6 февраля в российских кинотеатрах начинают показывать «Сент-Экзюпери» – не байопик о известном писателе, а рассказ о его работе пилотом в Южной Америке. Хотя в фильме не упоминается творчество Экзюпери, у авторов получается поймать невесомое впечатление от его книг – и заключить его в полуторачасовое путешествие в небесах Аргентины.
![Кадр из фильма «Сент-Экзюпери» / kino-teatr.ru](https://s3.sotaproject.com/files/8620606b-1e1c-490a-9637-4e223adc5bbd.png)
Режиссер ленты – малоизвестный у нас Пабло Агеро, аргентинец по происхождению. Снимался фильм на «натуре», в том числе в труднодоступных районах Анд, во время снежных бурь и на высоте 5000 метров. Желание отснять материал на месте событий заслуживает уважения – мы, зрители, начали отвыкать от «натуральных» красот. Отчего-то Агеро выбрал на главные роли выразительных, но совершенно не похожих на прототипы актеров – так, Экзюпери играет Луи Гаррель, который больше напоминает персонажей Маркеса, нежели писателя-классика. Да и Венсан Кассель, несмотря на бесконечное обаяние, не становится похожим на близкого друга Экзюпери Анри Гийоме. На их фоне лучше смотрится Дайан Крюгер – но лишь потому, что фото ее героини сложно найти в интернете. Отказ от внешней «похожести» мог бы сыграть против режиссера и его детища, но в данном случае только усиливает впечатление от «фантазии на тему». «…Экзюпери» это именно что «фантазия», которая местами соприкасается с реальностью, но больше тяготеет к романтическому вымыслу – о полетах, дружбе и любви.
![Кадр из фильма «Сент-Экзюпери» / kino-teatr.ru](https://s3.sotaproject.com/files/fcca7c3d-932a-4bb2-a386-9953f57936dc.png)
Немного о сюжете. Начинающий писатель Сент-Экзюпери в 1930 г. работает в «Аэропостали». Это французская авиакомпания, которая осуществляла международные авиапочтовые перевозки. Если верить Википедии, Сент-Экзюпери был техническим директором «Аэропоста – Аргентина» (филиала компании), но в фильме это не отражено. Кажется, что он работает обычным пилотом, который просто возит письма из точки А в точку Б. Также может показаться, что пилот из него так себе (что говорили и некоторые его современники). Сент-Экзюпери, конечно, человек отважный, но в то же время неосторожный, а для компании так и вовсе неблагонадежный. После того, как он уронил самолет в море и сам едва не погиб, начальство хочет отстранить его от полетов. Ему напоминают, что в этом месяце погибло уже 3 пилота (вместе с самолетами), и если разобьется еще один, то компания попросту разорится. Это положение дел (в фильме) хорошо отражает, каково было частным авиакомпаниям между мировыми войнами. Самолеты образца Первой мировой, сделанные по нынешним меркам кое-как, не выдерживали длительных перелетов. Маршруты в Южной Америке были сложные (нужно было лететь в том числе через горы), и почтовой авиации приходилось конкурировать с железнодорожными перевозками, которые были безопаснее и быстрее, потому что поезда могли ходить и ночью. Сент-Экзюпери уверен, что можно усовершенствовать самолеты и сделать полеты безопаснее. Так, например, до случая с Экзюпери (в фильме: кто знает, как было в реальности) никто не додумался поставить освещение на полосе – самолеты же не летают ночью, зачем?
![Кадр из фильма «Сент-Экзюпери» / kino-teatr.ru](https://s3.sotaproject.com/files/d4b8fc20-ffdc-47a7-b06b-dec84b4c9164.png)
Единомышленниками Экзюпери выступают его друг и коллега Анри Гийоме и жена Гийоме Ноэль. Но однажды Анри отправляется в очередной полет – и не возвращается. Ноэль безуспешно пытается связаться с ним, а Экзюпери хочет в ночи лететь искать его. Начальство останавливает их – они должны думать о благополучии компании (?), а не о поисках летчика, который, скорее всего, погиб. Дескать, искать Гийоме – это лишние затраты и риск, лучше просто забыть о нем. В современном мире это звучит дико, но такова (опять же, если верить фильму) норма того времени. Не случайно же зрителю крупным планом показывают «девиз» компании: «Корреспонденция важнее жизни летчика». Сам Экзюпери в начале фильма спасает первым делом почту, ведь ему не так важно выжить, как доставить письма в целостности. В случае с Гийоме работает тот же принцип: пилот без самолета и корреспонденции компании не нужен. Но, несмотря на запрет компании, Экзюпери вылетает на поиски своего друга.
![Кадр из фильма «Сент-Экзюпери» / kino-teatr.ru](https://s3.sotaproject.com/files/c2c19e4f-5336-4d19-b65e-63b786ac8a5a.png)
Исторический спойлер: Анри Гийоме, бывший хорошим другом Экзюпери, был одним из пионеров авиации, 45 раз он перелетел через Атлантический океан и 193 раза – через Анды. 19 июня 1930 г. Гийоме во время своего 92-го полета над Андами не смог добраться до точки назначения и совершил аварийную посадку на озеро Даймонд в Аргентине. При себе у него не было ничего, кроме куртки, ножа, часов и компаса. Несмотря на это, он за неделю преодолел 3 горных перевала и добрался до ближайшей деревни. Позже он описывал свое спасение: «То, что я сделал, клянусь вам, не сделало бы ни одно животное». Эта история вошла в роман Экзюпери «Планета людей». К сожалению, именно героизму и силе духа Гийоме в фильме не нашлось места – пожалуй, это главный минус этого фильма. По этой истории можно было снять жуткое и вместе с тем вдохновляющее кино, но отчего-то авторы решили, что Гийоме никому не интересен – не то что Экзюпери. Поэтому весь фильм мы вынуждены наблюдать за писателем и женой пропавшего Ноэль, которые пытаются несчастного Гийоме спасти.
![Кадр из фильма «Сент-Экзюпери» / kino-teatr.ru](https://s3.sotaproject.com/files/64f517fc-d96e-4a2f-846c-76e1879b5ea0.png)
Экзюпери красиво летает над горами, высматривая самолет своего друга. Иногда он приземляется, чтобы поговорить с местными о Гийоме, а те вроде бы что-то видели – но в то же время не видели. Потом он находит его самолет с надписью, что Гийоме отправился на восток, бродит в снежной метели и едва не погибает, ловя трагические флешбеки из своей юности. Ноэль вытаскивает умирающего Экзюпери из самолета и спасает его… Если знаешь историю Гийоме, то понимаешь, что в фильме много моментов, которые придумали исключительно для драматического эффекта. Реальная история не так красива, как хотелось бы создателям ленты. Сложно обвинять их в этом – они хотели снять красочно и увлекательно, используя клише из приключенческих фильмов. Поэтому же так романтизированы герои – отважный Гийоме, любящая Ноэль, честный и преданный Экзюпери.
![Кадр из фильма «Сент-Экзюпери» / kino-teatr.ru](https://s3.sotaproject.com/files/f02a767b-f475-4ae4-8582-5709b280478c.png)
Было ошибкой назвать фильм «Сент-Экс» (оригинальное французское название). Фильм не является биографическим (на что намекает упоминание Экзюпери), в нем нет раскрытия главного героя, флешбеки не помогают понять его, и слишком много внимания (для байопика) уделено поискам пропавшего коллеги. Поэтому зрители, которые хотели кино о писателе Экзюпери, расстроятся. Об Экзюпери-писателе тут ничего нет. Фильм хорошо работает в рамках этого жанра (приключения в необычных местах), который не требует глубокой проработки персонажей и психологической достоверности. Да, «...Экзюпери» не скатывается в совсем уж сказку, как условный «Индиана Джонс», он до последнего хватается за реализм, но все равно воспринимается как путешествие с приятным налетом трагедии (но кончится все хорошо, не сомневайтесь).
![Кадр из фильма «Сент-Экзюпери» / kino-teatr.ru](https://s3.sotaproject.com/files/4d0552ec-4cfb-4646-8928-6d316d46db41.png)
Кто бы что ни говорил, «Сент-Экзюпери» – приятное кино. Оно простое и трогательное, красивое и с понятными человеческими ценностями. Собственно, реальный Экзюпери так и писал. Возможно, фильм, не говоря прямо о его прозе, смог ухватить ее настроение – и любовь писателя к опасности и полетам. Если вам нужна «сложность», то фильм вам категорически не понравится. Если же вы хотите почувствовать дух приключений, то вам однозначно сюда.