«Джокер: Безумие на двоих»: в прокате продолжение знаменитого фильма с Хоакином Фениксом

В мировой прокат вышел самый долгожданный фильм осени – «Джокер: Безумие на двоих». Тодд Филлипс и Хоакин Феникс пытаются повторить успех знаменитой ленты 2019 года. Увы, но получилось не так, как им бы хотелось, и неизвестно, кого в этом винить. 

Тот, кто любит кино, знает, что снять хороший сиквел талантливого (а тем более культового) фильма очень сложно. На грани с невыполнимым. Тем более если первый фильм снимали без намека на продолжение. В 21 веке болезненно чувствуется кризис идей – кажется, что все уже сняли/написали. Найти что-то действительно оригинальное и при этом талантливое – большая удача. Оттого «Джокер» Тодда Филлипса в свое время произвел эффект разорвавшейся бомбы. «Джокер» 2019 г., хоть и отсылал к изъезженной франшизе DC, был самодостаточным, глубоким и необычным. Тогда Филлипс деконструировал знакомый нам образ маньяка-психопата с зелеными волосами и показал его обычным человеком с тяжелым прошлым и психическими проблемами. Это был уже не кинокомикс, в котором Джокер выступал антагонистом – нет, это была драма с социальным уклоном, почти что исповедь «маленького человека», которого всю жизнь обижали, а он взял и дал отпор этому сумасшедшему миру. Фильм, имея бюджет в 70 миллионов, заработал ошеломительный миллиард долларов (к слову, это самый кассовый фильм в истории с возрастной категорией R). Понятно, что успех решили развить, но отчего-то не учли, что «Джокер» – история законченная. 

Тодд Филлипс – способный режиссер. Сомнений нет, что его окружали столь же способные люди, которые честно хотели и теперь снять что-то хорошее. К роли Джокера вернулся Хоакин Феникс (получивший Оскар за первый фильм). Было решено, что в продолжении у Джокера появится любовная ветка – разумеется, Харли Квинн, а сыграть ее пригласили Леди Гагу. Феникс и Леди Гага прекрасно сработались. Фильм мог получиться замечательным, хотя бы не хуже первого… Но, посмотрев второго «Джокера», понимаешь, что же убило все начинания съемочной группы – сценарий. Как бы вы ни старались (актеры, операторы, монтажеры и проч.), плохой сценарий – это главное зло кино – уничтожит все, к чему вы приложили руку. Филлипс явно боялся снять скучное, лишенное интриги продолжение, он хотел экспериментов, хотел повысить градус безумия и чтобы никто не посмел его упрекнуть, что он паразитирует на успехе первого фильма. Нужно было снять что-то радикальнее, необычнее, «все страньше и страньше». Возможно, таким первый вариант сценария и был – необычным и поистине безумным. Но мы этого уже не узнаем. Зато мы знаем, что он не устраивал по какой-то причине Хоакина Феникса. Со слов Леди Гаги, Феникс критиковал сюжет Филлипса и Скотта Сильвера (они же писали сценарий первого фильма). «Мы очень часто сидели у Хоакина, просматривали сценарий, а потом просто разрывали его и переписывали заново» – говорила она об этом. Это подтвердил и режиссер: «Я говорю о Хоакине, что он туннель в конце света. Ты думаешь: "Да, эта сцена работает, давайте просто снимем ее". А Хоакин говорит: "Нет, давай просто быстро об этом поговорим", и через три часа ты уже переписываешь ее на салфетке». Что же, если сценарий действительно переписывали вот так, буквально на салфетках… ясно, отчего он вышел столь фрагментарным, нелепым и неестественным. 

«Джокер: Безумие на двоих» не понравился сначала критикам, а потом и зрителям. Впервые его показали 4 сентября на Венецианском кинофестивале, и после этого оценки критиков были скорее сдержанными. Рейтинг свежести на Rotten Tomatoes тогда составлял 60%. Но после начала мирового проката 4 октября рейтинг критиков упал до 38%. Вот, что пишут о фильме на заграничных сайтах: «Ужасное кино, снятое только ради денег», «Невыразительная и ненужная тягомотина», «Скучно и однообразно», «Унылое, неприятное кино, трудно понять, для кого оно было сделано». В большинстве обзоров чаще всего ругают музыкальные номера, странный сюжет и плохо написанную роль Леди Гаги. 

Кадр из фильма / «Кинопоиск»
Кадр из фильма / «Кинопоиск»

Действие второго «Джокера» развивается через несколько лет после событий первого фильма. Джокер (он же Артур Флек) стал настоящим поп-героем. У него появились поклонники и подражатели. О нем снимают кино и рисуют мультфильмы. Поклонники признают, что Артур безумен и его нужно лечить, но его жестокость (5 убийств в первом фильме, включая убийство в прямом эфире) объясняют его плохими жизненными условиями и невозможностью получить нормальную психиатрическую помощь. Он стал героем для множества бедных, угнетенных людей из нищих кварталов Готэма. Впрочем, не все его поклонники несчастные и обездоленные – Харли вот из хорошей семьи и с образованием психиатра, но ее завораживает безумие Джокера. Девушка добровольно ложится в клинику Аркхем, где содержится Джокер, и пытается с ним сблизиться, притворяясь такой же психопаткой, как и он сам. Артур Флек сразу замечает яркую и ненормальную Харли, и у них быстро начинается роман. Но есть проблема – у Артура скоро суд, на котором будет решаться вопрос о его вменяемости. Прокурор будет настаивать, что он вменяем и должен понести наказание за совершенные убийства (в данном случае это электрический стул). Артур же должен доказать, что он действительно безумен, ничего не понимал и убивал не он, а его альтер-эго Джокер. В этом случае его оставят в Аркхеме и позволят спокойно доживать жизнь в более-менее приемлемых условиях. 

Первые проблемы фильма всплывают этак после 15-20 минут хронометража. До этого нам показывают мрачный Аркхем, усталый персонал с глупыми шутками и прекрасного Феникса, который мог бы вытянуть этот фильм, если бы не дальнейшие нелепости. Потом Артур замечает Харли, они разговаривают – и начинается любовная история в стиле искореженного «Ла-Ла-Лэнда». Джокер и Харли начинают петь. А потом снова. И снова. И снова. Вы правильно поняли – «…Безумие на двоих» самый что ни на есть мюзикл с песнями и танцами, но, в отличие от уже упомянутого «Ла-Ла-Лэнда», песни тут по большей части заимствованные. Филлипс собрал хорошие песни из прошлого, но смотрятся они чужеродно. Некоторые вообще не любят мюзиклы, потому что люди в них внезапно посреди диалога начинают петь. Но мюзикл Филлипса сам по себе выстроен неумело, музыкальные номера начинаются слишком внезапно, разрывая атмосферу, а вместе с тем и логику повествования. Кажется, что у режиссера стоял спущенный сверху план – вставить в фильм 15 песен. И он взял сценарий и наугад расставил в нем песни, не задумываясь, как это выглядит со стороны. А что, план по песням же выполнен! Понятно, что Филлипс хотел этим сказать. Музыкальные номера должны были раскрывать внутренние переживания Джокера и Харли, быть воплощением их общей мечты, полетом души. Но, не понимая, как работает хороший мюзикл, Филлипс все свел к неловкому (и совсем не безумному) абсурду. 

Кадр из фильма / «Кинопоиск»
Кадр из фильма / «Кинопоиск»

Но даже это можно было бы простить фильму, выстрой он убедительную и глубокую драму. Хорошее кино не может существовать без сильных персонажей – а их, в отличие от первого «Джокера», здесь нет. Хоакин Феникс честно отыгрывает своего героя, но все, что он показывает, уже было. Артур Флек не развивается как персонаж, несмотря на суд и влюбленность в Харли. Фильм опять рассматривает прошлое Джокера, опять разбираются его психологические травмы (из первого же фильма), но образ это не обогащает. Джокера должна была раскрыть его линия с Харли, но написана она кое-как, слишком стремительно, без психологической достоверности. Зритель не успевает понять, с чего Джокер обратил внимание именно на нее, с чего решил, что влюблен в нее и не может без нее жить. Но это же главная тема фильма! О неловкости и бесстрастности сексуальной сцены лучше не говорить вовсе. Леди Гага – интересная актриса, но ей тем более нечего играть. Ей написали схематичную роль, и ей тесно в этих рамках. Предполагалось, что образ Харли усложнится в музыкальных номерах, но (как мы помним) этого не случилось. Это все убивает психологизм первой части: Джокер становится карикатурой на самого себя, а Харли – обычной girlfriend, у которой за душой ничего, кроме необъяснимой одержимости главным героем. 

Конечно, не все в «…Безумии на двоих» настолько плохо. С технической частью (кто бы сомневался) все отлично. Ну, и музыка приятная (особенно если закрыть глаза и слушать только ее). Но ее можно послушать и без фильма, достаточно нагуглить сборник лучших песен Фрэнка Синатры или Билли Холлидей. Достойно упоминания разве что мультипликационное начало в стиле старых мультфильмов Warner Brothers – вот это оригинально и ностальгично. Но остальное…

Кадр из фильма / «Кинопоиск»
Кадр из фильма / «Кинопоиск»

Неизвестно, получится ли у фильма заработать, но до высоких оценок первой части, увы, ему точно не добраться. Зрительский рейтинг на IMDb сейчас – 5,3 из 10, на «КиноПоиске» – 5,8 из 10. Для сравнения первая часть имеет на IMDb оценку в 8,4, а на «КиноПоиске» – ровно 8. Больно говорить, но, похоже, это провал.