Как обычно, позже всех мы поиграли в очередную игру от российских разработчиков. О том, что скоро в свет выйдет «Индика», я узнала благодаря твиттеру. Девушка, аккаунт которой я сейчас уже не найду, выложила скриншоты из демо-версии игры, которые меня впечатлили.
Я тут же отправилась в Steam и приятно удивилась тому, что разработчик, о котором ранее я не слышала, не собирает предзаказы, а в демо-версию можно поиграть бесплатно. Для сравнения разработчики нашумевшей «Смуты», на которую средства выделило государство, не предоставили игрокам демо-версию с геймплеем, зато брали предзаказы практически по полной цене готового (если можно так выразиться) продукта. Из зарубежных примеров — почти все AAA-проекты поступают так же.
![Монахиня Индика](https://s3.sotaproject.com/files/dcc35650-f8f0-4932-8083-5c931653a8b2.png)
Демо-версия проходится за 40 минут. В финальной версии игры этот кусок остался неизменным. В демо игрокам дали познакомиться с бесноватой монахиней Индикой, в честь которой и названа игра, и бежавшим заключенным Ильей. По самому демо, кроме того, что в голове Индики живет бес, сюжет оставался непонятным. Также показали действительно уникальную механику «нажмите X, чтобы молиться». От этой механики остались в восторге не только российские игроки, но и зарубежные блогеры, в соцсетях можно найти множество их реакций.
Сама я после прохождения демо была одновременно приятно и неприятно удивлена. Мне безумно понравился сеттинг хтонической России, где все серое, деревни полуразрушены, а монахиня с бесом в голове путешествует с заключенным, но я совершенно не поняла систему прокачки героини и при чем здесь вообще пиксель-арт.
В начале мая вышла уже полная версия игры для ПК. Поскольку я играю на консоли, запустить «Индику» мне удалось позже, чем пк-геймерам (на консоли игра вышла 17 мая), и проблем при прохождении, как выяснилось, у меня оказалось больше.
Обо всем по порядку.
Статья содержит спойлеры
Сюжет
Действие происходит в альтернативной стимпанк-России примерно XIX века. Здесь обитают огромные животные (в игре встречаются корова, собака и рыбы, много рыб), на фоне полуразрушенных нищих деревень стоят огромные паровые заводы, а население глубоко верит в Бога.
![Рыбный завод по производству огромных консервов](https://s3.sotaproject.com/files/0cddabee-cab2-436a-88a6-fc9b4f759d70.png)
Индика, так зовут главную героиню, – монахиня, но не по своей воле. В 15 лет отец отдал ее в монастырь из-за того, что она вместо того, чтобы выйти замуж за выбранного отцом мужчину, стала тайно встречаться с цыганом Мирко.
Индику никто не любит — ее считают бесноватой. В ее голове живет… актер Ефим Шифрин. Он играет беса, который всю игру рассуждает с Индикой, казалось бы, о вполне разумных вещах. Что такое душа? Почему у людей она есть, а у собаки ее нет, хотя она может любить, как и человек? Почему прочесть письмо грех? Что больший грех: прочесть мешок писем или убить человека? И многое другое.
![Бес](https://s3.sotaproject.com/files/d23346a3-a1c9-40c1-8463-529070bc1bd1.png)
Весь монастырь издевается над девушкой: ее заставляют выполнять бесполезную работу, никто не хочет разговаривать и есть вместе с ней. В один из дней настоятельница дает девушке задание — отнести некое письмо настоятелю соседнего, Даниловского, монастыря. Индика размышляет, что это странно, так как для выхода из монастыря необходимо получить благословение, а она уже давно его не получала. Как в итоге окажется, в письме сказано, что Индику выгнали.
![Индика на своей последней службе](https://s3.sotaproject.com/files/7b6c94f4-e6d0-4b8f-b0ff-bf6b6e8e2c7b.png)
В ходе путешествия Индика видит разбившийся поезд — в нем перевозили заключенных, которые совершили побег, устроив аварию. Однако выжить смог только один, Илья. Убегая от милиции, он берет девушку в плен, а затем они уже вместе отправляются в другое место — город Спасов, где в соборе Иоанна Дамаскина находится чудотворный Кудец — артефакт, который способен излечить любую болезнь. У Ильи гангрена руки, и он хочет излечить ее, а Индика надеется, что при помощи Кудеца сможет избавиться от беса.
![Илья целует Кудец](https://s3.sotaproject.com/files/005558f3-339f-429d-9fc0-a80fe528c7ba.png)
Как и с бесом, с Ильей Индика рассуждает на философские темы, осознает, что он более воцерковленный, чем она. Монахиня все больше сомневается в Боге и влюбляется в своего спутника, Илья тоже испытывает симпатии к девушке, но ничем хорошим их история, к сожалению, не заканчивается. У Ильи начинается сепсис, Индика отрубает ему руку, за что он злится на нее и продолжает путь с отрубленной рукой в сумке, в надежде, что она сможет прирасти.
Священник храма, где находится Кудец, сдает Илью милиционерам. То ли случайно, то ли намеренно, я не поняла из-за того, что у меня оборвалась катсцена (почти все катсцены в моей версии игры работали плохо), герои убивают священника. Сам артефакт оказывается пустышкой, Илья безвозвратно теряет руку и сдает украденный Кудец в ломбард, а Индика остается наедине с собой и рефлексией.
Игра обрывается резко, оставляя игроков размышлять над открытой концовкой и о том, существуют ли Бог, дьявол и душа, и в чем вообще смысл жизни.
Разработчики
Odd Meter изначально была московской игровой студией. До «Индики» они выпустили SACRALITH:The Archer’s Tale — VR-игру в средневековом сеттинге о лучнике. Русский язык игра не поддерживает, в отличие от «Индики», но имеет очень положительные отзывы. Поиграть в нее я не имею возможности из-за отсутствия шлема виртуальной реальности.
Когда началась война с Украиной, разработчики перевезли студию в Казахстан и уже там доработали и выпустили «Индику». Режиссером, а также одним из гейм-дизайнеров и сценаристов выступил Дмитрий Светлов, являющийся также и директором студии. Он открыто осудил вторжение России в Украину.
![Индика на кладбище](https://s3.sotaproject.com/files/74245918-d1e0-42da-9457-18f4c92d3492.png)
Разработчики столкнулись с критикой сразу с нескольких сторон. Если вбить в поисковую строку название игры, одна из первых ссылок будет вести на статью «Царьграда» под авторством пропагандиста Егора Холмогорова, в которой тот называет игру «кощунственной» и предлагает вместо нее поиграть в ранее упомянутую «Смуту», а Роскомнадзору «заблокировать доступ к этой бесовщине».
Когда в официальном твиттер-аккаунте игры появилась дата выходы игры, российское твиттер-коммьюнити возмутилось, что на картинке нет времени выхода в России (с русскоязычной аудиторией команда наиболее активно общается не в твиттере, а во «ВКонтакте»), а украинское коммьюнити ставило клеймо на игре лишь из-за того, что ее создали россияне.
![Пример реакции украинских твиттер-аккаунтов на игру. Олег Данилов заявляет, что не собирается разбираться в типах россиян и отправляет игру в бан, потому что россияне](https://s3.sotaproject.com/files/2bee37f8-49b0-417a-8eda-426876f1e2d2.png)
Геймплей, антураж и орущая Индика
Как уже было сказано ранее, я играла на консоли, а именно на Xbox Series X, и с этим возникли некоторые трудности и странности, поскольку я столкнулась с проблемами, с которыми не сталкивались мои знакомые пользователи ПК.
Игра разработана на движке Unreal Engine 4. При работе с ним, в частности, при оптимизации игр на игровые консоли, возникает неприятный «рваный» эффект. Так, у меня снижалось количество кадров во время бега и в катсценах (а некоторые и вовсе внезапно обрывались).
Несколько раз модель Индики синхронизировалась вместе с движущимся объектом. На видео пример, как монахиня без моего участия движется вместе с плотом.
В данном случае это не такая ужасная проблема, как в случае отвратительного платформенного уровня на рыбном заводе, где нужно добраться до выхода по движущимся жердям, при этом уворачиваясь от огромных рыб. Несколько раз Индика начинала двигаться вместе с жердями и падала в горящий чан.
![Рыбозавод](https://s3.sotaproject.com/files/ea399ec9-a663-461a-8b34-073f36c708d1.png)
Но самой большой проблемой стал звук. При потрясающей озвучке (мне понравились абсолютно все актеры), громкость звука постоянно скакала. Настройки громкости в игровом меню, кажется, работают только в случае отключения звука вовсе. Сколько я ни крутила — ничего не менялось. Также я пыталась менять настройки звука самого телевизора, но это тоже не помогло.
Например, Индика может внезапно начать кричать, но говорящего с ней в этот момент беса практически не будет слышно. Очень тихие катсцены. Я откровенно устала каждые пять минут менять громкость на телевизоре, и меньше всего мне хотелось, чтобы в два часа ночи мои соседи слушали, как Индика кричит Илье, чтобы он поднимался на лифте.
Про геймплей. Это симулятор ходьбы с элементами платформинга. Для управления Индикой нужны левый джойстик и три кнопки (для действия, бега и карабканья). Пару раз игра предложит управлять Ильей, для этого понадобится четвертая кнопка.
Можно заходить в домишки, собирать коллекционные предметы, за которые дают очки послушания (о них позже), залезать на коробки, двигать те самые коробки и решать несложные головоломки. Игра линейная, проходится в среднем за 4 часа, я потратила около 5, поскольку подолгу рассматривала интерьеры заброшенных деревенских домов.
![Пример коллекционного предмета](https://s3.sotaproject.com/files/01f7aba0-427d-4da6-ad86-275b4ae06901.png)
Большая часть головоломок связана с перемещением вещей при помощи паровой техники, почти во всех случаях это подъемный кран. До того, как оказаться в монастыре, Индика помогала отцу в его магазине паровых велосипедов, в связи с чем умеет пользоваться всеми возможными видами транспорта.
Очки послушания — это то ли издевательство над игроком, то ли невероятно глубокая задумка. Очки можно получить за коллекционные предметы, за зажигание свечей в красных углах и на могилах, и с самого начала игры у Индики уже есть уровень и около полутора тысяч очков.
Во-первых, из странного, очки выглядят как логотип «Соты».
![Очки послушания за поджигание свечи. Количество очков отображается в левом верхнем углу](https://s3.sotaproject.com/files/445159ca-ee2e-408b-ac6f-f94129e2a031.png)
Во-вторых, сами разработчики на экранах загрузки сообщают, что в очках нет смысла.
![Экран загрузки](https://s3.sotaproject.com/files/87cfa88c-c150-4113-83d8-cb6ab51e8af3.png)
Под конец игры я обратила внимание на левый верхний угол и обнаружила, что очки на каждом следующем уровне пропадают — их становится примерно на 100 очков меньше. К слову говоря, а что с этими очками можно сделать? Прокачать возможность… получать больше очков.
![Экран прокачки](https://s3.sotaproject.com/files/8de3815f-c6a8-403f-ab2c-730d7b28e2be.png)
Возможно, через эту систему разработчики попытались донести мысль, что сколько бы Индика себя ни терзала — это ничего не изменит. В послушании нет никакого смысла, поэтому незачем обыскивать каждый дом в поисках икон и книг. Конец у игры будет один — плохой. Причем здесь пиксель-арт — все еще непонятно. Кстати о нем.
![Пиксельные уровни-платформеры](https://s3.sotaproject.com/files/34766333-3acc-48fc-a9dd-48c126480143.png)
Хуже, чем бег по жердям на рыбозаводе, оказались пиксельные уровни-платформеры. В них рассказывается предыстория Индики. Эти уровни не приспособлены для контроллеров. Как бы я ни крутила чувствительность, Индика не долетала до все тех же очков послушания, которые было необходимо собрать все, чтобы пройти уровень, не допрыгивала до платформ и сто раз падала вниз.
Уровень с гонкой на паровом велосипеде чуть не довел меня до истерики. При повороте камеры, который происходит автоматически, движение инвертируется. То есть, чтобы ехать направо, надо жать левую кнопку, прямо — вниз, и так далее. То же самое, кстати, происходит в головоломках с краном. Камеру нужно держать строго прямо, иначе управление сломает игроку мозг.
Эти уровни интересны с точки зрения истории героини. В них мы узнаем, что отец научил Индику управлять паровыми транспортными средствами, что она влюбилась в цыгана Мирко, они попыталась сбежать с ним от ее отца, за что Мирко был убит, а Индика оказалась в монастыре. Но проходить эти уровни на консоли — боль. Я переключалась с джойстика на стрелочки, но ситуации это помогало не сильно.
Возможно, яркий пиксель-арт выбран для создания контраста между текущим временем и прошлым, в котором Индика еще была свободна от мук как беса, так и самой веры.
![Заброшенный дом кукольника](https://s3.sotaproject.com/files/5a7866da-e445-4a2f-ac87-f8502f6fa95c.png)
В игре отсутствует кнопка сохранения. Также неясно, в какой момент игра автоматически сохраняет процесс. Но в меню можно просто выбрать любой уровень, всего их 20. При желании, если, например, игрок захотел вновь прошерстить какую-либо локацию, можно запустить конкретно ее.
Хочется сказать и о хорошем. Самое лучшее, что есть в «Индике», — это графика. Здесь придраться совершенно не к чему. Игра выглядит просто потрясающе. Хочется изучить каждый уголочек локаций, насколько красиво они сделаны.
![Фотореалистичная локация последнего уровня, ломбард](https://s3.sotaproject.com/files/e49a6d40-a4d3-411f-9803-0feef225b7db.png)
Видно, что разработчики гордятся своей работой и хотят, чтобы игроки как следует все рассмотрели. Для этого на некоторых уровнях есть скамейки, на которые можно сесть и осмотреть виды вокруг, меняя их нажатием кнопки.
Игра коридорная — она сама ведет игрока от точки A до точки B, поэтому пропустить какую-либо симпатичную локацию практически невозможно, деревенские дома, цеха, комнаты в монастыре выстраиваются так, что игрок пройдет мимо, только если ему неинтересно.
Также отмечу работу звукорежиссера (если не считать проблем с громкостью). Музыка, звуки окружения и голоса персонажей сочетаются идеально. В деревнях слышна… тишина. Ну, знаете, когда кроме вас нет никого. Сломанные деревянные ставни трещат на ветру, под ногами скрипит снег, а где-то очень далеко гудит что-то неизвестное. Тревожно. Так, как нужно.
![Спасов. Цирк](https://s3.sotaproject.com/files/9ceaf838-e319-4b43-a03b-c495a1562ba9.png)
Вероятно, это вкусовщина, но я люблю хтонь. Мое детство, как и, мне кажется, многих других жителей постсоветского пространства, было хтоническим. Практически все оно прошло в небольшой деревне в Нижегородской области. Я терпеть не могла быть там, пока, взрослея, не начала видеть прекрасное в заброшенных домах, древних старообрядческих кладбищах и бескрайних полях.
Как в жизни, так и в игре в заброшенном доме могут оставаться предметы бывших жильцов, и можно попытаться понять, кем они были. Как и предположить, какими были люди, жившие за сто лет до твоего рождения, ныне ставшие землей под гнилым деревянным крестом без таблички с именем. В тишине и пустоте может скрываться история — поэтому мне нравится подобный антураж, и только благодаря нему я готова простить «Индике» все то, что описала выше.
![Индика и Илья играют в его старые игрушки](https://s3.sotaproject.com/files/d0ab8ae6-a231-4d0d-bb91-0d152f581a2a.png)
«Индика» — пусть и не первая игра студии, но, как мне кажется, именно она — хороший старт Odd Meter. Если разработчики исправят описанные выше проблемы, то я, быть может, даже назову ее идеальной. Сейчас я готова назвать ее хорошей. Она потрясла мировое сообщество геймеров как в положительном, так и негативном ключе. Она провокационная, дерзкая и невероятно грустная, и мне кажется правильным, что разработчики оставили концовку открытой, поскольку таким образом игроку есть, над чем подумать, и ощутить тоскливый осадок после прохождения.
![Спасов, улочки](https://s3.sotaproject.com/files/8a21de10-37f9-4692-9651-12333a7b29d7.png)
Ведь в этой игре нет ни одного положительного персонажа. Плохие совершенно все — от самой Индики до настоятеля собора Иоанна Дамаскина. Нет ни одного приличного уголка, где не было бы грязи и серости. При том, что будто бы каждый персонаж верит в Бога, на деле все они лицемерны и лживы. И бес в голове Индики, и сами разработчики верно отмечают, что в послушании нет никакого смысла. А в чем он есть, и есть ли он вообще? Ответы игроки найдут в рефлексии.