«Императрицы»: в прокате странное кино о русской монархии, переворотах и правлении «сильной рукой»

26 октября в прокат вышел новый фильм от создателей «Викинга» и «Союза спасения» – «Императрицы». Режиссером ленты был назначен (иначе не скажешь) Андрей Кравчук – главный любитель истории в отечественном кино. Прежние его ленты были о сильных мужчинах, жизнь которых крутилась исключительно вокруг России и власти. Сейчас же он снял, по меркам нашей страны, феминистское кино – о трех женщинах на российском престоле. Можно было бы назвать это прогрессом (обычно в российском кино женщинам место на кухне), только вот ни о каком интересном содержании и речи быть не может. Вместо яркого и самобытного фильма мы опять имеем госзаказ, продюсера Тину Канделаки, деньги от «Газпрома» и главную мысль – что Россия великая.

Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru

Стоит сначала заметить, что авторы фильма – страшные манипуляторы. Их реклама абсолютно не соответствует внутреннему наполнению «Императриц». Трейлер сделан в стиле дорого-богато. Посмотрев его, зритель наверняка вообразит себе отечественный аналог «Марии-Антуанетты» Софии Копполы или же недавней «Жанны Дюбарри», то есть историческую ленту о жизни во дворце с некими художественными допущениями. В крайнем случае была надежда, что повторится «Союз спасения» все того же Кравчука. А вот, как описывает фильм «КиноПоиск»: «Петр I пообещал маленькой дочери Елизавете, что выдаст ее замуж за Людовика XV и она станет королевой Франции. Но все планы, в том числе договоренности с французским королем, рушатся вместе со смертью великого монарха: Петр I уходит из жизни, не успев назначить наследника. Так начинается безжалостная и беспощадная эпоха дворцовых переворотов – время интриг и борьбы за власть. Устоит ли построенная Петром империя и ее новая столица Санкт-Петербург? Какую цену придется заплатить Елизавете Петровне, младшей дочери великого монарха, чтобы занять свое место в истории? И что могут дать России женщины на престоле?» На постере «Императриц» изображены три правительницы Российской империи: Екатерина Первая, Анна Иоанновна и Елизавета. На роль Елизаветы взяли «космонавтку» Юлию Пересильд. Казалось бы, что тут не так? А то, что трейлеры и описания завлекают зрителя на костюмированный (и художественный!) фильм, а получаем мы документальную ленту с уже смутно знакомым голосом Хабенского.

Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru

Как же так вышло? Вспоминаем, что Кравчук был режиссером документалки «Петр I: Последний царь и первый император». Там тоже авторы приманивали зрителя баталиями в трейлере. В итоге зрители посмотрели двухчасовой пересказ жизни Петра с немногими художественными фрагментами и голосом Хабенского за кадром. «Императрицы», как оказалось, – продолжение этой документальной «эпопеи» (а в 2024 г. нам обещают фильм о Екатерине Второй). Дело, опять же, тут не в качестве фильма, а в том, что авторы решили обмануть своего зрителя, прекрасно понимая, что на художественном фильме можно заработать больше, чем на документальном. Ну, не покажут в России нового «Наполеона», так хоть на Елизавету в Зимнем на большом экране посмотреть. Так и вышло, что зрители, которые покупали билет на художественное переосмысление российской истории, получили двухчасовой пересказ, словно из учебника Мединского, с фирменной патетикой и возвеличиванием империи. В зале были слышны разочарованные диалоги. Их можно понять – новому детищу Кравчука место разве что на YouTube, ну, или на «КиноПоиске», но никак не в кинотеатрах.

Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru

Около половины ленты занимают вырванные из контекста исторические реконструкции. Между ними впихнули рисованные (плохо) вставки, в которых объясняется, кто кому и кем по крови приходится и как Екатерина Первая отстреливала оленей и гусей (самая увлекательная история в данном фильме). Потом – внезапно! – в качестве эксперта возникает некая уважаемая женщина. На камеру она рассказывает, что Екатерина Первая была грубовата, Анна Иоанновна была слабой правительницей, а вот Елизавета Первая вызывала восторг у военных, поэтому ее в итоге и привели на российский престол. Дворцовые перевороты – тема обширная и прелюбопытная, но получилась она у Кравчука скомкано. Фильм то заваливается в историчность (ни шага в сторону, цитируем только документы!), то в художественность (плевать на документы, изобразим, как нам нравится!). Получается, что документальным фильм назвать нельзя – слишком много художественных отступлений, а в них вымысел неизбежен. Но это и не художественная лента – мешают сиплый голос Хабенского, который зачитывает единственно правильное мнение о прошлом России, и неожиданные вставки с экспертами. Неизвестно, чья была идея создать это чудовище Франкенштейна, но лучше бы автор идеи занялся чем-то более полезным.

Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru

Любопытен, впрочем, посыл авторов. Считать его не составит труда: во-первых, Россия – великая держава; во-вторых, заграница нас не любит; в-третьих, господин имеет право на всякие излишества, в том числе за государственный счет (самая странная тема ленты, стоит сказать). Хотя фильм называется «Императрицы» и должен рассказывать о трех женщинах на престоле (Екатерине, Анне и Елизавете), подробно повествуют нам только о правлении Елизаветы. О Екатерине Первой зритель ничего почти не узнает, при том, что правила она около 10 лет. Чем отличилась ее эпоха? Чем она любила заниматься, кроме стрельбы по оленям? После нее править начинает Анна Иоанновна, но о ней авторы рассказывают и того меньше. Только презрительно скажут, что она была «слабым правителем». В чем выражалась эта «слабость», зрителю не объясняют. Затем власть захватывает Елизавета Первая – «фаворитка» авторов. В фильме превозносят ее благоразумие, любовь к искусству и (без этого никак) военные победы. Никто не спорит, что Елизавета – важная фигура в российской истории, но слишком уж тут ее обеляют. Отчего-то период ее правления называют «самым мирным в истории России» – но как это может быть, если она воевала с Пруссией и российская армия брала Берлин? Она любила свой народ и пыталась облегчить его долю – но огромные деньги шли не на нужды народа, а на новые роскошные дворцы, несколько тысяч платьев и богатые балы. Главной задачей правителя авторы называют укрепление престижа страны через – разумеется – военные победы. Расчетливая и алчная (а именно так ее показывают) Елизавета становится для авторов примером успешного управленца. Следующий император Петр Третий (муж Екатерины Второй) жалок на фоне окружающих его великих женщин. С презрением Хабенский замечает, что Петр Третий стал первым российским правителем, что заключил мир с противником на условии возврата ему земель (речь о территории Пруссии, занятой российскими войсками в ходе войны с Фридрихом Вторым). Настоящий же русский правитель никогда ничего не отдает, заявляет фильм. Любопытно, услышим ли мы обвинения в слабости в сторону Екатерины Второй? А то по Петру Третьему прошлись за заключение мирного договора с Пруссией, а как же Екатерина, которая, собственно, и выводила российские войска из Пруссии и потом с этой Пруссией дружила?..

Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок фильма «Императрицы» / kinopoisk.ru

«Императрицы», несмотря на попытки сохранить бесстрастность и историчность, все же являются детищем политической конъюнктуры. История трактуется в нужном для нынешней идеологии ключе. Авторам не так уж важно, что было у Екатерины Первой, почему плоха была Анна Иоанновна и чем хороша ее соперница Елизавета. Важнее донести через исторический рассказ, какого правителя должны выбирать россияне сейчас. Не слабого, как Анна Иоанновна и Петр Третий, а циничного и жесткого. Россией же можно управлять только силой и жестокостью.