Кажется невероятным, но осенью 2023 года российское кино еще способно выдавать что-то хорошее. Более того – что-то хорошее и несистемное. 9 ноября в прокат вышли «Чувства Анны» – смесь научной фантастики, социальной драмы и (немного) «Битвы экстрасенсов». Фильм завлекает уже описанием – простым, но совершенно не типичным для нашего кино. Анна Михалкова (дочь Никиты Михалкова) начинает слышать голоса внеземных цивилизаций, и все это под голос Екатерины Андреевой из телевизора и внезапный саундтрек Shortparis. Вот уж точно, есть, от чего сойти с ума (незначительный спойлер – именно это с героиней в итоге и происходит).
«Чувства Анны» сняла Анна Меликян – режиссер нестабильный, но способный в разное время снимать не только слабое, но так же и невероятно чувствительное и любопытное кино. В 2016 г. она номинировалась на «Нику» как лучший режиссер (за фильм «Про любовь»), ранее за фильм «Звезда» она же получала премию на «Кинотавре». К сожалению, большому зрителю ее имя мало знакомо, хотя у Меликян и была попытка расширить свою интеллектуальную аудиторию и выйти в массы. Но именно кино с уклоном в артхаус и философию получается у нее лучше всего. Новые «Чувства Анны» (сама режиссерка говорила, что писала и снимала эту историю под Анну Михалкову) – это кино очень личное, пусть и кажется вначале, что к реальности оно имеет мало отношения. Тут рассматриваются действительно чувства – чувства обычной российской женщины, с ее обычной (увы, скучной) жизнью, которые сильно меняются, стоит ей стать якобы особенной и обратить на себя большое внимание. Инопланетный разум тут если и есть, то нужен, чтобы показать не только стремительно деградирующий мир, но и смятение героини, которая явно не готова была к такому «соседству» в своей голове.
Анна (тезка актрисы и режиссерки) работает на кондитерской фабрике. Постороннему может показаться, что в работе Анны есть нотка романтичности – от молодой женщины постоянно пахнет шоколадом. Но сама Анна не любит свою работу. Она хочет поскорее пойти домой, но там ее встречает семья – нельзя сказать, что плохая, но и не счастливая. Наверное, именно такова обычная российская семья – «близкие» далеки друг от друга, любовь еще есть, но они не понимают, что с ней делать. У Анны двое детей и муж, лучшее характеризующее слово для которого, пожалуй, «никакой» (хорошая роль Тимофея Трибунцева). Чуткий зритель понимает: в этом удушливом быту Анна больше не ощущает себя важной личностью и просто симпатичной женщиной. Нет, к ней не относятся плохо, но все же Анна словно бы теряет себя, свои личные качества, свою чувственность. Она тоже «никакая», как и ее муж, а фильм говорит, что и в ней есть что-то интересное, что и она, такая простая и инертная, может быть серьезной главной героиней.
Все меняется, стоит Анне счастливо (иначе не скажешь) упасть и стукнуться головой. После этого она понимает, что слышит голоса инопланетян. Нельзя сказать, что инопланетяне так уж изобретательны в своих посланиях: так, главный смысл в том, что мир отошел от любви и нужно эту любовь как-то вернуть. Но Анна решает, что обязана донести этот посыл до землян (те, возможно, сами уже забыли о важной силе любви). К тому же внеземной разум говорит, что все умрут через десять лет – если ничего не изменить на планете.
Неизвестно, как бы сложилась жизнь Анны, живи она в нашем реальном мире (возможно, ей бы хватило мужества внушать инопланетные мысли через запрещенную социальную сеть и набирать сторонников на «курсы любви», кто знает). Но в «Чувствах Анны» мы видим некую параллельную реальность, очень похожую на нашу, но в то же время заметно отличающуюся (местами – в лучшую сторону). Повсюду беспокоятся о новой пандемии и боятся умереть, спустив маску с носа на подбородок, а на российских каналах рассказывают о скорой колонизации Марса. Серьезно – Марс «захватывают» настолько успешно, что в Москве вывешивают огромные баннеры со словами «Марс – наш» – чем не доказательство того, что мир слегка сходит с ума? Тут Анна, словно новая Ванга, быстро получает свою долю славы. Несколько ее мелких предсказаний (например, о московском зоопарке) сбываются – и вот уже большая публика заинтересована в провидице, которая точно сможет сказать очень умное человечеству (на деле же ни Анна, ни инопланетяне с их истиной никому не нужны, приятнее получить предсказание, чем пытаться его осмыслить и исполнить). Анна на время становится знаменитостью – и открывает, что она может выйти из привычного затхлого мирка с непонимающим ее мужем и детьми. Только вот разочарование близко – она становится заложницей и нового образа, и своих ожиданий.
Что инопланетный разум не очень-то и важен тут, зритель понимает быстро. Если отвлечься, можно заметить и то, что инопланетяне лишь транслируют мысли, которые могли жить в загнанном сознании героини – что мир гибнет, что нельзя больше так жить, что нужно жить в любви, а не абы как. Фильм отметает сомнения в ясновидении героини – и все же остается впечатление, что Анна транслирует собственные переживания, просто они становятся более весомыми, если их приписать некой величественной силе. Сама же Анна, такая слабая и растерянная, может быть лишь проводником чужой воли, но никак не оратором со своими мыслями (на этом моменте понимаешь, насколько «Чувства Анны» актуальное, в том числе для женского сообщества, кино). Анна понимает, что эта случайная известность – ее единственный шанс выбраться из унылой действительности. Внезапно все разговоры о любви и конце света приобретают новый смысл – ведь героине через них хочется жить и получать удовольствие. Какие уж там пандемии и полеты на Марс. Анна хочет понять, любит ли ее муж (его любовь выражается в обычных для российского человека жестах – дорогой подарок должен быть доказательством его чувств). Потом пытается найти любовь у типичного интеллигента, но он использует ее, чтобы рассказывать интересные истории о «провидице». Разумеется, вся его любовь исчезает, стоит Анне хоть немного отойти от своего нового образа. Героиня пытается применить собственные пророчества на себя, но ничего не получается. Анна постепенно (снова) теряет себя, на ее место приходят подражатели, а ее родная кондитерская фабрика превращается в пародию на что-то из «1984».
Приятно, что такое количество вводных Меликян смогла упаковать в цельное и самодостаточное (и даже местами забавное) кино. Нынешней осенью эта черно-белая реальность «Чувств Анны» становится живой и по-настоящему разноцветной – за счет отлично сыгранных эмоций, столкновения большого и маленького миров и вечного посыла «суки, ну полюбите же уже друг друга (и меня тоже)!». А главная героиня кажется единственным адекватным человеком – у Анны Михалковой получился на удивление яркий и знакомый образ, в котором страшно рассмотреть самого себя. Хочется верить, что российскому зрителю нужно такое кино. Иначе кто им еще напомнит, что жить в мире и согласии – это хорошо.