не остается пространства для чувств и обычной жизни. Нам словно бы показывают очередной мотивационный ролик о том, как все в России похорошело. Только человек, который живет в реальном мире и заговаривает с живыми людьми, этому не поверит.

Фото со съёмок «Сто лет тому вперед»
Фото со съёмок «Сто лет тому вперед»

«Сто лет тому вперед», конечно, лучше карикатурных сказок, которые сейчас заполонили российские кинотеатры. Это обычный проходной блокбастер, местами навевающий «испанский стыд». От бесконечных повторений чужого хочется закатывать глаза, но фильм и не хочет быть искусством, новым в жанре и т.п. Он снимался только ради денег, но столь беззастенчивое желание авторов заработать тут не вызывает злости – смотрели и хуже, намного хуже. Это просто стерильное, лишенное души кино, которое можно посмотреть один раз от нечего делать. Если бы не Петров, было бы скучно. Главное – выйти на время из зала, когда Коля Герасимов начнет зачитывать рэп. Российскому кино вы этого не простите.