«Дюна: Пророчество»: разбираем главную осеннюю новинку HBO

На HBO вышел сериал «Дюна: Пророчество» – приквел дилогии Дени Вильнева «Дюна», этакая смесь «Игры престолов» и (немного) «Звездных войн». На протяжении 6 серий герои (наследники династий, искусные политики и «серые кардиналы» в платьях) пытаются решить судьбу Империи. И это очень любопытное зрелище, если вы любите сложное кино, которое желательно смотреть, обложившись справочниками по теме. 

Авторка заранее извиняется перед фанатами за возможные ошибки – вселенная «Дюны» ОЧЕНЬ запутанная.

После того, как стало известно о запуске сериала (в довесок к фильмам Вильнева), стало понятно, что киношники нашли новую золотую жилу. До Вильнева огромная вселенная Фрэнка Герберта была известна немногим (и то помнили не оригинал Герберта и даже не фильм Дэвида Линча, а игру Dune II, которая в 90-х стала «пионером жанра стратегий в реальном времени»). Вильнев сделал «Дюну» частью массовой культуры – это по-своему интересный феномен, дилогия Вильнева разительно отличается от типичных блокбастеров, но, несмотря на это, она завоевала множество поклонников. Понятно, что за неимением оригинальных сюжетов есть соблазн схватиться за что-то более-менее новое и прибыльное и доить это, делая из франшизы нечто монструозное (главное – это деньги). Неужели и вселенную «Дюны» постигнет эта участь? Пока об этом говорить рано. Сейчас Вильнев снимает третью часть («Дюна: Мессия»), а HBO выпускает сериал о Бене Гессерит. 

К созданию сериала причастна компания Legendary Pictures, она же ответственна за фильмы Вильнева, собственно, права на книги по «Дюне» на данный момент принадлежат ей. Если верить информации из «Википедии», заказ на сериал поступил еще до того, как вышел первый фильм (в 2021 г.), изначально часть сериала должен был снять все тот же Вильнев, но что-то пошло не по плану. Актеры менялись, увольнялись режиссеры, съемки приостанавливались. Шоуранером стала Элисон Шапкер, в главных ролях снялись Эмили Уотсон, Марк Стронг и Оливия Уильямс. В итоге права на показ выкупил HBO, который выпустил первую серию 17 ноября, а вторую – 24 ноября. Два финальных эпизода обещают показать 22 декабря. 

Кратко расскажем, о чем речь. Все равно без дополнительных источников (и фанатов оригинальных книг) обычный зритель не разберется. Итак, действие «…Пророчества» развивается за 10 тысяч лет до событий «Дюны» Вильнева (и, соответственно, книги Герберта). Сравнительно недавно закончился т.н. Батлерианский Джихад – так во вселенной называется война людей с мыслящими машинами. Люди в этой войне победили, машины уничтожили, сложилось новое мировое устройство. Лидером новой Империи стал Файкан Батлер, бывший лидером Джихада, он взял себе новое имя – Коррино (в честь битвы за Коррин, при которой были уничтожены все машины) – и основал дом Коррино, который в итоге правил Империей более 10 тысяч лет. На этой войне против машин особенно проявила себя династия Атрейдес (из нее позже выйдет главный герой «Дюны»). А вот династия Харконнен (которая в «Дюне» слыла антагонистом) была заклеймена позором – потому что Харконнен бежал с поля боя вместо того, чтобы сражаться вместе со всеми. После этого семья Харконнен пребывала в забытье и упадке, но ее молодые члены не оставляли надежды возродить ее высокий статус. 

Героиня, которая в «…Пророчестве» толкает сюжет, – это правнучка того самого Харконнена, который бросил своих в битве при Коррине. И, хотя в русской озвучке ее упорно называют Валия, ее имя в оригинале звучит как Валя. Русские имена Харконненам отчего-то очень полюбились – в «Дюне» был Владимир, теперь вот Валя, есть еще Тула Харконнен и Евгений Харконнен… Валя поступает в Орден сестер (он же Бене Гессерит), чтобы учиться и развивать свои сверхъестественные способности. Она становится любимой послушницей пожилой Преподобной Ракеллы, которая, лежа при смерти, назначает своей наследницей Валю Харконнен, а не другую послушницу, Доротею (как ранее планировалось). Ракелла видит видение о том, что спустя много лет явится кто-то, кто разрушит Империю и заодно Орден сестер. Не допустить это и должна Валя Харконнен. 

Собственно, из-за этого у Вали случается конфликт с Доротеей, и она убивает ее с помощью своей силы. Валя и те, кто с ней согласен, намерены укрепить влияние Ордена. Вообще в планах Ордена есть амбициозный план – с помощью селекции вывести особого человека с еще более сверхъестественными способностями. Лучше всего этого объясняют «Хроники Дюны» на fandom.com: «Учение Бене Гессерит было заложено теми, кто видел необходимость преемственности в жизни человечества; они понимали, что она невозможно без разделения на людей и животных – для их евгенических программ. Они могут планировать рождение воспитанницей ребенка от кого-то из близких родственников для закрепления доминанты в генетической линии, или по другим причинам… Все записи евгенической программы спаривания людей хранятся в Брачном индексе». Но в сериале Бене Гессерит более озабочен тем, чтобы посадить на императорский трон кого-то из Сестер, чтобы укрепить положение Ордена и, по сути, заставлять императрицу исполнять его волю. 

Претендентка на эту роль находится через несколько десятков лет. Валя Харконнен заметно изменилась (в юности ее играет Джессика Барден, а позже – Эмили Уотсон, многим знакомая по «Чернобылю»), но по-прежнему горит идеей усилить Орден. Принцесса Инес из правящего дома Коррино (Сара-Софи Бусснина) хочет вступить в Орден, чтобы открыть в себе новые способности. Валя (все так же главная в Ордене) видит в этом шанс – девушку нужно убедить в важности миссии Сестер и тем самым сделать из нее послушного союзника. За ней присматривает одна из Сестер (в русской версии ее называют именем… Каша). Но и Инес не так проста. Принцесса соглашается на династический брак с 9-летним наследником другой династии, который может помочь ее отцу-императору (Марк Стронг) усилить позиции на Арракисе. При этом она крутит роман со своим тренером по бою Кейраном Атрейдесом…

Вторую серию пересказывать не имеет смысла – спойлеры не помогут лучше понять сериал. 

Ну что, уже запутались? А в действительности сюжет «…Пророчества» намного сложнее. Порог вхождения тут значительно выше, чем у дилогии Вильнева. К тому же снимал Вильнев по первой книге Герберта. Первая «Дюна» лишь открывала вселенную. Затем Герберт написал еще несколько книг, а после него расширять вселенную стал его сын Брайан. Сериал в первую очередь опирается на «Орден сестер Дюны», он вышел в 2012 г., и книгу мало кто читал, разве что большие фанаты обоих Гербертов (и рецензента «Publishers Weekly», который назвал роман неглубокой, но забавной смесью космической и династической мыльных опер»). К счастью, сериал понятнее, чем книга (читать пересказ сюжета книги мучительно), в нем многое поменяли. Те, кто книгу все-таки читали и помнят, пишут, что сериал включает в себя события нескольких книг по вселенной (а не только «Ордена…»), что в нем изменили таймлайн и даже сочинили персонажей, которых в оригинале не было и в помине. Зачем – а чтобы нам было интересно смотреть. Получилась в итоге любопытная смесь интриг в стиле «Игры престолов», любовных приключений, политических скандалов и могущественных женщин, которые лучше любого мужчины знают, как управлять межгалактической Империей. 

Смотреть «…Пророчество» – занятие, конечно, интеллектуальное. Даже если вы хорошо знаете сюжет «Дюны» и последующих книг, поначалу разобраться в происходящем может быть сложно. Сериал словно бы забывает объяснить зрителю элементарные вещи – вот и приходится до всего доходить своим умом. Чтобы не заснуть на середине первой серии, нужно приложить усилие – но потом «…Пророчество» открывается с новой стороны. Эмили Уотсон (совершенно прекрасная) перетягивает на себя внимание, играя сильную женщину со стальным характером. Ее диалоги с Оливией Уильямс чуть ли не лучшие моменты сериала. Через 50-60 минут появляется интерес: что там случилось с маленьким мужем принцессы? как ее встретят в Ордене? что за проблемы у императора на Арракисе? Можно посетовать, что в новой «Дюне» слишком много политики и мало характеров персонажей, но это уж жанр такой – и, скажем честно, у Герберта тоже было больше о политике и большом мире, нежели о сложных характерах и психологии. 

Несмотря на запутанный сеттинг и пренебрежение авторов к пояснениям, «…Пророчество» выполняет главное – затягивает. Это то, что и должен делать хороший сериал – вызывать желание смотреть все новые и новые серии. Есть опасения, что в финале интриги слишком уж перетянут (или, наоборот, глупо упростят), но пока «Дюна» держит высокую планку, которую ставил Вильнев. Но нужно помнить, что она требует больших интеллектуальных усилий – а кто знает, плохо это в наши времена или хорошо.