
Согласно постановлению Верховного суда (ВС), солдат Илья Шевченко был мобилизован в 2022 году и погиб весной 2023-го. Государство должно было выплатить его родителям несколько миллионов рублей, но мать погибшего, Татьяна Ларинина, потребовала исключить из числа получателей денег своего бывшего мужа. По ее словам, он давно исчез из их жизни, не воспитывал сына, не интересовался его здоровьем и учебой, ни разу не поздравил с праздниками, злоупотреблял алкоголем и даже применял насилие к их ребенку. Кроме того, он с 2010 года не платил алименты, в общей сумме задолжав более 600 тысяч рублей.
Женщина предоставила в суд показания свидетелей — соседей, родственников и родителей одноклассников сына, а также представителей школы и участкового. Однако районный, областной и кассационный суды отказали истице в требовании, сославшись на то, что формально отец не был лишен родительских прав и иногда виделся с сыном. Более того, сам молодой человек помогал отцу продуктами уже во взрослом возрасте.
Верховный суд с такими доводами не согласился, выделив, что гробовые — это не просто социальная выплата, но и благодарность родителям за воспитание защитника Отечества. То есть, отец, не участвовавший в жизни сына, не имеет права на такую компенсацию, а то, что погибший хотел общаться с ним во взрослой жизни, никак не влияет на тот факт, что он был лишен отцовской поддержки в детстве.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не учли положения статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания для лишения родительских прав, одно из которых - уклонение от
выполнения обязанностей родителя. <...> Суды первой и апелляционной инстанций также не учли, что в силу положений семейного законодательства семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи. При этом родители должны стремиться к общению со своим ребёнком, интересоваться его здоровьем, участвовать в решении вопросов, связанных с повседневной жизнью ребёнка. Стремление же сына Шевченко И.Г. поддерживать с отцом Шевченко Г.Т. семейные отношения, а также тот факт, что Шевченко Г.Т. на профилактических учётах в органе опеки и попечительства не состоял, родительских прав не был лишён и не ограничивался в таких правах, не свидетельствует об участии Шевченко Г.Т. в воспитании несовершеннолетнего сына, то есть о выполнении им надлежащим образом своих обязанностей родителя. Кроме того, Ларинина Т.В. обращала внимание суда и на то, что Шевченко Г.Т. не содержал сына до его совершеннолетия, имеет задолженность по алиментам с момента их взыскания, а именно с 2010 года, вместо Шевченко Г.Т. материальную помощь для содержания сына (для покупки продуктов, одежды, обуви, игрушек, лекарств, школьных и спортивных принадлежностей, оплаты кружков и спортивных секций, отдыха) Ларининой Т.В. оказывали её мать и бабушка.
— из постановления ВС.