«Лучший мультфильм 2024 г.», «самая трогательная история», «шедевр мультипликации» – так говорят о «Потоке» латвийского режиссера Гинтса Зилбалодиса (на латышском он называется «Straume»). Мультфильм уже получил «Золотой Глобус» и, вероятно, получит и «Оскар». Это трогательная (порой слишком) история о животных, которые пытаются выжить после Потопа, а главный герой – кот. Разве кто-то в современном мире не любит котов?!
Мультфильм делался более 4 лет в 3D-программе Blender. Гинтс Зилбалодис был не только режиссером, но и сценаристом, он работал совместно с латвийской студией «Dream Well Studio», французской «Sacrebleu Productions» и бельгийской «Take Five». Мультфильм попал на Каннский кинофестиваль и был хорошо принят как зрителями, так и критиками. Рейтинг на Rotten Tomatoes впечатляет: 97% от критиков и 99% от зрителей. Это, пожалуй, самые лучшие оценки в 2024 году. «Это мечтательно, эпично, опасно и очень красиво», «очаровательный, милый, смотреть одно удовольствие», «самобытный, красивый и немного провокационный», – так пишут о «Потоке» в рецензиях. Зрители обнаруживают в «Потоке» множество скрытых смыслов, но сам Зилбалодис говорит, что его лента о дружбе и умении сотрудничать. «Когда я учился в старшей школе, у меня был кот, и я снял короткометражный фильм, вдохновленный этим котом. Он был о том, как кот преодолевает свой страх перед водой. И это было, в основном, все. Затем, много лет спустя после того, как я сделал еще несколько короткометражек и свой первый полнометражный фильм, у меня появилась возможность поработать с командой с соответствующим бюджетом. И я подумал, что должен рассказать историю о персонаже, который должен научиться сотрудничать, работать вместе, и я подумал, что кот был бы отличным главным героем для такой истории. Поэтому я… добавил еще несколько персонажей, включая собаку, которая похожа на собак, которые у меня были, и на этот раз действительно сосредоточился больше на страхе кота перед другими животными. Вода все еще там, но история на самом деле об отношениях этих персонажей» (взято из интервью режиссера).
Стоит сказать сразу: слабонервным нужно быть осторожнее; если вы не хотите час провести с заплаканными глазами, то лучше не включайте «Поток». Этот мультфильм начисто вас размотает. Помните, как в детстве переживали за мать Бемби? А смерть Муфасы помните? Казалось бы, что общего? «Поток», как и вышеперечисленные картины, говорит о человеческом языком животных. Этот мир обречен – говорит «Поток» на первых же минутах. А потом, уничтожив своего чувствительного зрителя, мультфильм добавляет: «Обречен – но кто-то обязательно спасется».
Итак, чтобы понять, какие чувства вам принесет эта лента, умножьте свои детские впечатления от «Короля Льва» этак на 100. Особенно если вы любите животных и просто не можете смотреть, как на экране мучается, пусть и нарисованный, но очень реалистичный кот – а с ним и другие милые животные, например, собака и капибара (да, тут собрали самых очаровательных животных, вы это что, специально?). Поскольку авторка обзора – человек именно что чувствительный, ей этот подход кажется несколько манипулятивным. В «Потоке» буквально собрали все, что может тронуть зрителя с живым разумом и сердцем. Нужно категорически не любить котов и животных, чтобы сидеть перед экраном с каменным лицом. Авторы мультфильма, безусловно, нашли беспроигрышный вариант, но так ли это честно по отношению к зрителю? Временами создается впечатление, что «Поток» намеренно все сводит к душещипательным моментам – словно перед твоими глазами включается табличка «а сейчас время переживать и плакать».
Сюжет очень прост. Безымянный темно-серый кот с красивыми желтыми глазами живет то ли в лесу, то ли в какой-то роще недалеко от странного дома и огромных статуй, которые изображают кошек в разных позах. По соседству с котом живет стая собак, они охотятся в реке, а когда кот пытается украсть у них рыбу, гоняют его по лесу. Постепенно возникают подозрения, что в этом мире не осталось людей – и они действительно не появятся в сюжете. Животные, хоть и соприкасаются с созданным человеческими руками, навечно отрезаны от них. Трогательно прорисованный кот одиноко бегает и добывает себе пищу – пока не начинается Всемирный потоп. Кот сначала спасается в доме, потом – на верхушке огромной статуи, а затем – в аналоге ковчега с другими выжившими животными (без библейских отсылок никуда). При желании в «Потоке» можно найти отсылки на все на свете, но это необязательно. Дальнейший сюжет пересказывать не имеет смысла – животные пытаются выжить в бескрайней морской стихии, осматривают заброшенные человеческие города, помогают друг другу, а в конце понимают, что лучше держаться вместе, а не по одиночке.
«Поток», хоть в нем и нет ни одного слова, очень поэтичен. Это чувство появляется в том числе из-за необычной графики – пейзажи и герои будто сошли с картин французских мастеров 19 века. После того, как к ней привыкаешь, начинаешь замечать, что мультфильм болезненно красив. Болезненно – потому что на протяжении 85 минут не отпускает тленное настроение. Авторы любуются эстетикой умирающего мира. Океан поглощает все, что осталось от старой цивилизации. Да, герои-животные, будто забывшие человека, не понимают, что за катастрофа происходит, им лишь бы выжить, но зритель размышляет вместо них – неужели и мы станем жертвами этого из-за глобального потепления?
Визуально эстетичный и изобретательный, «Поток» все же не может похвастаться глубоким драматизмом. Авторы отказались делать своих героев антропоморфными – и это было правильное решение, иначе бы вышел классический мультфильм, как у Pixar. «Поток» тяготеет к «животному» реализму, но из-за этого история рискует скатиться к репортажу «В мире животных». Сочувствие к героям появляется не из-за того, какие они, а просто из-за обстоятельств, в которых они оказываются. Больше всего несчастий переживает кот, главный герой. Вот он тихо мяукает, не зная, куда деться с верхушки статуи, которую все больше покрывает вода. Вот его хватает птица и несет куда-то, а он кричит и еле-еле сопротивляется. Кот снова и снова оказывается в воде и только чудом не тонет, захлебывается и плачет. Это излишне реалистично, в этом герое видишь живого кота, который планомерно, на протяжении полутора часов, страдает. Да, это вызывает сильный эмоциональный отклик, но из-за обилия этих печальных сцен может в итоге появиться чувство, что тобой немного манипулируют.
Неуловимо «Поток» напоминает – нет, не мультфильмы, а игры о животных, которые стали очень популярными несколько лет назад. Например, в «Stray» главным героем является бродячий кот, который живет в обезлюдевшем постапокалиптическом мире и осматривает заброшенный подземный город. Endling, Lost Ember, Spirit of the North – кажется, авторы «Потока» более вдохновлялись подобными инди-проектами, нежели классической мультипликацией. Оттого «Поток» так щедр на действия и атмосферу.
Любопытно, что в этой притче о животных зрители видят порой противоположные вещи. Так, один из комментаторов на «КиноПоиске» сравнивает образ кита с… СССР. Нашли даже отсылки на мигрантов в Европе. Но «Поток» скорее о том, что все мы – животные (оттого в ленте и нет людей, мы же животные), очень разные, разного воспитания, с разных континентов. Но все мы в одном «ковчеге» посреди бескрайних просторов Вселенной и, чтобы выжить, должны держаться друг за друга.
«Поток» многим понравится, об этом говорят и оценки на «КиноПоиске» – у него рейтинг 8,2 из 10. Мультфильм позволяет поразмышлять и погрустить над умирающим миром и милыми животными. Заслуживает ли он «Золотой Глобус» и «Оскар»? На фоне остальных претендентов – да. Это не штамповка ради выбивания денег из родителей и их детей. Это, безусловно, искусство – но каждый сам должен решить, хочет ли он его, такое искусство, понять и принять.